Старший сержант Везунчик: тест-драйв Toyota Fortuner

Как известно, Toyota в России – это нечто большее, чем просто автомобильный бренд. Поэтому нет ничего удивительного в том, что появление каждой новой модели этой марки становится событием, а уж если это новая модель внедорожника – то и подавно. Вот и появление Toyota Fortuner вызвало настоящий ажиотаж: ведь речь идет об автомобиле практичном и выносливом, как работяга Hilux, и в то же время солидном и элегантном, как Land Cruiser Prado!

Концепция универсального солдата

Вот люблю я такие автомобили! Крепкие, вместительные, с солидной рамой и прочным задним мостом, с понижающей передачей в раздаточной коробке и обязательно имеющие в своей линейке тяговитый дизелек. И что с того, что их дорожные манеры далеки от идеала, и что их собратья с несущим кузовом, хитрыми трансмиссиями и полностью независимой подвеской куда шустрей и комфортабельней, да и управляемость у них лучше на порядок. Зато на таком рамном «выходце из прошлого» вы можете не просто «съехать с асфальта», а преодолеть серьезный участок бездорожья, например, лесовозную грунтовку. Да и на асфальте они не настолько плохи, чтобы вызывать раздражение в ходе городской эксплуатации или бросков по магистралям. Словом, «универсальные солдаты». Вот и Toyota Fortuner – как раз из этой категории.

Fortuner_7

Как вас теперь называть

Вот видишь его в первый раз — и сразу понимаешь: серьезный автомобиль, мужской, настоящий. И сшит, похоже, крепко, да и скроен вполне складно. При всей несколько тяжеловесной основательности кузов Fortuner не лишен элегантности. Чего стоит один дерзкий волнообразный изгиб нижней линии остекления! И борта вылеплены очень неплохо, и четкие ребра на капоте вполне уместны, и хром во внешнем декоре «в пропорции»: его достаточно для того, чтобы подчеркнуть уровень автомобиля и статус владельца, но его количество не превращает внешность в «дембельскую парадку». Однако возникает вопрос: а зачем компании понадобилось выводить на рынок новую модель, ведь в линейке уже есть близкий по массогабаритам Land Cruiser Prado? Откуда он взялся, такой красивый, ведь до недавнего времени в России об этой модели толком никто ничего не слышал? И вообще, как правильно произносить по-русски название этой модели? Давайте разбираться.

Fortuner_10
Fortuner_24
Toyota_Details_01
Toyota_Details_04

Начнем с наименования. Имя Fortuner определенно произошло от слова «фортуна», то есть — удача, или везение… Значит, «Фортунер»? А вот и нет. В компании настаивают: английское слово «Fortuner», то есть «Счастливчик» или «Везунчик», произносится как «Форчунер». Англофоны, конечно, букву «р» не произносят, но в этом вопросе Toyota готова пойти навстречу раскатисто рыкающим русским. Ну и несколько слов об истории модели…

Fortuner_12
Fortuner_16

История высокой роскоши

Начать придется издалека, с 1968 года, когда в линейке компании появился пикап с заводским кодом RN10, получивший амбициозное имя Hilux (сокращение от Highly Luxurious, «высокороскошный»). Это был легкий заднеприводный грузовичок с 1,5-литровой рядной «четверкой» мощностью 74 л.с. Но когда в 1972 году начались продажи этой модели в США, оказалось, что название ну никак не вписывается в американское представление о роскоши. В общем, во всем мире пикапы Toyota так и известны, как Hilux, а вот в США они продавались просто как Truck, Pickup Truck или Compact Truck. Шли годы, менялись поколения, автомобиль совершенствовался, но только в 1979 году произошло знаменательное событие: он получил полный привод. А в мире (и в первую очередь — в США) как раз начинался бум внедорожников, и наличие полноприводного пикапа позволяло быстро выпустить на его базе недорогой (по причине унификации с массовым легким грузовичком) но вполне «цивильный» автомобиль. Так поступили, например, такие монстры, как Ford и Chevrolet. А Toyota что, хуже? Сказано — сделано, и в 1981 году появилась модель Trekker.

По сути это был все тот же Hilux (ну или Toyota Truck), превращенный в легковой универсал путем ампутации задней стенки кабины и установки легкой пластиковой крыши над грузовой платформой. Совершенствование Trekker привело к выпуску в 1984 году модели 4Runner (он же — Hilux Surf). Линии пикапа Hilux и внедорожника 4Runner/Surf продолжили развиваться параллельно вплоть до 1995 года, когда III поколение 4Runner было построено на совершенно другой платформе, а именно на базе Land Cruiser Prado, а в сегменте пикапов Hilux сменила Tacoma. И вот на этой ноте мы оставим в покое автомобили американского рынка и посмотрим, что происходило совсем в других регионах планеты.

А в это время в Таиланде

Еще в 1962 году японская компания организовала дочернюю структуру Toyota Motor Thailand, а через два года заработал автозавод в городе Самронг, ставший частью программы глобальной экспансии марки. Одним из основных видов выпускаемой заводом продукции стали пикапы Hilux… И вот в середине двухтысячных, когда в Самронге готовились к переходу на очередное, уже седьмое по счету поколение Hilux, возникла идея повторить финт с выпуском на его базе полноценного и комфортабельного, но в то же время не слишком дорогого внедорожника. Так появился первый Fortuner, премьера которого состоялась в 2004 году на международном автосалоне в Бангкоке, а в 2005 автомобиль встал на конвейер...

На фото: Toyota Fortuner '2005–08
На фото: Toyota Fortuner '2005–08

Кстати, по такому же пути пошли и основные конкуренты. Именно так появились Isuzu MU-7 (построенный на платформе пикапа D-Max) и Mitsubishi Pajero Sport на базе L200. В 2008 году Fortuner претерпел первый, а в 2011 — и второй рестайлинг, но в целом модель оказалась вполне удачной и плотно прописалась на рынках Южной Америки и Юго-Восточной Азии, причем в Венесуэле, Колумбии, Аргентине, Индии и Египте была налажена локальная сборка. Собирали Fortuner и в Казахстане, на заводе «Сары-Арка Автопром» в Костанае. Увы, начатое в 2014 году производство было остановлено уже в 2015-м: с одной стороны, на сцену как раз вышло второе поколение Fortuner, а с другой, в условиях кризиса (который затронул не только Россию) автомобиль просто, что называется, «не пошел». Он оказался дороговат, и его продажи составили порядка 20% от запланированных. При таких результатах было решено, что инвестировать деньги в перестройку производства и запуск второго поколения нецелесообразно.

На фото: Toyota Fortuner '2008–11
На фото: Toyota Fortuner '2008–11

Близкий, но другой

Но все проходит, заканчивается и кризис… И вот на этом фоне Fortuner второго поколения пришел к нам в страну. И тут мы возвращаемся к вопросу о том, чем он отличается от Prado и успевшего завоевать популярность Hilux. Начнем с пикапа, с которым Fortuner в значительной мере унифицирован. Во всяком случае, оба автомобиля построены на платформе IMV (Innovative International Multi-purpose Vehicle) — очень прочной, обеспечивающей высокую жесткость на кручение и способной выдерживать жесточайшие нагрузки при движении на бездорожье. У них общие двигатели, одинаковые мосты и трансмиссия. А в чем различия? Прежде всего, в подвеске заднего моста. У Hilux она рессорная, а у Fortuner – пружинно-рычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости. Отличается и интерьер, хотя в нем есть общие элементы — например, мультируль, приборная панель с цветным информационным дисплеем и медиасистема Touch 2 с 7-дюймовым экраном. И все же внутреннее пространство Fortuner и богаче, и дружелюбней.

Toyota_Interior_48
Toyota_Interior_15
Toyota_Interior_41

С заботой о задних

Передняя панель жесткая, но козырек комбинации приборов и крышка верхнего отделения обтянуты натуральной кожей. По заверениям представителей компании, везде, где мягкие элементы могут соприкасаться с телом человека, использован именно натуральный материал, а не искусственный заменитель.

Toyota_Interior_40
Toyota_Interior_01
Toyota_Interior_04
Toyota_Interior_39

Перчаточник двухуровневый, верхнее отделение – охлаждаемое, а открывается оно нажатием на элегантную металлическую клавишу с надписью «Fortuner». Так же, как в дорогих моделях семейства Land Cruiser, левое колено пассажира и правое колено водителя защищены от соприкосновения с углами центральной консоли мягкими накладками. Увы, на уровне «внешних» коленей находятся поручни дверей, а вот в них мягкой сделана только верхняя часть.

fortuner__053

Пассажирам второго ряда предоставлен значительно больший комфорт: их сиденья могут двигаться в продольном направлении, спинки могут менять наклон, есть собственный дополнительный кондиционер. На спинках передних сидений есть складывающиеся крючки для одежды или пакетов, а между их подушками разместилась розетка на 12 вольт и ниша, куда так удобно положить поставленный на зарядку смартфон или небольшой планшет. Есть и третий ряд сидений, причем складываются они вверх и вбок. Ну а если вы не планируете возить шесть пассажиров, то сиденья третьего ряда легко снимаются и складируются, например, в гараже или на балконе. Но пятиместных вариантов не предусмотрено в принципе.

Электроника или механика?

Если же говорить о Prado, то к нам эта модель поставляется и в 5-, и в 7-местном варианте. У него более легкая рама, не столь массивные мосты, но самое главное – Prado оснащается полным набором электронных помощников, способных подсказать, а порой и выполнить за водителя какие-то действия, управляя газом, тормозной системой и трансмиссией. Fortuner – автомобиль железный и механический. Управляя им, ты остаешься один на один и с трассой, и с внедорожными препятствиями. Но в отличие от Prado, который рассчитан в первую очередь на горожанина, лишь изредка попадающего в экстремальные условия, Fortuner способен существовать и работать в таких условиях в течение долгого времени. При этом подразумевается, что вы будете сами грамотно пользоваться имеющимся в вашем распоряжении арсеналом. Для того, чтобы самим почувствовать, как этот арсенал работает, мы и отправились в Оренбургскую область и Башкирию. Нас ждала дикая красота Национального парка «Башкирия» и Зилаирского плато…

Toyota_Static_11

Зачем нам дефлятор?

Итак, команда готова, нехитрые пожитки уложены в объемистые багажники. Кстати, пятая дверь снабжена сервоприводом, и чтобы добраться до поклажи после преодоления грязевого участка вам не придется пачкать руки, достаточно нажать кнопку на брелоке. Еще укладывая вещи, я понял, что «что-то будет»: в багажнике лежали заботливо приготовленные организаторами дефлятор (важнейший инструмент для снижения давления в шинах), мощный компрессор «Беркут» и лопата. Ох, не случайно все это положили в каждый автомобиль… И все же любой внедорожный маршрут обычно начинается с броска по асфальтовой трассе.

На асфальте Fortuner никаких сюрпризов не преподносит. Естественно, он валится в поворотах (а что вы хотите от рамного автомобиля с длинноходной внедорожной подвеской?), но он вполне стабилен, а его реакции предсказуемы. Тандем 2,8-литрового дизеля и классической 6-ступенчатой гидромеханики работает с минимальными задержками: тяга у двигателя просто сумасшедшая, причем солидный момент он начинает выдавать уже на очень низких оборотах. И это важно, потому что в соответствии с последними тенденциями главные пары у автомобиля «легковые», с отношением 3,909. В результате на равнинном участке при скорости в 100 километров в час стрелка тахометра (с милой светящейся синим цветом яркой точкой на конце) застывает на 1 500 оборотах. Но тяги хватает с запасом, и при обгонах автомобиль начинает ускоряться еще до того, как коробка переключится вниз. В подавляющем большинстве ситуаций мне не понадобился ни спортивный режим, ни переход на ручное управление передачами.

Приключения начинаются

Но вот с подвеской все не так шоколадно… Может быть, все дело в том, что тестовые автомобили были обуты в прочные, но тяжелые внедорожные шины Goodyear Wrangler Duratrac. В результате автомобиль собирал и волну, и мелочь, и бугры, причем все это чувствуется на руле. С точки зрения комфорта – не очень, но, с другой стороны, это позволяет лучше чувствовать машину и поддерживать правильную скорость. И именно на шины приходится основная часть шума: сытое ворчание дизеля в салон практически не проникает, в отличие от гудения внедорожного протектора с развитыми боковыми грунтозацепами.

Toyota_Details_05

Клиренс
225 мм

Но вот асфальт ожидаемо заканчивается, и начинается то, зачем мы сюда приехали: внедорожные приключения. А в том, как именно они пройдут, очень многое решает погода. В данном случае нам повезло (или не повезло, это уж с какой стороны посмотреть): в Оренбуржье прошли заморозки, и мягкие грязевые колеи превратились во что-то бугристое, но вполне твердое. Подключил передний мост — и знай себе крути рулем, выбирай траекторию поудобней, пропуская глубокие колеи между колесами. А вот падать в такие колеи всеми колесами не рекомендуется: 225 миллиметров дорожного просвета может и не хватить, и автомобиль плотно угнездится нижними защитами на межколейном бугре, полностью лишившись возможности движения как вперед, так и назад. Не поможет ни пониженная передача, ни жесткая блокировка заднего дифференциала… И вот тут ты убедишься, что наш «Везунчик» — автомобиль все-таки цивильный, и буксирные проушины расположены под бамперами. Чтобы добраться до них и закрепить буксирный трос в такой ситуации приходится в буквальном смысле этого слова «ударять лицом в грязь».

Fortuner_40

Не вздумай трогать тормоз!

Очень помогал жестко подключаемый полный привод и на грунтовках, где вполне твердые участки с нормальным сцеплением чередовались с местами, где верхний слой грязючки успел оттаять, превратившись в этакое скользкое «повидло». Передний мост можно подключать и отключать на скорости до 100 километров в час, так что увидел впереди нечто подозрительное, щелкнул «вертушкой» в нижней части передней панели — и погнал дальше, получив недостаточную поворачиваемость и возможность вытягивать машину газом.

Toyota_Dynamic_30

Но особое место на нашем маршруте заняли скользкие грунтовые подъемы и спуски. Вот здесь точно приходилось заблаговременно включать пониженную передачу (для этого нужно остановиться и перевести коробку в «нейтраль»). И тут у вас есть выбор: задействовать DAC, систему помощи на спуске, или просто перевести коробку в ручной режим и выбрать, в зависимости от крутизны склона, первую или вторую передачу. На самом деле, упражнение не для слабонервных, потому что хоть «на системе», хоть при торможении двигателем вам категорически нельзя касаться педали тормоза. Испугаешься, ударишь по тормозам – и все, автомобиль полностью выйдет из-под твоего контроля, его начнет ставить боком, и чем это закончится, знает только Аллах Всеблагой и Всемогущий. Но если все делать правильно – все происходит вполне надежно и контролируемо.

Fortuner_1

Не хуже ведет себя Fortuner и на скользких подъемах. Здесь главное – держать ровный газ, не перекручивать мотор и точно работать рулем. «Везунчик» вывезет, на то он и везунчик!

Наградой за все эти испытания нам стали великолепные пейзажи Зилаира и знакомое всем любителям внедорожных путешествий чувство «мы это сделали!». И Fortuner не подвел. Хороший автомобиль, правильный!

Fortuner_35

А проще было бы лучше

Впрочем, и на солнце бывают пятна, так что кое-что мне все-таки не понравилось. Во-первых – сам руль. Он обтянут натуральной, но все-таки скользкой кожей. Но это полбеды, я вожу машину в перчатках, привычка такая. Хуже, что его профиль жестко задает спортивный закрытый хват с расположением рук 9 – 3. Такой хват хорош на кольцевых треках и скоростных раллийных допах, где почти никогда не нужно поворачивать руль более чем на 90 градусов. Но на бездорожье, где порой нужно перекладывать баранку «от упора до упора», и где при ударе колеса о препятствие руль вполне может крутануться в руках, закрытый хват – прямая дорога в травмпункт. В таких условиях куда правильней держать руки на 10-2, с большими пальцами, направленными вдоль обода. Но в случае Fortuner такой хват неудобен: эргономические наплывы не позволяют плотно обхватить обод и не помогают, а наоборот, мешают. Впрочем, это сугубо мое субъективное мнение. Вполне допускаю, что кому-то эта баранка покажется верхом удобства.

Toyota_Interior_21

Вторым моментом стала обзорность, причем обзор вперед никаких нареканий не вызывает: сидишь ты довольно высоко, и препятствия исчезают из твоего поля зрения, когда ты подъезжаешь к ним буквально метра на полтора. Хуже обстоит дело с обзором назад: корма высокая, заднее стекло не слишком большое, а от камеры заднего вида толку мало: пара сотен метров по грунтовке - и вместо нормальной картинки ты видишь только размытые пятна. В боковые зеркала (хотя они и имеют вполне благопристойный размер) видно далеко не все, так что маневрирование в лесу может представлять определенную проблему. Но в городе камера весьма практична: например, ее разметка имеет специальный прицел для захода на сцепное устройство прицепа.

Toyota_Interior_20

Анатомия тяжкого выбора

Будет ли «Везунчик» пользоваться успехом в России? Уверен, что будет, несмотря на то, что на данный момент его цены полностью попадают внутрь ценового диапазона Land Cruiser Prado, который предлагается по цене от 2 199 000 руб (за 5-местную комплектацию «Классик» с 2,7-литровым бензиновым мотором и механикой) до 3 994 000 руб («Люкс Safety», 7 мест, 4-литровый V6 и автоматическая коробка). Fortuner пока что имеет только две комплектации, обе 7-местные, обе с 2,8-литровым дизелем и 6-ступенчатым автоматом: «Элеганс» за 2 599 000 и «Престиж» за 2 827 000 рублей. Более дорогой вариант отличается наличием электроприводов сидений и пятой двери, кожаной обивкой сидений и наличием системы помощи при спуске. В случае Prado есть близкая по цене (2 854 000 руб) версия «Комфорт» с таким же дизелем и коробкой, но она будет пятиместной, и кожаный салон для нее не предусмотрен, зато в ней будет установлен трехзонный климат-контроль. Но в компании обещают, что в начале следующего года у нас появятся и относительно простые версии с 2,7-литровым мотором и механикой, и вот они-то будут дешевле соответствующих вариантов Prado.

В общем, при тяжком выборе между Prado и Fortuner будут работать самые разные соображения: и чисто экономические (как получить больше автомобиля за меньшие деньги), и эксплуатационные (например, какая часть пробега будет приходиться на бездорожье), и расход горючего (Prado с его постоянным полным приводом «кушает» несколько больше, чем Fortuner с подключаемым передним мостом), и чисто эстетические. Мне, например, оформление передней части «Везунчика» нравится больше, чем частокол хромированных ламелей на облицовке Land Cruiser Prado. Как-то строже получилось… Но это дело вкуса, а на вкус и цвет, как известно, товарищей не бывает.

И только один конкурент

Ну, а прочие конкуренты? Поскольку одноплатформенный c Isuzu MU-X и идеологически близкий к Fortuner Chevrolet Trailblazer безвременно покинул наш рынок, то на сегодня у «Везунчика» есть только один прямой конкурент – Mitsubishi Pajero Sport. У него есть свои плюсы — например, комплектация Ultimate за 2 849 990 рублей щеголяет полным набором электронных помощников водителя, медиасистемой с возможностью интеграции смартфонов, электроприводами не только водительского, но и пассажирского сиденья, подогреваемым задним диваном и восьмиступенчатым автоматом. Думаю, что внедорожные возможности Pajero Sport и Fortuner тоже вполне сопоставимы… Но что уж греха таить, очень неоднозначный получился у Mitsubishi этот автомобиль, и по внешности, и по интерьеру.

Toyota Fortuner
Краткие технические характеристики:
Габариты (Д × Ш × В):
4 795 x 1 855 x 1 835
Двигатель:
дизельный 1GD-FTV, 2,8 л, 177 л.с., 450 Нм
Трансмиссия:
АКПП, 6-ступенчатая
Максимальная скорость:
180 км/ч
Снаряженная масса:
2 260 кг
Объем топливного бака:
80 л

В принципе, близки по идеологии и Foton Sauvana, и Haval H9, причем по многим параметрам они оказались очень неплохи, несмотря на то, что они дешевле. Дизельный H9 «упакован» на уровне топовых Prado, Sauvana при сходном оснащении дешевле на миллион с хвостиком. Но в плане престижности марки эти модели и рядом не стояли. Кроме того, у Foton на нашем рынке пока нет дизельных версий, а у H9 существенно меньше дорожный просвет, а значит, и внедорожный потенциал. Так что будет свой покупатель у Fortuner, обязательно будет. В общем, старший сержант Везунчик, встать в строй!

Вам понравится Toyota Fortuner, если:

  • Вы считаете, что все интересное начинается там, где кончается асфальт;
  • Вы любите путешествовать, и не только в цивилизованных местах;
  • Вы хотите сменить свой RAV4 на что-то более солидное, но Land Cruiser 200 вам все-таки не по карману;
  • Вы живете «далеко от Москвы» и каждый день ездите по тому, что здесь называют «дорогами».

Вам не понравится Toyota Fortuner, если:

  • Вы считаете рамные внедорожники динозаврами и реликтами прошлого;
  • Вы – типичный и стопроцентный горожанин, и во внедорожнике вас волнует только его статусность;
  • Вы уверены, что автомобиль без электронных помощников сегодня – это вообще не автомобиль;
  • У вас – «семидесятка», и вы привыкли сидеть, как в аквариуме.
Toyota_Dynamic_22

Опрос
Купили бы себе Fortuner?
Ваш голос
Всего голосов:

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
8 комментариев
28.11.2017 10:52
Антон

"Купил бы, но дорого, увы" Вспомните какие в Путляндии зарплаты, проценты по кредиту и курс доллара и тогда цена будет вполне нормальная.

3

28.11.2017 15:14
Сергей Аверьянов

Главное преимущество MPS осталось за кадром - наличие межосевого дифференциала у него позволяет ездить с полным приводом хоть круглый год, а на Fortuner зимой придется либо получать острые ощущения от каждой поездки, либо убивать раздатку.

8

28.11.2017 16:30
Andery Sudbin

"Никто не может объять необъятное" (с). Вот будем сравнительный тест делать - не волнуйтесь, суперселедка за кадром не останется :)

1

28.11.2017 21:44
victor che

Весь год шли разговоры, что это будет дешевле Прадо, но, увы.. Я что-то не совсем понял, в чём он "железнее " и "прочнее", чем Прадо? Рама из более толстого металла? Карданы, полуоси толще? Или раздатка другая? Или крестовины? Да всё у них одинаковое. Если разница только в отсутствии "торсена", то так и скажите. А лоскуты кожи на панели на что влияют?

3

29.11.2017 13:58
dmitriyy-12@rambler.ru

Ездил вчера на форчунере, подвеска хорошая раскачки особой нет, ямы глотает хорошо, шумки нет вообще, шум от арок и двигуна аж давит на уши. В салоне ущемляющая обстановка, тесно и убого, подлокотник не двигается, с выше 100км/ч нельзя ехать на полном приводе. Вывод: Прадо интереснее в комплектации Комфорт 2,853 или Элеганс 3,168 или даже МПС за 2,500, но корма ужасна)

5

30.11.2017 17:45
Сергей Шабалин

не понимаю я маркетологов. В России пикап берут в основном в качестве простого недорогого внедорожника, грузовая платформа нафиг не нужна и закрывается кунгом. И фортунер, т.е. тот же хайлюкс, но с удобным пятидверным кузовом был бы хитом в этой нише. Но нет блин, давайте продавать его по цене прадо и только в топовых комплектациях !

7

01.12.2017 21:32
Andery Sudbin

Так вся банка в том, что и Хайлакс покупают именно в топовых комплектациях - на них приходится порядка 85% продаж этой модели... Маркетологи - они, конечно, такие маркетологи, но пляшут они именно от этого.


03.12.2017 19:36
nordmaster@yandex.ru

Машина действительно интересная. Но, как по мне, она должна быть дешевле Прадо. Вот представьте себе, не очень мажорный человек купил машину за 2.8ляма, и - тут же её в реку по стёкла и в грязь по самое не могу? Вряд ли. А если этого не делать, тогда и Прадо вполне себе нормальная машина, типа в городе престижно (хи-хи). А если рассматривать как гряземес, то и Hilux вполне себе авто. А лучше УАЗ - дешевле его топить в какашках, а потом чинить, если вдруг пень в бок. Какжись, маркетологи в нишу не попали... Или пожадничали...

2

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings