Тест-драйв спецтехники Scania в Норвегии: победители зимы

12071 2 7

12,5 секунды до 100 км/ч – эти цифры выглядят скучно ровно до того момента, пока не понимаешь, что они относятся к многотонному грузовику. Мы находимся на самом севере Европы и тестируем самые крутые грузовики линейки Scania: сверхдлинные фуры, лесовозы, пожарные и снегоуборочные машины и, конечно, вездеходы.

 

Норвегия, так же как и Россия, черпает свое благополучие из нефтяных скважин, правда, нефти в Норвегии довольно много, а вот народа довольно мало, поэтому в этой стране самый высокий уровень доходов на душу населения.

Меж тем условия эксплуатации грузовиков от российских отличаются несильно. Дороги получше, но снега выпадает столько, что чистить его просто не успевают, поэтому есть и гололед, и снежные заносы, и многокилометровые пробки на трассах – все, как у нас. Плюс большая часть страны покрыта горами, что никак не облегчает жизнь дальнобойщикам, и зима не короче, чем у нас.

Фото: Максим Сергеев


Норги знают толк в серьезных машинах. Недаром они заказывают самые мощные машины, в самых дорогих комплектациях. Ну а как норвежцы любят грузовики Scania, никому рассказывать не надо – одна из самых популярных марок. За что?

Общие черты

Главное достоинство Scania, по мнению эксплуатационников, в ее относительной простоте – в отличие от конкурентов, грузовики Scania пока не перенасыщены электроникой и не раз доказывали свою надежность. Кстати, только шведские производители (Scania и Volvo) гарантируют нормальную работу своих автомобилей при температуре −45 °С. У конкурентов показатели скромнее.



Второе – двигатели. Scania сделала первый в мире двигатель с конфигурацией V8, выполняющий требования по выбросам «Евро-6». Презентация двигателя состоялась в 2013 году, и он до сих пор остается единственным в мире! Рабочий объем 16.4 л. Мощностной диапазон 500-730 л.с. Крутящий момент самой мощной версии 3 500 Нм. Знатоки скажут, что самый мощный серийный двигатель для грузовика выдает 750 л.с. и носит марку Volvo. Но на Volvo Trucks устанавливают рядные «шестерки» объемом 16.1 л, а двигатель V8 («Евро-6») есть только у Scania. И при прочих равных моторы Scania показывают завидную экономичность.



Третье – трансмиссии. То, что европейские перевозчики предпочитают автоматизированные трансмиссии, уже стало общим местом. Однако «не все йогурты одинаково полезны», и одна из самых удачных – сканиевская фирменная автоматизированная 12-ступенчатая трансмиссия ScaniaOpticruise с двумя понижающими передачами и тремя алгоритмами переключения: «нормальным», «экономичным» и «силовым». Не зря ее начнут ставить с 2017 года и на грузовики марки MAN, так же как и Scania, частично принадлежащей концерну Volkswagen AG.



Четвертое – комфорт водителя. Несмотря на то что этой кабине почти 20 лет, конкурентов по удобству размещения и обзорности у нее немного. Настолько удобные сиденья и широчайшие диапазоны регулировок могут предложить, пожалуй, только Mercedes Actros MP4 и Volvo FH, остальные не дотягивают. А об обзорности и вовсе не стоит говорить, дизайнеры Scania умудрились так расположить передние стойки и зеркала, что они практически не крадут обзорность, у остальных конкурентов с этим похуже.

В общем, устраиваемся за рулем, запускаем двигатель обычным ключом (никаких кнопок) и снимаемся с обычного (не электрического) «ручника». Однако не стоит забывать, что в этом году Scania покажет новую кабину, где все это будет. Как будет и нормальное спальное место (зауженная в голове и ногах нижняя спальная полка – единственный, пожалуй, серьезный прокол в сканиевской эргономике).



Перечисление достоинств затянулось, но самое интересное в том, что все то же самое весьма и весьма ценится и нашими перевозчиками. Недаром даже на падающем рынке России Scania остается единственной компанией, закончившей 2014 год с прибылью. Она вышла на первое место по количеству проданных автомобилей среди производителей европейской семерки, реализовав 5 499 грузовиков и шасси. Самое время проверить на себе, что же выбирают зажиточные норвежцы.

Снежный шторм

Норвежцы не против подработать – лишняя копейка никому не мешает. Но как? Довольно просто. Раз дороги чистить не успевают, можно почистить самостоятельно, предварительно договорившись об оплате с муниципалитетом.

Берем обычный, по норвежским меркам, бортовой грузовик Scania R580 6X4. Летом и в межсезонье он используется в комбинации с прицепом. 580 л. с. и 2 950 Нм сканиевского V8 достаточно, чтобы тащить по горам автопоезд полной массой до 50 т. Передняя ось тягача рассчитана на нагрузку 9 т, задняя тележка из двух мостов со ступичными редукторами − на 21 т.

В снегопад же на машину навешивается снегоочистительное оборудование. Со снегоотвалом машина напоминает марсоход из советской фантастики 60-х годов. В оранжевых сполохах проблесковых маячков, с дополнительной светотехникой, отбрасывая на обочину мощный снежный шлейф, навстречу проносится снежный шторм.

За рулем ситуация воспринимается намного прозаичнее: пульт управления скребком и дисплей, на который выводится картинка с камеры, контролирующей положение скребка.



Пульт управления – некая помесь компьютерной мыши и джойстика. Перевод из транспортного положения в рабочее переводится двумя движениями − одной кнопкой разблокируем привод, а наклоном джойстика опускаем снегоотвал на поверхность.

Всё, можно выезжать

Рабочая скорость 35-40 км/ч, при этом главное − не вывалиться из «зеленой зоны» тахометра, а все остальное сделает автоматизированная трансмиссия ScaniaOpticruise с режимом работы в условиях бездорожья. Замедляться снегоуборщику Scania R580 помогает ретардер, развивающий до 4 100 Нм тормозящего момента. Рабочими тормозами пользуешься только для окончательной остановки. Снегоуборочным оборудованием компании Øveraasen эту Scania R580 6X4 оснащают по вашему заказу на сборочном предприятии Scania.

Самый-самый!

Задний ход, аккуратная работа газом, трансмиссия ScaniaOpticruise в «маневровом» режиме, моргающая аварийка. Полоборота руля, еще полоборота, еще четверть… и трехзвенный автопоезд с полной загрузкой, складываясь, окончательно перегораживает площадку для маневрирования… Ах, как все хорошо начиналось… Сверхдлинные «скандинавские сцепки» по 25,25 метра – пока только мечта наших перевозчиков.

Таких монстров можно встретить исключительно в Скандинавии, и только здесь. Пока в качестве эксперимента разрешена эксплуатация 60-тонных автопоездов длиной 25,25 метра.

Флагманский R 730 Topline – седельный тягач в топовом исполнении. Самая большая кабина в линейке, кожаные кресла и все возможные опции, включая встроенную кофеварку и микроволновку. Для большинства наших водителей – непредставимая роскошь. Но самое интересное все же под кабиной: самый мощный 16.4-литровый двигатель Scania V8 выдает 730 л.с. мощности и 3 500 Нм крутящего момента. Разумеется, нашла свое место и автоматизированная трансмиссия ScaniaOpticruise.



Передняя ось рассчитана на нагрузку 9 т. Сзади – тележка из двух мостов с одноступенчатыми редукторами грузоподъемностью 19 т. В паре с тягачом работает модульный прицеп Schmitz.

И первое впечатление от движения: в этом ничего сложного. Надо смотреть в зеркала, и очень аккуратно проходить кольцевые развязки, но в остальном ничего особенного от водителя не требуется… Стоит отметить, что немалая заслуга в этом рулевого управления. Радиус разворота – один из лучших в классе, а на руле присутствует внятное информативное усилие. Это не ошибка, я пишу о 60-тонном сверхдлинном автопоезде, у которого с информативностью рулевого управления гораздо лучше, чем у многих машин двумя-тремя классами ниже.

А что касается движения задним ходом? Инструктор, посмотрев на мои мучения, тяжело вздохнул и проговорил что-то ободряющее, в том смысле, что полгода тренировок – и будешь парковаться, как на легковушке.

Если говорить об экономической целесообразности, то расход топлива довольно высок, но и увеличение количества груза в полтора раза впечатляет само по себе. В скромной по размерам Скандинавии такие машины эксплуатируются уже несколько лет, и перевозчики настойчиво пытаются продавить разрешение на их эксплуатацию по всему Евросоюзу. А уж нам бы это как пригодилось… Правда, у нас ограничение по длине автопоезда 20 м. Да и с нагрузкой по осям не все хорошо. Нет, формально восьми осей для действующего на наших дорогах ограничения (8 т на ось) вполне достаточно для проезда 60-тонного автопоезда, но вот в распутицу даже на федеральных трассах можно встретить знаки ограничения «6 т на ось» и даже «5 т на ось».

Передняя ось рассчитана на нагрузку 9 т. Сзади – тележка из двух мостов с одноступенчатыми редукторами грузоподъемностью 19 т. В паре с тягачом работает модульный прицеп Schmitz.



Лес – наше богатство

Как правило, даже в России лесозаготовители не бедствуют и закупают технику исходя из эксплуатационных показателей, а не цены. И уже сейчас у нас можно встретить лесовозы в дорогих комплектациях, с фирменными лесовозными надстройками Alucar из Финляндии и манипуляторами для погрузки леса производства Epsilon, такими как Scania R520 с традиционным для сложных условий эксплуатации двигателем V8 (520 л. с. 2700 Нм). Усиленное шасси увеличенных габаритов для загрузки максимально разрешенного объема леса. Полная масса указана скромно: «не менее 60 т».

Спереди – параболические рессоры, сзади – пневматическая подвеска. Максимальная полная нагрузка на переднюю ось достигает 9 т, задняя ведущая тележка рассчитана на 21 т. Дополняет картину автоматизированная трансмиссия ScaniaOpticruise с педалью сцепления, которая используется только при трогании с места и окончательной остановке. Плюс дисковые тормоза «по кругу».




И отказываться от этих опций не стоит – слишком велика цена ошибки, мало того что полная масса автопоезда более 60 т, так еще и водить его придется по технологическим грунтовым дорогам. И тут надо не только смотреть в оба, но буквально чувствовать немаленькие габариты и учитывать все неровности. Нередки случаи, когда на сложном рельефе тяжелый прицеп заваливал автопоезд или ломал дышло прицепа.

И все же наши лесозаготовители покупают такие машины. Почему? Как сказал мне один из лесопромышленников в республике Коми: «Понимаешь, одна Scania везет, как три МАЗа. Три МАЗа – это восемь водителей высокой квалификации, которым надо платить. Это дикий расход топлива и негарантированный выход на линию… Естественно, в таких условиях я выберу лесовозы Scania».

Впрыск адреналина

Яркая раскраска. Разгон за 12 с до 100 км/ч, максимальная скорость 125 км/ч. В глазах рябит от дополнительного оборудования, над головой завывает сирена… Схожие ощущения можно получить только в кабине ралли-рейдового грузовика. А ведь это просто пожарная машина Scania P 480 4×4. Хотя не совсем простая – аэродромная.

Шасси, на котором строят такие машины, используется усиленное, от армейских версий.

Максимальную маневренность обеспечивает рядный двигатель с 6 цилиндрами, объемом 13 л и мощностью 480 л. с. в комбинации с коробкой передач Allison и полным приводом. В двухрядной кабине Scania CP 28 хватит места для расчета из пяти (2+3) человек.




Надстройка производства Rosenbauer была поставлена компанией EgenesBrannteknikk AS из Норвегии. Цистерна для воды вмещает 2 850 л, а бак для пенообразователя – 100 л жидкости. Насос Rosenbauer может работать в режимах нормального и высокого давления с максимальной подачей 3 500 л/мин, выбрасывая пенную струю на 50 м!

Когда на полной скорости, завывая сиреной и заливая все вокруг светом мигалок, машина проносится мимо, ощущения не для слабонервных. Внутри еще веселее, с управляемостью все хорошо, но надо помнить, что законы физики пока никто не отменял и входить в поворот на машине с высоким центром масс нужно с осторожностью.

Наши пожарники уже успели оценить эти машины, и они работают в столичных аэропортах, правда, наши пошли дальше норвежцев и закупают трехосные Scania Р480 6Х6.

Воспоминания о мятежной юности

Вот оно ощущение вседозволенности, такое же, как и четверть века назад, – учебный КамАЗ-4310, вспарывающий снежную целину полигона ДОСААФ, включены все блокировки, а сержант-инструктор орет: «Газу, Тваю Дивизию!». Разумеется, Scania G 370 6×6 – это совсем другой уровень комфорта и технологий, но внедорожная сущность та же: «Нам нет преград!».




Стандартная спальная кабина серии G отличается от топовых более скромным внутренним пространством, однако это может стать и преимуществом – такая кабина быстрее прогревается в мороз. Рядная «шестерка» объемом 13 литров (370 л. с. 1 900 Нм) трудится в содружестве с 9-диапазонным «автоматом» Allison A67R и позволяет просто выбирать направление и «валить» на все деньги. Ну а если засядешь, то выручит механическая лебедка.

Этот многофункциональный грузовик в качестве надстройки получил крюковой подъемник шведской компании HIAB. Передняя ось рассчитана на нагрузку 8,5 т, задняя тележка из двух мостов в состоянии поднять 26 т. В Скандинавии подобные машины закупают энергетические компании, у нас нефтяники и газовики тоже не жалуются на снижение доходов.




Размышления в пробке

Когда мы возвращались в аэропорт, снова повалил снег и тоннель на въезде в Осло перегородил «сложившийся» автопоезд, обеспечив работой дорожную полицию и эвакуационную службу. Два часа в пробке… Все, как у нас. Только вот доходы на душу населения…

Хотя, учитывая те масштабные проекты, которые будут реализовываться в самом ближайшем времени (Чемпионат мира по футболу – 2018, Крымский мост, газопровод «Сила Сибири», скоростная железная дорога «Москва – Пекин»), есть шанс на появление новых серьезных игроков. А пока остается повторять за классиком: «Хоть похоже на Россию, только все же не Россия».



Читайте также:



Поделиться: 0 5 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Ehrnest Vergeles

Всё такие автомобили должны поставляться в Одессу я об этом много сккажу, но только когда буду самолично ехать!Вергелес Константин Николаевич

Ehrnest Vergeles

Всё такие автомобили должны поставляться в Одессу я об этом много сккажу, но только когда буду самолично ехать!Вергелес Константин Николаевич

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Ошибка природы: как разрабатывали и почему забраковали ГАЗ-21 6х4 с тремя осями

Сегодня никто не сомневается, что автомобилю повышенной проходимости необходим привод на все колёса, без него – никуда. Но в 30-х годах XX века инженерам казалось, что шарниры привода управляемых колёс – слишком сложное…

9856 0 17
Статьи / Тесты
Самые-самые: угадываем 10 мировых автомобилей-победителей в своих категориях

Некоторые люди любят бросаться в крайности. С автомобилями это тоже неоднократно случалось: в каждой категории существует свой вариант «самой-самой» машины. Герои нашего теста – наиболее быстрые, популярные, крошечные,…

1962 0 9
Новости / Новинки
#КрымНаш – за 800 000 рублей! Все подробности о 3 поколении родстера «Крым» из «Бауманки»

Внешность нового родстера «Крым» третьего поколения разработчики пока держат в секрете. Нам запретили публиковать даже фотографии масштабной модели, которую в «Бауманке» распечатали на 3D-принтере и подарили редакции: в…

3175 26 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S70 с пробегом: принципиально разные автоматы и ресурс турбомоторов “за 300”

Идея покупки шведской машины в возрасте больше 20 лет на первый взгляд выглядит, в лучшем случае, авантюрой. Впрочем, пристальный осмотр кузовов оставляет приятные впечатления (особенно по сравнению с Мерседесами рубежа…

3409 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S70 c пробегом: удивительно крепкий кузов и многовато хлопот с электрикой

Audi, BMW и Мерседесы конца 90-х уже почти все сгнили или добиты насмерть плохим сервисом и просто возрастом. Как держится спустя 20 и более лет их обычно более доступный и спокойный шведский конкурент? В первой части…

2582 4 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Ford Fiesta V с пробегом: робот стоимостью в полмашины и моторы — надежный и еще надежнее

Кузов Фиесты приемлемо сопротивляется коррозии, а электрика и ходовая часть достаточно просты и бюджетны, чтобы не стать обузой для хозяина — таковы краткие итоги первой части обзора. Во второй будем изучать моторы и…

2521 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Приятно и не стыдно: тест-драйв кроссовера Haval F7 российской сборки

На этой неделе китайская марка Haval официально запустила российский завод в Тульской области и устроила ездовую презентацию собранных на нём автомобилей: нам выдали кроссоверы Haval F7 в топовом исполнении за 1 819 000…

83206 31 1
Тест-драйвы / Подержанные авто
Самый быстрый бандюган: опыт владения Jeep Grand Cherokee ZJ 5,9

Согласно канонам журналистики, заголовок, который нужно растолковывать и пояснять читателю – плохой заголовок… Но я все же не нашел в себе сил отказаться от использования первого же, что спонтанно пришло в голову – микса…

29286 14 7
Тест-драйвы / Тест-драйвы
Небрежный плод её забав: тест-драйв Renault Arkana

Предположения о том, что Arkana будет машиной компромиссной, возникли у нас, едва в прессу проникла первая доза слухов о новинке. Премьера дизайн-концепта на прошлогоднем Московском салоне лишь утвердила нас в этой…

22906 42 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

38828 12 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

7520 1 0
Статьи / Практика
Гаджет с моноклем: обзор радар-детектора/видеорегистратора iBOX F5 SLIM SIGNATURE A12

iBOX F5 SLIM SIGNATURE A12 – весьма необычное комбо-устройство! В нем имеется и немного «уличной магии» в виде жестового управления, и «библиотека помех», и «монокль на глазу». Давайте разберемся, что все это значит, и…

5636 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

61705 8 8
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

17017 1 2
Тест-драйвы / Одиночные
Горячая приправа холодной войны: тест-драйв танка Т-62

Я кое-как свесил ноги в люк и упёрся рукой в броню башни. Водитель кричит: “Ты там крышку люка придерживай! А то грохнется на ноги, поломает (непечатное слово). И сам держись, сейчас поедем (два слова, обозначающих…

16468 2 11
История автомобилестроения
Статьи / История
Колёса от Жигулей, отсутствующие уши и мощный двигатель: мифы и факты про ЗАЗ-968М

Этот Запорожец стал последним в «плеяде» заднеприводных «воздушников», выпущенных на Запорожском автозаводе. Лишившись фамильных «ушей» и получив букву М в буквенно-цифровом индексе, ЗАЗ-968М стал для десятков тысяч…

114338 2 4
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

79179 32 0
Статьи / История
Как донос на автора «Победы» подарил нашей стране «Волгу» ГАЗ-21

Изучение истории советского автомобилестроения через призму биографий конструкторов, директоров заводов и министров всегда сулит немало открытий, ведь это в капиталистических странах всякая модель в той или ной степени…

65977 5 24
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?