Тест-драйв «Виллиса»: иномарка на фронте

23198 0 9

Когда мы говорим о героизме и величии подвига наших дедов и прадедов, 70 лет назад завоевавших для нас мир и благополучие, понимаем ли мы, что на самом деле этот героизм состоял из тысяч больших и малых трудностей – повседневных, вездесущих, казалось, бесконечных? Ощутить малую толику того, что довелось пережить тому поколению, мы смогли, поездив немного на легендарном «ленд-лизовском» Willys MB.

Каково было водителям Великой Отечественной, которые возили по фронтовым дорогам все то, что требовалось армии для той Великой Победы? Нам, нынешним, уже никогда не узнать этого. Но я помню свое первое давнее впечатление от поездки за рулем прославленного и воспетого «Виллиса»: настоящий кошмар.

С тех пор личный опыт общения с фронтовым джипом стал богаче, но уважения к водителям Великой Отечественной войны от этого только прибавилось: даже хорошо сохранившиеся или грамотно восстановленные экземпляры ой как непросты в управлении. Между тем, по меркам своего времени это был, можно сказать, модный автомобиль, вызывавший зависть у окружающих – как же, стопроцентная «иномарка», причем самой свежей конструкции.


Кузов

Кузова практически нет, и это самое печальное. Оба передних кресла возвышаются на открытом с трех сторон пространстве, держаться особенно не за что. Ногами тоже не зацепишься, поскольку пол высокий и сидишь все время с задранными вверх коленями. При этом машину на жесткой подвеске трясет и качает, и кажется, что вот-вот покинешь ее не по своей воле.

И не нужно ждать взрывной волны или еще каких сюрпризов от врага, какое там – элементарно ветром может выдуть. Интересно, что снаружи внушительных ручек-поручней предостаточно, но считается, что они понадобятся спешившимся пассажирам, чтобы тем было сподручнее выталкивать засевшую в колее машину – не бежать же, в самом деле, военным людям за трактором…



Прошусь поскорее за руль – за него можно хоть держаться, но место драйвера облегчения не приносит. Водительское сиденье расположено еще выше, поскольку прямо под ним спрятан 57-литровый бензобак. Баранка тонкая, надежно обхватить обод пальцами не удается, и совместить задачу управления с проблемой фиксации своего тела руль никак не помогает. Добавляют хлопот педали: их нужно нажимать, а они тугие, и в спинку сиденья при этом спиной толком не упрешься, поскольку она отодвинута далеко назад и к тому же сильно завалена. Никаких регулировок при этом не предусмотрено. А вы говорите, в классических «Жигулях» ездить неудобно… Да по сравнению с Виллисом это суперкары!

В конкретно боевой обстановке лобовое стекло можно откинуть на капот, чтобы снизить силуэт или получить возможность стрелять вперед. Образовывающаяся при этом зияющая пустота впереди руля откровенно пугает, но наверное, в бою это значения уже не имеет – опасности тут уже другие.

Заднее сиденье — чуть поуютнее благодаря колесным аркам, закрывающим ноги с боков. Держаться можно за края борта или каркас сложенного тента, тонкие трубки которого поддаются под рукой. Тут тесновато даже для двоих, но при необходимости еще пара человек может сесть прямо на арки, отважно возвышаясь над местностью. Тогда ноги (в громоздких сапогах, кстати!) четырех человек с трудом помещаются в прямоугольном пространстве между арками, задним и передними сиденьями.



Но ладно – к, мягко говоря, неудовлетворительной эргономике можно привыкнуть, но как же солдаты и офицеры Великой Отечественной ездили на нем в зимние морозы или в непогоду межсезонья, если растянутый над головой тент защищает только от майского солнышка? Овчинный тулуп – оно, конечно, средство эффективное, но если все пассажиры таковые оденут, места в машине будет совсем мало… А еще ведь и оружие при себе держать нужно – «трехлинейку» или ППШ с громоздким диском.

Силовой агрегат

Заводится машина легко, достаточно на 3-4 секунды прижать носком правой ноги большую кнопку стартера – если аккумулятор «жив», конечно. Если нет (а на войне чаще нет, чем да), водителю приходилось упражняться с мощным «кривым стартером». Бампер служит пусковой рукоятке надежной опорой, и если дело не зимой, привычный для фронтовых шоферов процесс обычно не затягивался. Однако, при таком раскладе двигатель старались глушить реже.



Разгоняется «Виллис» живо, звук мотора при этом негромкий, легкий и без напряга. Иномарка все-таки! Под плоским капотом вездехода спрятан нетипичный для «американцев» той поры четырехцилиндровый моторчик объемом 2,2 литра: заокеанские создатели считали эту машину легким вспомогательным транспортом, такой себе тележкой для поля боя, едва ли не одноразовой.

Советским солдатам американский мотор нравился, а они ему – нет. Поскольку «эти русские» то и дело норовили заправить его стремным моторным маслом под названием автол и заставляли работать на жутком бензине с октановым числом менее 60-ти. Карбюраторный агрегат со степенью сжатия 6,5 в таких условиях трудиться не хотел, интенсивно изнашивался и быстро выходил из строя. Под требования заводской инструкции, рекомендовавшей топливо с октановым числом не ниже 68, в Советской Армии подходили только авиационные бензины – марки от Б-70 и выше. Понятное дело, что в общевойсковых частях получать таковой было непросто.



Задача по добыванию фирменного масла (как и запчасти, оно поставлялось обязательными американцами по ленд-лизу) ложилась на плечи водителей, которые хотели сохранить свою машину подольше. Впрочем, очень часто вопрос долговечности «Виллиса» закрывался преждевременно – в результате, как говорят современные военные, «боевого повреждения».

А вот о незамерзающих жидкостях для радиатора речи на войне не шло в принципе. Система охлаждения, сконструированная «с запасом» для службы машины в жарких странах (интересы США и тогда простирались по всем без разбора географическим зонам), требовала более 10 литров воды. В холода водителям приходилось или сливать ее на ночь, или кутать остывающий капот старыми ватниками, рискуя разморозить блок. Доказывай потом «СМЕРШу», что хотел всего лишь поддерживать машину в постоянной готовности к немедленному выезду, а не умышленно вывел ее из строя… А ведь для утренней заправки радиатора после слива воды требовался настоящий кипяток, да еще в количестве хотя бы полуторном: двигатель требовалось сначала «пролить» – немного нагреть рубашку охлаждения проточной водой, чтобы оттаять два сливных краника, а также не допустить замерзания залитой воды в блоке, температура которого равняется забортному «минусу». Где в полевых условиях морозным утром раздобыть хотя бы два ведра кипятка – тот еще вопрос.



Трансмиссия

Педали «Виллиса», как я уже говорил, невероятно тугие, упруго наполненные обратной связью. А трехступенчатой коробкой передач, как и у многих машин той поры, управлять неприятно – длиннющий рычаг легкий и пустой, но в положение нужной «скорости» входит жестко, с коротким и отчетливым механическим сопротивлением. Однако, сам агрегат работает на «пятерку», без скрежета при переключениях, ведь в отличие от многих «сверстников», у этого джипа есть синхронизаторы! На зависть многим, трансмиссия не шумит, не воет, и при равномерном движении доминирующим звуком остается шум мотора – если, конечно, вы не забыли опустить вниз «уши» шапки-ушанки, которые должны заглушить вам свист ветра.




Еще один интересный и полезный для внедорожника плюс – схема переключения, в которой первая и задняя передача расположены на одной линии: первая – на себя (там, где наша сегодняшняя вторая), задняя – вперед (на месте нынешней первой). Получается очень удобно для «раскачки» при застревании в грязи или снегу, а также для быстрого разворота, скажем, под огнем противника.

Есть еще «раздатка», подключающая передний мост и понижающую ступень. Чтобы оперировать ее рычагами, требуется сноровка: усилия недетские, плюс не всегда получается с первого раза. Но быстро подключить «передок» – это еще полбеды, важно не забыть его выключить потом, когда машина окажется на хорошей дороге, ведь межосевого дифференциала в трансмиссии нет, и шестерни раздаточной коробки вместе с шинами получат ускоренный износ. Кстати, в тяжелых дорожных условиях у «Виллисов» ломались также полуоси мостов. Работа по замене выполнялась самим шофером, поскольку считалась текущим ремонтом, ведь специально организованные фронтовые рембазы занимались только «капиталками», то есть полной переборкой машин и их агрегатов.




Ходовая часть

Две жестких балки ведущих мостов и четыре продольных рессоры обеих зависимых подвесок сразу стали классическими для «джипов» всех мастей. Для водителя это означает тряску и опасные крены в поворотах, что в сочетании с узкой колеей (1230 мм) порой приводило к опрокидыванию машины, в особенности при маневрировании на косогорах. Из-за той же узкой колеи приходилось водителю попотеть и при движении в колонне, поскольку все наши грузовики торили на грунте колею намного шире. Переборщили американцы в непривычном для них тогдашних стремлении к компактности… Зато значительный клиренс в 220 мм при небольшой 2032-милиметровой колесной базе обеспечивал хорошую проходимость в прочих условиях.

Мне довелось покататься не на одном отреставрированном «Виллисе», и у всех руль показал себя точным, не «разболтанным». К тому же, он достаточно легкий на ходу, а вот на месте его тонкий обод — попробуй покрути, в особенности зимой, в меховых рукавицах.




Тормозит при этом машина хорошо: на педаль реагирует пусть и без какой-то суперотзывчивости, но без задержек и чрезмерных усилий со стороны драйвера. Не берусь судить, как могли оценить фронтовые водители работу «ручника», но мне он понравился за небольшое усилие на рукоятке пистолетного типа. Вот если бы еще расположить его поближе, так, чтобы не тревожить колени пассажира.

Что касается ресурса шасси, фронтовики вспоминают, что ходовая часть часто не выдерживала условий войны, сдавался металл: «Виллисы» грешили поломками рессор и усталостными разрушениями деталей рамы, отштампованной из недостаточно толстого листа. Рессоры любой водитель менял прямо на дороге, а с трещинами рамы мирились до поры до времени. Точнее сказать – или до капремонта, или до фатальной бомбежки или артобстрела. И тогда уже, понятное дело, погибала не только машина, но и люди…




Близнецы

Если по-честному, далеко не все «Виллисы» были «настоящими Виллисами». В период с ноября 1941-го по июнь 1945-го этот автомобиль массово производился двумя компаниями: Willys Overland Motors Inc и Ford Motor Company. Причем Willys выпустил порядка 370 000 экземпляров, а Ford – около 280 000. Но конструкция была целиком от Willys, чей проект в 1940-м выиграл конкурс американского министерства обороны на лучшее легкое многоцелевое транспортное средство грузоподъемностью ¼ тонны.

Габариты (Д х Ш х В) 3 335 × 1 585 × 1 830
Снаряженная/полная масса, кг 1 020 / 1 270
Двигатель 2,199 л, бензин, карбюраторный
Мощность, л.с. (кВт)/об./мин 60 л.с.( 44 кВт) / 3600
Макс. кр. мом., Нм/ об./мин. 142 / 2 000
Привод Полный подключаемый
Трансмиссия МКПП, 3-х ступенчатая
Тормоза передние/задние бараб./бараб.
Подвеска передняя/задняя зав./ зав.
Шины 6.00-16
Максимальная скорость, км/ч 104
Расход топлива, л/100 км 11

Машины, выходившие из цехов Willys Overland Motors Inc, именовались как Willys MA и Willys MB, Ford Motor Company именовал их как Ford GP и Ford GPW. Отличия между моделями были минимальными и касались считанных деталей рамы и кузова, причем сохранившиеся до наших дней экземпляры зачастую представляют собой «микс» из деталей обоих производителей. На фронты Великой Отечественной войны было поставлено около 52 тыс. машин обоих производителей. Кстати, принято считать, что от транскрипции «фордовского» индекса GP (джи-пи — Путу) произошло слово «джип».



Читайте также:



Поделиться: 0 4 0 2 0 3

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Военная техника
Советский Форд: легковые иномарки в Красной армии и их модификации

В середине 1920-х годов стало совершенно понятно, что молодой Республике Советов не по силам самостоятельно организовать собственное конвейерное автомобильное производство и наладить массовый выпуск простых и недорогих…

364 0 0
Статьи / Интервью
Ли Цзюнжи, Dongfeng: 2-3 тысячи проданных за год автомобилей нас пока устроят

При всей гиперактивности китайского бренда Dongfeng на внутреннем рынке, где он занимает 2 место по продажам автомобилей, его успехи на внешних площадках куда скромнее. Но такое положение дел – временное, считает…

407 0 0
Статьи / Эксперт выбирает авто
Немного нервно: покупаем Volkswagen Polo Sedan за 500 тысяч рублей

На рынке осталось много популярных моделей, которые мы с вами еще не пытались купить, так что по просьбе читателей сегодня попробуем найти в продаже хороший Polo Sedan 2012-2015 года выпуска. Как и в прошлый раз, денег…

10578 3 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

1877 1 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: шумный салон и подлости от генератора

Suzuki SX4 скроена по тем же рецептам, что и Renault Sandero, и Vesta Cross: приподняли обычный седан или хэтчбек – получили новый кроссовер. Причём в виде седана машина смотрится ничуть не менее органично, чем в виде…

2466 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Lexus IS II с пробегом: ППЦ в моторах и слишком нагруженный автомат

В первой части обзора второго поколения Lexus IS мы уже убедились, что японо-американская альтернатива немецким премиум-седанам D-класса получилась достойной. Кузов отлично покрашен и лишён слабых мест, проводка…

3692 6 3
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47417 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

16929 14 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15499 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69119 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

17229 17 4
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

13934 0 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49005 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26620 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8457 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

240236 19 0
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

207548 4 30
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

109760 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?