Тест-драйв «Виллиса»: иномарка на фронте

23607 0 9

Когда мы говорим о героизме и величии подвига наших дедов и прадедов, 70 лет назад завоевавших для нас мир и благополучие, понимаем ли мы, что на самом деле этот героизм состоял из тысяч больших и малых трудностей – повседневных, вездесущих, казалось, бесконечных? Ощутить малую толику того, что довелось пережить тому поколению, мы смогли, поездив немного на легендарном «ленд-лизовском» Willys MB.

 

Каково было водителям Великой Отечественной, которые возили по фронтовым дорогам все то, что требовалось армии для той Великой Победы? Нам, нынешним, уже никогда не узнать этого. Но я помню свое первое давнее впечатление от поездки за рулем прославленного и воспетого «Виллиса»: настоящий кошмар.

С тех пор личный опыт общения с фронтовым джипом стал богаче, но уважения к водителям Великой Отечественной войны от этого только прибавилось: даже хорошо сохранившиеся или грамотно восстановленные экземпляры ой как непросты в управлении. Между тем, по меркам своего времени это был, можно сказать, модный автомобиль, вызывавший зависть у окружающих – как же, стопроцентная «иномарка», причем самой свежей конструкции.


Кузов

Кузова практически нет, и это самое печальное. Оба передних кресла возвышаются на открытом с трех сторон пространстве, держаться особенно не за что. Ногами тоже не зацепишься, поскольку пол высокий и сидишь все время с задранными вверх коленями. При этом машину на жесткой подвеске трясет и качает, и кажется, что вот-вот покинешь ее не по своей воле.

И не нужно ждать взрывной волны или еще каких сюрпризов от врага, какое там – элементарно ветром может выдуть. Интересно, что снаружи внушительных ручек-поручней предостаточно, но считается, что они понадобятся спешившимся пассажирам, чтобы тем было сподручнее выталкивать засевшую в колее машину – не бежать же, в самом деле, военным людям за трактором…



Прошусь поскорее за руль – за него можно хоть держаться, но место драйвера облегчения не приносит. Водительское сиденье расположено еще выше, поскольку прямо под ним спрятан 57-литровый бензобак. Баранка тонкая, надежно обхватить обод пальцами не удается, и совместить задачу управления с проблемой фиксации своего тела руль никак не помогает. Добавляют хлопот педали: их нужно нажимать, а они тугие, и в спинку сиденья при этом спиной толком не упрешься, поскольку она отодвинута далеко назад и к тому же сильно завалена. Никаких регулировок при этом не предусмотрено. А вы говорите, в классических «Жигулях» ездить неудобно… Да по сравнению с Виллисом это суперкары!

В конкретно боевой обстановке лобовое стекло можно откинуть на капот, чтобы снизить силуэт или получить возможность стрелять вперед. Образовывающаяся при этом зияющая пустота впереди руля откровенно пугает, но наверное, в бою это значения уже не имеет – опасности тут уже другие.

Заднее сиденье — чуть поуютнее благодаря колесным аркам, закрывающим ноги с боков. Держаться можно за края борта или каркас сложенного тента, тонкие трубки которого поддаются под рукой. Тут тесновато даже для двоих, но при необходимости еще пара человек может сесть прямо на арки, отважно возвышаясь над местностью. Тогда ноги (в громоздких сапогах, кстати!) четырех человек с трудом помещаются в прямоугольном пространстве между арками, задним и передними сиденьями.



Но ладно – к, мягко говоря, неудовлетворительной эргономике можно привыкнуть, но как же солдаты и офицеры Великой Отечественной ездили на нем в зимние морозы или в непогоду межсезонья, если растянутый над головой тент защищает только от майского солнышка? Овчинный тулуп – оно, конечно, средство эффективное, но если все пассажиры таковые оденут, места в машине будет совсем мало… А еще ведь и оружие при себе держать нужно – «трехлинейку» или ППШ с громоздким диском.

Силовой агрегат

Заводится машина легко, достаточно на 3-4 секунды прижать носком правой ноги большую кнопку стартера – если аккумулятор «жив», конечно. Если нет (а на войне чаще нет, чем да), водителю приходилось упражняться с мощным «кривым стартером». Бампер служит пусковой рукоятке надежной опорой, и если дело не зимой, привычный для фронтовых шоферов процесс обычно не затягивался. Однако, при таком раскладе двигатель старались глушить реже.



Разгоняется «Виллис» живо, звук мотора при этом негромкий, легкий и без напряга. Иномарка все-таки! Под плоским капотом вездехода спрятан нетипичный для «американцев» той поры четырехцилиндровый моторчик объемом 2,2 литра: заокеанские создатели считали эту машину легким вспомогательным транспортом, такой себе тележкой для поля боя, едва ли не одноразовой.

Советским солдатам американский мотор нравился, а они ему – нет. Поскольку «эти русские» то и дело норовили заправить его стремным моторным маслом под названием автол и заставляли работать на жутком бензине с октановым числом менее 60-ти. Карбюраторный агрегат со степенью сжатия 6,5 в таких условиях трудиться не хотел, интенсивно изнашивался и быстро выходил из строя. Под требования заводской инструкции, рекомендовавшей топливо с октановым числом не ниже 68, в Советской Армии подходили только авиационные бензины – марки от Б-70 и выше. Понятное дело, что в общевойсковых частях получать таковой было непросто.



Задача по добыванию фирменного масла (как и запчасти, оно поставлялось обязательными американцами по ленд-лизу) ложилась на плечи водителей, которые хотели сохранить свою машину подольше. Впрочем, очень часто вопрос долговечности «Виллиса» закрывался преждевременно – в результате, как говорят современные военные, «боевого повреждения».

А вот о незамерзающих жидкостях для радиатора речи на войне не шло в принципе. Система охлаждения, сконструированная «с запасом» для службы машины в жарких странах (интересы США и тогда простирались по всем без разбора географическим зонам), требовала более 10 литров воды. В холода водителям приходилось или сливать ее на ночь, или кутать остывающий капот старыми ватниками, рискуя разморозить блок. Доказывай потом «СМЕРШу», что хотел всего лишь поддерживать машину в постоянной готовности к немедленному выезду, а не умышленно вывел ее из строя… А ведь для утренней заправки радиатора после слива воды требовался настоящий кипяток, да еще в количестве хотя бы полуторном: двигатель требовалось сначала «пролить» – немного нагреть рубашку охлаждения проточной водой, чтобы оттаять два сливных краника, а также не допустить замерзания залитой воды в блоке, температура которого равняется забортному «минусу». Где в полевых условиях морозным утром раздобыть хотя бы два ведра кипятка – тот еще вопрос.



Трансмиссия

Педали «Виллиса», как я уже говорил, невероятно тугие, упруго наполненные обратной связью. А трехступенчатой коробкой передач, как и у многих машин той поры, управлять неприятно – длиннющий рычаг легкий и пустой, но в положение нужной «скорости» входит жестко, с коротким и отчетливым механическим сопротивлением. Однако, сам агрегат работает на «пятерку», без скрежета при переключениях, ведь в отличие от многих «сверстников», у этого джипа есть синхронизаторы! На зависть многим, трансмиссия не шумит, не воет, и при равномерном движении доминирующим звуком остается шум мотора – если, конечно, вы не забыли опустить вниз «уши» шапки-ушанки, которые должны заглушить вам свист ветра.




Еще один интересный и полезный для внедорожника плюс – схема переключения, в которой первая и задняя передача расположены на одной линии: первая – на себя (там, где наша сегодняшняя вторая), задняя – вперед (на месте нынешней первой). Получается очень удобно для «раскачки» при застревании в грязи или снегу, а также для быстрого разворота, скажем, под огнем противника.

Есть еще «раздатка», подключающая передний мост и понижающую ступень. Чтобы оперировать ее рычагами, требуется сноровка: усилия недетские, плюс не всегда получается с первого раза. Но быстро подключить «передок» – это еще полбеды, важно не забыть его выключить потом, когда машина окажется на хорошей дороге, ведь межосевого дифференциала в трансмиссии нет, и шестерни раздаточной коробки вместе с шинами получат ускоренный износ. Кстати, в тяжелых дорожных условиях у «Виллисов» ломались также полуоси мостов. Работа по замене выполнялась самим шофером, поскольку считалась текущим ремонтом, ведь специально организованные фронтовые рембазы занимались только «капиталками», то есть полной переборкой машин и их агрегатов.




Ходовая часть

Две жестких балки ведущих мостов и четыре продольных рессоры обеих зависимых подвесок сразу стали классическими для «джипов» всех мастей. Для водителя это означает тряску и опасные крены в поворотах, что в сочетании с узкой колеей (1230 мм) порой приводило к опрокидыванию машины, в особенности при маневрировании на косогорах. Из-за той же узкой колеи приходилось водителю попотеть и при движении в колонне, поскольку все наши грузовики торили на грунте колею намного шире. Переборщили американцы в непривычном для них тогдашних стремлении к компактности… Зато значительный клиренс в 220 мм при небольшой 2032-милиметровой колесной базе обеспечивал хорошую проходимость в прочих условиях.

Мне довелось покататься не на одном отреставрированном «Виллисе», и у всех руль показал себя точным, не «разболтанным». К тому же, он достаточно легкий на ходу, а вот на месте его тонкий обод — попробуй покрути, в особенности зимой, в меховых рукавицах.




Тормозит при этом машина хорошо: на педаль реагирует пусть и без какой-то суперотзывчивости, но без задержек и чрезмерных усилий со стороны драйвера. Не берусь судить, как могли оценить фронтовые водители работу «ручника», но мне он понравился за небольшое усилие на рукоятке пистолетного типа. Вот если бы еще расположить его поближе, так, чтобы не тревожить колени пассажира.

Что касается ресурса шасси, фронтовики вспоминают, что ходовая часть часто не выдерживала условий войны, сдавался металл: «Виллисы» грешили поломками рессор и усталостными разрушениями деталей рамы, отштампованной из недостаточно толстого листа. Рессоры любой водитель менял прямо на дороге, а с трещинами рамы мирились до поры до времени. Точнее сказать – или до капремонта, или до фатальной бомбежки или артобстрела. И тогда уже, понятное дело, погибала не только машина, но и люди…




Близнецы

Если по-честному, далеко не все «Виллисы» были «настоящими Виллисами». В период с ноября 1941-го по июнь 1945-го этот автомобиль массово производился двумя компаниями: Willys Overland Motors Inc и Ford Motor Company. Причем Willys выпустил порядка 370 000 экземпляров, а Ford – около 280 000. Но конструкция была целиком от Willys, чей проект в 1940-м выиграл конкурс американского министерства обороны на лучшее легкое многоцелевое транспортное средство грузоподъемностью ¼ тонны.

Габариты (Д х Ш х В) 3 335 × 1 585 × 1 830
Снаряженная/полная масса, кг 1 020 / 1 270
Двигатель 2,199 л, бензин, карбюраторный
Мощность, л.с. (кВт)/об./мин 60 л.с.( 44 кВт) / 3600
Макс. кр. мом., Нм/ об./мин. 142 / 2 000
Привод Полный подключаемый
Трансмиссия МКПП, 3-х ступенчатая
Тормоза передние/задние бараб./бараб.
Подвеска передняя/задняя зав./ зав.
Шины 6.00-16
Максимальная скорость, км/ч 104
Расход топлива, л/100 км 11

Машины, выходившие из цехов Willys Overland Motors Inc, именовались как Willys MA и Willys MB, Ford Motor Company именовал их как Ford GP и Ford GPW. Отличия между моделями были минимальными и касались считанных деталей рамы и кузова, причем сохранившиеся до наших дней экземпляры зачастую представляют собой «микс» из деталей обоих производителей. На фронты Великой Отечественной войны было поставлено около 52 тыс. машин обоих производителей. Кстати, принято считать, что от транскрипции «фордовского» индекса GP (джи-пи — Путу) произошло слово «джип».



Читайте также:



Поделиться: 0 4 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Что будет, если не зарегистрировать автомобиль в 10-дневный срок 

После приобретения автомобиля владелец обязан в течение 10 рабочих дней поставить его на учет или изменить регистрационные данные, предварительно пройдя техосмотр и купив полис ОСАГО. Однако иногда обстоятельства…

1546 0 0
Статьи / История
От Мерседесов Штирлица до «Фердинанда»: автомобильные уникумы «Мосфильма»

Эта статья об автомобильных сокровищах музея киноконцерна «Мосфильм» является продолжением первого материала о существующих до сих пор игровых легковушках. Темой новой статьи являются редчайшие старинные…

1929 0 4
Статьи / Тесты
Игра теней: угадываем автомобили по силуэту

Древний Китай, Франция эпохи рококо, царская Россия – их объединяет популярность техники силуэта для портретов, книжных знаков и фотографий. Сегодня мы предлагаем вам вспомнить об этом виде творчества в прикладном…

2142 2 8
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: коварный ГРМ у дизеля и коробка, которая боится перегрева

Нельзя сказать, что Volvo XC70 третьего поколения — беспроблемный автомобиль. Однако конструкции кузова можно только аплодировать, салон в целом также производит приятное впечатление, электрика едва ли потребует…

6881 4 0
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo XC70 III с пробегом: ухудшенная электрика от Форда и подвеска, на которой можно экономить

Volvo второй половины “нулевых” и начала “десятых” в сравнении с немецкими конкурентами можно любить как минимум за более доступные цены и самобытный дизайн. А ещё – за наличие в гамме практичного универсала повышенной…

5729 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Mercedes-Benz E-Klasse W211с пробегом: неудачный 7G-Tronic и моторы, ставшие хуже с рестайлингом

Из первой части публикации мы уже поняли, что если за машиной ухаживать, то отлично окрашенный кузов держит марку и в 10, и в 15 лет, а салон и после 300 тысяч сохранит товарный вид. Электрика сложна, но в целом надёжна,…

8066 3 0
Популярные тест-драйвы
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

46802 30 0
Тест-драйвы / Одиночные
Теперь ты видел всё: тест-драйв редчайшего пикапа ЗАЗ-968МП

Нет, это не «колхоз» и не «кастом»! Да, это пикап с задним расположением двигателя. Да, это та самая модификация, которая в русскоязычной Википедии описана как «для внутризаводского транспорта» (что, кстати, не совсем…

35268 25 0
Тест-драйвы / Одиночные
Тест-драйв Exeed TXL, самого дорогого кроссовера от Chery

Напомним вкратце: Exeed — это новый "премиальный" бренд Chery, нацеленный в первую очередь на местный китайский рынок, однако со временем машины планируют привезти и в Россию. TX — дебютная модель бренда, а TXL —…

17642 13 0
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

30106 12 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

23064 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

5864 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

59075 8 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

43292 0 10
Статьи / История
Вдогонку за прогрессом: опытные образцы военных вездеходов ГАЗ

Еще до Первой мировой войны за рубежом начались работы по армейским грузовикам и бронемашинам с приводом всех колес, которые в единичных образцах поступали в Царскую армию. В то время у русских инженеров появилась…

15954 1 2
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

74560 32 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

56423 0 7
Статьи / История
Американские корни, дизель и семиместный салон: мифы и факты про ГАЗ-24-02

Волга второго поколения выпускалась достаточно долго – с 1968 по 1992 год. Параллельно с седаном ГАЗ-24 и его модернизированным вариантом под индексом 24-10, выпускался и универсал ГАЗ-24-02, который в несколько…

52558 5 4
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?