Вспышка оптимизма: тест-драйв ЗАЗ-968А

Как же много значит правильно подобранная внешность: креативно окрашенный «ушастый» Запорожец может оказаться вдруг милой игрушкой.

 

Как по мне, «ушастый» в версии ЗАЗ-968А 1974 года был самым правильным Запорожцем. Уже с более-менее мощным мотором в 40 л. с., нормальными двухконтурными тормозами, еще и с харизматичными «ушами» и в каноническом стиле Chevrolet Corvair, послужившего примером для подражания дизайнерам нескольких стран.

До него были слишком уж примитивные «ушастики» моделей 966 и 968, в том же кузове, но еще не такие совершенные по начинке, а после ЗАЗ-968А появилась «мыльница» 968М – плод удачного рестайлинга, уже к 1980 году явно выпадавшая из своего времени конструктивно.

Недорого и небедно

Чего не отнять у советского автопрома середины прошлого века – так это добротности в любой конструкции. Даже Запорожцы – самые дешевые модели страны – не были последним «фуфлом», на котором старались сэкономить. Маленькие – да, но чтобы примитивные, суррогатные – нет.

DSC_0638-Kopia
Фото Александра Зелинского

Никакой субтильности, как в европейских одноклассниках 1960-70-х годов, никаких эрзац-конструкций, никакой экономии на материалах. В ЗАЗ-968А везде металл, а если пластик, то или надежный и прочный, или дорогой и мягкий, а детали – добротные, внушительные. Дешевизна – она в небольших (против Москвичей и Волг) размерах, в заднемоторной компоновке, в отсутствии задних дверей и малом багажнике. Кое-что грубовато, кое-что простовато, но никакой одноразовости нет и в помине.

Подвеска всех колес – независимая, а такое мало кто из энтри-левел предлагает и сейчас. Двигатель – полноценная «четверка», а не позорная, почти мотоциклетная «двушка» или «трешка», которая потихоньку становится мейнстримом в современной Европе. Также «в базе» – нешуточный автономный отопитель, двухскоростной стеклоочиститель и полностью синхронизированная коробка передач. На торпедо – «аварийка» (ее и на «копейках» не было!), под торпедо – розетка для 12-вольных гаджетов, в дверях – полноценные опускные стекла плюс поворотные форточки (а не жалкие сдвижные окошки, как у некоторых хитов европейского авторынка).

Наш тестовый экземпляр вообще воспринимается как большая сияющая игрушка – прежде всего благодаря его оптимистичной расцветке. Ничего удивительного: его владелец – милая девушка Катерина. Убежденный поклонник автомобилей с берегов Днепра, несколько лет назад она искала себе «горбатый» ЗАЗ-965, но наткнулась на объявление о продаже этого «ушастого» 1978 года. Машина в отличном состоянии, но это отнюдь не музейный экспонат. За четыре года хрупкая барышня накатала на раритетном Запорожце пять тысяч километров – по выставкам, слетам ретрофанов, а также – в качестве экзотики, арендуемой для прогулок интересующимися гражданами. Прокатились и мы.

DSC_0648

Комфорт начинающих

Приятный холодок уже знакомой ручки с податливой кнопкой, уверенное движение массивной двери, теплый на вид кожзам симпатичных сидений… Сажусь, вытягиваю ноги далеко вперед. Передо мной конкретно мягкое торпедо приятных очертаний, с бардачком под мягкой же крышкой и пепельницей, на место которой можно смонтировать радио. Все лаконично, но ничего не упущено – кнопки , ручки, тонкий руль.

Здорово портит впечатление заработавший двигатель. О том, что он запущен, знают все – жесткая, даже звонкая вибрация наполняет воздух внутри и вокруг машины. Мне кажется, недавно официально (была моя статья, кажись, 03.05.2016) протестированная мной «эмка» – ЗАЗ-968М – шумела не так выразительно.

Двигатель
четырехцилиндровый, V-образный, 1,2 л., 43 л. с.

Впрочем, двигатель здесь тот же – 40-сильный, относительно редкой схемы с V-образным расположением четырех цилиндров и воздушным охлаждением. Правда, как раз охлаждение организовано несколько по-иному, точнее – по старинке, через «уши», а не через решетку в крышке капота. У мотора, между прочим, картер из легкого и прочного магниевого сплава – мог себе позволить Советский Союз такие дорогие конструкционные материалы на бюджетных машинах! Корпус четырехступенчатой КПП, в котором помещаются также главная передача и дифференциал, тоже отлит из магния.

Интересно, что агрегат «запика» подвешен под машиной снизу на двух прочных планках. Соответственно, для демонтажа мотора нужно открутить болты и «уронить» его вместе с коробкой на землю. Затем – поднять корму машины и вытащить из-под нее агрегат. Об этих малоромантичных подробностях я рассказываю потому, что многим приходилось «капиталить» двигатель самостоятельно.

Во-первых, лишних денег на услуги профессионалов у «зазоводов», как правило, не водилось, а во-вторых, и с профессионалами было не ахти – сеть фирменных СТО ЗАЗа была символической, а гаражные умельцы предпочитали зарабатывать на более богатых клиентах.

Счастье есть!

Но о будущих ремонтах новоиспеченные владельцы Запорожца не переживали: они были счастливы. Годами взращиваемая мечта о собственном автомобиле воплощалась в самый доступный из них – новенький, сияющий, – вот оно, счастье! А на проблемы с ремонтами и запчастями обрекал себя любой человек, покупавший машину в стране, умеющей делать истребители и моторы из магния, но не умеющей отладить сферу услуг.

Если водитель ни разу не рулил Жигулями, Запорожец ему должен понравиться.

А почему нет? Вот руль – нетяжелый, не нервный и не «задумчивый». Педали – конкретные, тугие, внятные. Салон уютный, места полно, мотор сзади звучит живо и грозно, так, что кажется, – асфальт порвет. Вперед!

Шоссе, кочки, ямы – все нипочем, подвеска глотает все и на любой скорости. Касательно скорости. Да, книжка-мануал обещает 120 км/ч. Да, Запорожец достигает обещанное, но лучше все-таки держать крейсерские 90 – 100 км/ч, для наших дорог и его короткой базы так спокойнее. И неправда, что от шума коленями нужно закрывать уши, на самом деле звук мотора на скорости более 60 км/ч начинает отставать. А еще ведь есть гладкое днище, клиренс 190 мм и всегда загруженная ведущая ось – да он никакой грязи не боится!

В багажнике хоть и налицо противостояние мощной техногенной составляющей и практичности – но он все-таки есть! И в пространстве между «запаской» и аккумулятором с одной стороны и печкой с бачками гидроприводов с другой можно разместить если не пару чемоданов, то несколько мешков точно.

Правда, второго багажника, как у 966-го, за спинкой сиденья уже нет, но зато диван стал удобнее и бак увеличен – теперь на одной заправке можно из Ленинграда до Риги доехать! Или из Ташкента – в Кзыл-Орду! Или из Киева – в Кишинев! Да мало ли, куда можно было поехать в отпуск на одной шестой части суши, где не было границ, где бензин стоил 9 копеек и продавался не только на АЗС, но и у каждого водителя самосвала!

ЗАЗ-968А Запорожец
Краткие технические характеристики
Габариты, мм
3 730 / 1 570 / 1 400
Клиренс, мм
190
Снаряженная масса, кг
790
Максимальная скорость, км/ч
120
Контрольный расход топлива, л/100 км
5,9
Запас топлива, л
40

Ничто не вечно

Ничто не вечно, да – но, как ни странно, за исключением железа… Живой пример – Запорожец. Как менялось отношение к нему на протяжении каких-то сорока лет: сначала он был современным автомобилем для небогатых граждан, затем стал героем анекдотов и символом проблем, теперь вот люди платят деньги, чтобы в выходной покататься на нем с ветерком.

И только сам Запорожец остался тем, чем был в год своего выпуска. Стоит перед нами – стильный и прочный симпатяга, всегда готовый услужить владельцу.

DSC_0668

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
25.05.2016 10:50
Николай

Очень всё здорово, видно, что авто в отличном состоянии, но окрас ужасен... когда увидел его, то в памяти всплыло, как в начале 2000х моя девушка покрасила мобильник розовым лаком для ногтей... окраска дорогой эмалью близкого к родному цвета, было бы гораздо лучше... но это только мое лично мнение, а все остальное супер!

4

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings