"Ручной" автомобиль

Здоровый человек никогда не поймет больного, но это вовсе не означает, что наоборот быть не может. Обычному водителю очень сложно уяснить, как же человек без руки или ноги может управлять автомобилем. А между тем некоторые из таких людей просто жаждут водить машину…

Здоровый человек никогда не поймет больного, но это вовсе не означает, что наоборот быть не может. Обычному водителю очень сложно уяснить, как же человек без руки или ноги может управлять автомобилем. А между тем некоторые из таких людей просто жаждут водить машину…

Специалисты, занимающиеся на профессиональном уровне установкой дублирующего ручного управления на автомобиль, говорят, что помочь сесть за руль можно практически любому инвалиду, если он, конечно, не слепой. Мы попытались с помощью всемирной паутины и справочника "Желтые страницы" отыскать фирмы, оказывающие подобного рода услуги в Петербурге. Выбор оказался ничтожным, поэтому все подробности, касающиеся ручного управления, мы решили выяснить у частного предпринимателя Александра Сергеевича Романова. Сейчас попытаемся объяснить, почему наш выбор пал именно на этого человека.

Дублирующее ручное управление / 1
Дублирующее ручное управление / 2
Дублирующее ручное управление / 3

Дело в том, что Александр Романов занимается своим делом уже примерно тринадцать лет, за которые в конструировании дублирующих систем управления автомобилем произошли значительные изменения. В конце восьмидесятых в силу сложившихся обстоятельств Александру Сергеевичу пришлось установить на свой автомобиль дублирующее ручное управление, позволяющее вести машину человеку, лишившемуся ноги. В то время устройство представляло собой, грубо говоря, лом, приводимый в действие рукой и давивший на педаль сцепления. В ГАИ изобретателю сказали, что подобное изменение в конструкции модели необходимо зафиксировать на бумаге, получив разрешение от НИИ Пассажиравтотранспорта. В организации Александром Сергеевичем заинтересовались, предложив и в дальнейшем заниматься разработкой более совершенных систем.

Уже теперь, в двадцать первом веке, проектирование и создание дублирующих органов управления осуществляется, исходя из принципов надежности, эстетичности и удобства. Удобство – это наиболее важный фактор эффективной эксплуатации ручного управления. Благодаря тому, что Александр Сергеевич сам создает чертежи своих изделий, в его мастерской любая конструкция переделывается под определенного заказчика. Человеку, лишившемуся ноги, ничто не должно мешать при управлении машиной. Поэтому размеры самого водителя, его руки или ноги играют важную роль при установке дублирующего управления. Все должно быть четко выверено – как в аптеке.

Александр Романов не патентует свои изобретения, поэтому их можно приобрести в свободной продаже. Конструкции повторяются многими производителями, но устанавливать ручное управление на автомобиль самостоятельно автовладельцам не рекомендуется, поскольку простого крепления рычагов к кузовным панелям недостаточно. Например, в Петрозаводске существует предприятие, изготавливающее ручное управление, как утверждает Александр Сергеевич, по его чертежам с внесением несущественных изменений. Однако лишь в мастерской можно, к примеру, изогнуть тот или иной элемент "под руку" водителя или вывести, скажем, рычаг, дублирующий селектор КП, в наиболее удобное для конкретного водителя место. Один клиент может попросить, чтобы ручка сцепления находилась справа, другому человеку гораздо удобнее оперировать ею, когда она располагается слева. К тому же установку "дубля" необходимо зарегистрировать в соответствующей инстанции, а документ возить с собой. За неимением такового сотрудник ДПС будет вправе применить в отношении правонарушителя положенные санкции.

Существует масса нюансов при установке. И если при работе с детищем отечественного автопрома дело сводится к тому, чтобы инсталлировать на автомобиль уже готовый комплект ручного управления, подстроив его под определенного человека, то с иномарками сложнее. Практически все машины иностранного производства конструктивно различны, поэтому заранее изготовить для каждой модели свою дублирующую систему просто нереально. Вследствие этого адаптация VW или Volvo, например, займет больше времени, чем работа над вазовской "десяткой". Ведь изобретателям придется поломать голову над тем, какая конструкция наиболее удачно и эффективно будет функционировать на конкретной машине. Установка должна проходить без сверления в кузовных панелях каких-либо отверстий, что также загоняет разработчиков в более жесткие рамки. А необходимость в постоянных изобретениях новых модификаций системы ручного управления лишь оправдывает нежелание Александра Романова запатентовывать свои перманентные "ноу-хау". Можно с уверенностью сказать, что в его мастерской каждые три месяца появляются чертежи новых проектов, а каждый "свежий" работник обязательно должен придумать что-то новенькое, более совершенное.

Удивительно, но Александру Романову удается делать то, на что оказался не способен Кировский завод. Как говорит сам изобретатель, еще в 1997 году этому предприятию Общество инвалидов предложило выполнить заказ на изготовление нескольких десятков комплектов дублирующего ручного управления автомобилем. Завод согласился, однако сейчас этим уже не занимается. Наверное, такой бизнес может быть прибыльным и эффективным, но лишь в том случае, если исполнитель заказа может обеспечить каждому клиенту индивидуальный подход. Поэтому небольшая мастерская Александра Сергеевича гораздо плодотворнее целого завода. Правда, изобретателю приходится задействовать в процессе создания ручного управления ПТУ, где вытачиваются рычаги и втулки конструкции "дубля", и трамвайно-троллейбусный парк, где осуществляется сварка всех элементов системы. В мастерской Александра Сергеевича происходит окончательная подгонка и установка. В среднем так называемый финальный процесс занимает у мастера несколько часов. Главное, что клиент приезжает к Александру Сергеевичу в пассажирском кресле, а уезжает, сидя за рулем.

Человек, с которым случилось несчастье, лишившее его какой-либо конечности, при желании получить права должен проходить обучение на автомобиле с дублирующим ручным управлением. Таковые есть в наличии у автошкол, которые, кстати, в большинстве своем также адаптировали свои машины в мастерской Александра Сергеевича. Так вот, желающий иметь права получит водительское удостоверение, внешне ничем не отличающееся от обычного. Однако в нем будет отмечено, что водитель может управлять ТС с дополнительным ручным управлением. Тем же, кто уже обладал правами до получения травмы, придется заново пройти обучение и выдержать экзамен, но уже на адаптированном автомобиле.

Признаться, до написания этого материала я редко обращал внимание на автомобили с опознавательными знаками на заднем стекле, говорящими, что за рулем находится инвалид. И только после своеобразного тест-драйва машины с ручным управлением СТГ-2, дублирующим сцепление, газ и тормоз, пришло осознание тех сложностей, с которыми сталкиваются водители подобных моделей. Пришлось управлять автомобилем, адаптированным для человека, у которого отсутствуют обе ноги, то есть полностью контролировать поведение машины нужно двумя руками. И если обычному водителю с тремя педалями помогают справляться ноги, то тут на обе руки "ложатся" все педали, руль и рычаг коробки передач.

Усаживаясь в водительском кресле, не чувствуешь никакого дискомфорта, поскольку все стоит на своих местах. За счет грамотной установки "баранка" практически не "выпадает" из-под контроля, что позволяет постоянно держать машину "в руках". Интересная особенность: рычаг сцепления имеет точку фиксации. Для инвалидов это играет большую роль, когда необходимо тронуться, стоя на подъеме, например. Конечно, с непривычки сложно управлять таким автомобилем, зато, проехав пару сотен метров, понимаешь, какой объем работы проделывает инвалид, управляя таким автомобилем. А также осознаешь, насколько важен индивидуальный подход при установке управления. Безусловно, некоторые люди, как и машины, достаточно быстро адаптируются к "новым" условиям контроля. Сам Александр Сергеевич, будучи без ноги, столь лихо управляется со своим "Трабантом", что дух захватывает. Но ведь передвигаются же по нашим дорогам и те, кто при наличии всех ног и рук с трудом трогается на спуске и включает на подъемах заднюю передачу. "Чайники" найдутся и в рядах инвалидов, поэтому при всем отсутствии культуры вождения в России следует быть внимательнее к автомобилям со "специальным сигналом".

Может быть, вскоре и этой проблемы уже не будет, поскольку Александр Сергеевич, постоянно стремясь упростить механизм дублирующего управления, изобретает что-то более новое и совершенное. Так родилась идея создать вариатор, который бы брал на себя функцию коробки передач, работая как полноценный "автомат". Уже есть необходимые чертежи, однако все упирается в банальную и в то же время актуальную финансовую проблему. Принцип действия механизма достаточно прост. Александр Сергеевич пока что разработал вариатор только под "Оку". Универсальности тут сложно добиться, поскольку каждый автомобиль обладает определенной мощностью двигателя. Ведь поставить на АЗЛК-2141 коробку передач от BMW – проблема даже для самого продвинутого мастера. Конечно, вариатор будет в какой-то мере изменять технические характеристики модели, да и моторесурс его, предположительно, не должен превышать пятидесяти тысяч километров. Но все это – перспективы, то есть, тема уже другого материала.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings