Многоножки: редкие многоосные ракетные шасси в СССР

5263 0 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
Эта статья посвящена наиболее редким и интересным многоосным автомобилям-шасси для несения различных ракетных систем, которые в СССР разрабатывали с начала 1960-х годов. В отсутствие сведений о зарубежных аналогах, практически все эти машины являлись плодом интуитивного творчества советских инженеров. В результате в конструкции ряда «неполноценных» образцов проступают нотки кустарности и самодеятельности, которые со временем превратились в научно-обоснованные постулаты теории создания новых носителей стратегических систем.

Прототипы пяти- и шестиосных шасси

В 1960-е наиболее оригинальным поисковым направлением проектирования многоосных шасси являлось применение редчайшей пятиосной компоновки с несимметричным расположением ведущих мостов. При небольшом сокращении массы автомобиля эта схема стала причиной снижения проходимости, повышения ударных нагрузок на раму и перегрузки среднего моста. Замыкает эту категорию первое советское шестиосное шасси, создатели которого ясно предвидели будущее советских ракетовозов, но переборщили с его сложностью.

Пятиосное спецшасси ММЗ-560У (1963 г.)

Совсем недавно мы рассказывали о четырехосном шасси ММЗ-560 для зенитно-ракетного комплекса «Оса». Теперь речь пойдет о его старшем брате — экспериментальном пятиосном полноприводном корпусном спецшасси ММЗ-560У конструкции Мытищинского машиностроительного завода, которое считается первой советской военной машиной с редкой колесной формулой 10х10.

Полноприводное пятиосное шасси ММЗ-560У (из архива В. Коровина)

Полноприводное пятиосное шасси ММЗ-560У (из архива В. Коровина)

Как и первый вариант, плавающее шасси ММЗ-560У снабжалось задним 525-сильным дизелем и гидромеханической трансмиссией с отводом мощности на бортовые редукторы и два гребных винта. Его планировалось использовать как пусковую установку зенитных комплексов «Круг» и «Куб», но после сравнительных испытаний военные выбрали для них гусеничную ходовую часть.

Пятиосное шасси МАЗ-547 (1967–1968 гг.)

В одной из следующих статей мы расскажем о первом советском стратегическом ракетном комплексе «Темп-2С» на полноприводном шестиосном шасси МАЗ-547А (12х12). Тут же напрашивается вопрос — куда подевался первый вариант МАЗ-547 (без буквы А в маркировке), о существовании которого до сих пор не затихают споры, и о котором автору ничего не смог прояснить даже будущий главный конструктор МЗКТ?

Проектирование этой машины началось в марте 1966 года, а по настоянию военного заказчика для упрощения и удешевления за основу будущего шасси был выбран автомобиль МАЗ-543 (8х8), к которому добавили средний неведущий мост. Так появился первый советский неполноприводный пятиосный вариант МАЗ-547 (10х8), уникальный по концепции, но неприспособленный к военной службе.

Реконструкция пятиосного шасси МАЗ-547 со средним неведущим мостом

Реконструкция пятиосного шасси МАЗ-547 со средним неведущим мостом

Уже в ходе проектирования конструкторы столкнулись с несоответствием грузоподъемности шасси и массы ракеты, которую на него собрались водрузить. Для облегчения ее установили в стеклопластиковом контейнере, на который для поддержания заданной температуры нанесли толстый слой легкого теплоизолирующего пенопласта. Из-за многочисленных недоработок ракеты имели двойное и даже тройное дублирование, что привело к их утяжелению до 40 с лишним тонн, под которые пятиосное шасси совсем не годилось.

Автомобиль МАЗ-547 с установщиком противоракеты на пусковой стол

Автомобиль МАЗ-547 с установщиком противоракеты на пусковой стол

Подробных сведений и изображений МАЗ-547 не сохранилось, но существует его единственная фотография в качестве транспортно-установочной машины ракеты дальнего перехвата первой опытной системы противоракетной обороны С-225.

Секретное шестиосное «Изделие 103» (1966 г.)

(Фотографии из архива НИИЦ АТ)

Приобретя солидный опыт проектирования и испытаний четырехосных машин И-210 и И-21-15, 21 НИИИ приступил к созданию уникального шестиосного 22-тонного автомобиля-шасси И-103 («Изделие 103») с колесной формулой 12х12. Единственный образец был собран в 1966 году на Опытном заводе № 38. Его главной новинкой стал 300-сильный дизельный двигатель УТД-20 V6, но в остальном конструкция машины не отличалась от предыдущих версий: несущая хребтовая рама, независимая торсионная подвеска, механическая коробка передач и одноместные боковые кабины с внешними гофрированными панелями.

Единственный образец шестиосного автомобиля-шасси «Изделие 103»

Единственный образец шестиосного автомобиля-шасси «Изделие 103»

«Изделие 103» имело все шансы стать реальной основой будущих ракетных систем, но его высокая проходимость и устойчивость, показанные на испытаниях, и решение о постановке машины на производство так и не смогли перевесить мнения важных персон о сложности и ненадежности столь нетрадиционной конструкции.

original-39-_5-6-7_html_3b706760 original-39-_5-6-7_html_78f2ee9a
Испытания шестиосного автомобиля И-103 на полигоне 21 НИИИ

Пятиоски нового поколения

Какой бы нетрадиционной и опасной ни оказалась пятиосная компоновка, в 1980-е годы, когда общая схема многоосных военных шасси уже сформировалась, при создании новой техники конструкторы вновь решили поэкспериментировать с нечетным количеством мостов. Для Брянского автозавода это были пробные удлиненные версии четырехосных машин, для МАЗа выпуск такой техники диктовали параметры новой ракетной системы, а впоследствии завод еще раз обратился к более совершенным «пятиоскам».

Прототип 520-сильного пятиосного шасси БАЗ-69481М с открытым корпусом

Прототип 520-сильного пятиосного шасси БАЗ-69481М с открытым корпусом

БАЗ-69481М (1987 г.)

(Фотографии из архива НИИЦ АТ)

В рамках работ по четырехосной серии БАЗ-6948/69481 на Брянском автозаводе построили два пробных образца уникального неполноприводного пятиосного автомобиля-шасси БАЗ-69481М (10х8) с индексом «Вощина». В нем сочетались два оригинальных для советского и мирового автомобилестроения поисковых решения: несимметричная компоновка с пятью парами колес и только четырьмя ведущими, а также прочный негерметизированный сварной несущий корпус, сходный с конструкциями для плавающих машин.

Автомобиль БАЗ-69481M со средним неведущим мостом и высоким корпусом

Автомобиль БАЗ-69481M со средним неведущим мостом и высоким корпусом

В отличие от предшественника БАЗ-69481, новый 19-тонный вариант снабжался третьим неведущим мостом, который вместе с двумя штатными ведущими осями образовывал заднюю трехосную тележку, выдерживавшую повышенные нагрузки. Увеличение массы машины привело к установке двух более мощных 260-сильных двигателей КамАЗ-740 и узлов ходовой части. В 1987 году БАЗ-69481М проходил приемочные испытания, но из-за ненадежности узлов и плохой проходимости не получил одобрения военных.

Испытания шасси с оснащением транспортно-заряжающей машины комплекса «Волга»

Испытания шасси с оснащением транспортно-заряжающей машины комплекса «Волга»

В то же время проходило проектирование оперативно-тактического комплекса «Волга» для замены системы «Темп-С». Его пусковую и заряжающую установки планировалось разместить на двух машинах БАЗ-69481М с высокими цельнометаллическими кузовами, прикрытыми брезентовыми полотнищами. Из них успели собрать только транспортно-заряжающую машину: с подписанием Договора о ликвидации РСМД все работы по комплексу «Волга» и по шасси пришлось прекратить.

МАЗ-7929 (1989–1991 гг.)

(Фотографии из архива МЗКТ)

Своим появлением 35-тонное шасси МАЗ-7929 (10х8) обязано трудностям при разработке компактного ракетного комплекса «Курьер». Сначала его планировали установить на четырехосное шасси МАЗ-7909, но в процессе работы возросшая масса ракеты заставила перейти на более грузоподъемную колесную основу. Ею стал пятиосный 420-сильный МАЗ-7929, на котором впервые появилась вынесенная вперед моноблочная кабина с внешними стеклопластиковыми панелями.

Опытное пятиосное шасси МАЗ-7929 с предпоследним неведущим мостом

Опытное пятиосное шасси МАЗ-7929 с предпоследним неведущим мостом

Несмотря на недостаточную проходимость, завод «Баррикады» смонтировал на нем макетный образец установки «Курьер», который на испытаниях был принят за основу окончательной версии с дальностью поражения 11 тысяч километров. Ее испытания были намечены на лето 1992-го, но в октябре предыдущего года М. С. Горбачев успел подписать Договор о сокращении наступательных вооружений СНВ-1, что привело к приостановке до лучших времен всех работ по теме «Курьер».

Эскиз компактного межконтинентального ракетного комплекса «Курьер»

Эскиз компактного межконтинентального ракетного комплекса «Курьер»

В последующие годы на Минском заводе колесных тягачей собрали новое пятиосное армейское шасси МЗКТ-79292, которое стало полноприводным и получило 500-сильный дизель и гидропневматическую подвеску.

Пятиосное полноприводное шасси МЗКТ-79292 (1010). 2006 год

Пятиосное полноприводное шасси МЗКТ-79292 (10х10). 2006 год

Счастливые семиоски для «Тополя»

На военных парадах в Москве вряд ли кто обращал внимание, что мобильной основой межконтинентального ракетного комплекса «Тополь» является семиосное шасси с необычной колесной формулой 14х12, уникальное как для советской, так и мировой военно-автомобильной промышленности.

В середине 1970-х, когда начались работы по автомобилям-шасси для этого комплекса, специалистам СКБ-1 приходилось решать задачи, не разработанные даже в теории. С главной компоновочной проблемой они столкнулись при проектировании первого неполноприводного шасси МАЗ-7912 с нечетным количеством мостов, но с успехом с ней справились. В 1985-м по этой же схеме построили модернизированный вариант МАЗ-7917, находящийся на вооружении РВСН до сих пор.

Шасси МАЗ-7912 со средним управляемым неведущим мостом (из архива НИИЦ АТ)

Шасси МАЗ-7912 со средним управляемым неведущим мостом (из архива НИИЦ АТ)

original-39-_5-6-7_html_579c1328

Межконтинентальный ракетный комплекс «Тополь-Т» на шасси МАЗ-7912

Уникальное и смелое решение о применении нечетного количества опорных мостов было продиктовано требованиями снижения массы машины, ее упрощения и сохранения высокой подвижности ракетной установки на различных видах дорог. Учитывая, что ракетный комплекс перемещался лишь по «бетонкам» мест дислокации и ровным грунтовым трассам, вопросы проходимости и сильных ударных нагрузок на элементы шасси теряли свою актуальность.

1 / 3
Семиосное шасси МАЗ-7917 для второго поколения комплексов «Тополь» (из архива НИИЦ АТ)
2 / 3
Пусковая установка «Тополь» на предстартовом обслуживании (из архива НИИЦ АТ)
3 / 3
Установка «Тополь» в Петербургском артиллерийском музее (фото автора)

Таким образом, несимметричная схема, точно рассчитанная и впервые в мировой практике использованная осмысленно, ограничилась установкой достаточно простого и прочного среднего неведущего управляемого моста с двумя односкатными колесами и увеличенным ходом подвески. В момент преодолевания невысоких неровностей на короткий момент на него приходилась вся боевая масса машины, хотя по расчету конструкторов мост выдерживал тройную нагрузку, то есть, свыше 300 тонн.

Подробнее о мобильных ракетных системах «Тополь» читайте в следующих статьях.

На заглавной фотографии — пятиосное 520-сильное шасси БАЗ-69481М с высоким корпусом для транспортно-заряжающей машины комплекса «Волга» (из архива НИИЦ АТ).

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

16924 5 0
Статьи / Тюнинг
Кинотеатр на бездорожье: тюнинг Volvo XC70

Многие могут задать вопрос: что можно тюнинговать в современных машинах премиум-класса? Действительно, полностью преображающий кастом для них вряд ли актуален, но вот придать пару-тройку изюминок модели, когда восторг от…

2471 2 0
Статьи / Популярные вопросы
За какие нарушения ПДД могут лишить прав: полный список

В материале о штрафах, которые можно оплатить со скидкой в 50% мы уже выяснили, что эта «поблажка» не распространяется на тяжелые нарушения вроде пьяной езды или аварий с пострадавшими. Езда по встречке и огромные…

17023 1 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Марка надо брать: выбираем праворульный бизнес-седан за 200 тысяч

Настоящее «императорское» японское качество есть только у “праворуких” автомобилей – так считают многие любители этих машин. Не будем с ними спорить: жизнь дороже. Но что делать, если очень хочется того самого японского…

16924 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
Все-таки здорово, что так недорого: чем хорош подержанный автомобиль

Люди делятся на два типа: одни смотрят каждую пятницу “Поле чудес”, а другие – нет. Это я вам точно говорю. И есть ещё только один признак, который может разделить человечество на два типа. Это отношение к покупке…

12152 10 5
Выбор авто / Подержанные авто
Alfa Romeo 159 с пробегом: загадочный Selespeed и итальянские странности ДВС

Мы уже говорили, что Alfa Romeo 159 – отличный способ выделиться на дороге. Правда, как выяснилось из первой части обзора, у этого автомобиля есть определённый набор проблем в электрике, есть очень дорогие элементы в…

5044 4 1
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

59930 39 1
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

46707 26 3
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

25489 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

12506 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

11831 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

8827 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

18591 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

15968 1 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

15596 1 0
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

61148 11 14
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

43715 1 24
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

33419 1 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?