Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

23211 2 0
Поделиться: 0 0 0 0 0 0
Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в единичных образцах или макетах для оценки результатов теоретических выкладок или проверки смелых идей, но по разным причинам не оправдавшие надежд своих создателей и удалившиеся в небытие.

Одной из важнейших составляющих этой славной когорты был Минский автомобильный завод, но мало кому известно, что до сих пор остаются практически не известными некоторые весьма оригинальные опытные конструкции МАЗа, опередившие свое время, но оказавшиеся бесполезными и оставшиеся на теневой стороне истории. Более жестоко судьба обошлась с небольшим Могилевским автозаводом, но и он успел собрать несколько весьма оригинальных военных машин.

Базовый автомобиль-лесовоз МАЗ-532 (44) с трелевочным оснащением

Базовый автомобиль-лесовоз МАЗ-532 (4х4) с трелевочным оснащением

Главным достижением головного КБ грузовых автомобилей Минского автозавода в области автотехники двойного назначения был весьма элегантный 165-сильный автомобиль-лесовоз МАЗ-532 (4х4) с трелевочным оснащением и двухосным прицепом-роспуском, появившийся весной 1957 года. По общей конструкции он сочетался с инженерным тягачом МАЗ-528, однако имел переднемоторную компоновку и широкую кабину с трехсекционным лобовым стеклом и коротким прямоугольным капотом. Автомобиль оборудовали пятиступенчатой коробкой передач, межосевым дифференциалом, планетарными колесными редукторами и 32-дюймовыми колесами от карьерного самосвала МАЗ-525.

Многоцелевое короткобазное полноприводное военное шасси МАЗ-532

Многоцелевое короткобазное полноприводное военное шасси МАЗ-532

Опытный 165-сильный бортовой артиллерийский тягач МАЗ-532

Опытный 165-сильный бортовой артиллерийский тягач МАЗ-532

Для военных нужд наиболее привлекательными исполнениями этой машины являлись специальное шасси для монтажа военного оборудования и средний артиллерийский тягач с металлической грузовой платформой и тентом. Эти пробные версии были построены и прошли приемочные испытания, но в целом проект МАЗ-532 остался неосуществленным. С расширением полномочий и возможностей СКБ-1 МАЗ все работы по военной спецтехнике в «грузовом» КБ были прекращены.

В 1963 году, когда гордостью советской автомобильной промышленности стал уникальный 25-тонный вездеход-гигант «Ермак» (6х6), никто не предполагал, что его судьба вскоре оборвется в России и закончится в цехах Могилевского автозавода в Белоруссии. Автомобиль был разработан в Научном автотракторном институте под руководством главного конструктора Н. И. Коротоношко и имел индекс НАМИ-076. Впервые он стал наиболее крупным и тяжелым советским дорожным автомобилем классической компоновки, совмещавшим функции лесовоза, грузовика, военного шасси и весившим с полной нагрузкой около 50 т.

Перспективный 25-тонный грузовой автомобиль НАМИ-076 «Ермак» (из архива А. Карасева)

Перспективный 25-тонный грузовой автомобиль НАМИ-076 «Ермак» (из архива А. Карасева)

В движение его приводил 320-сильный танковый дизель V12, работавший с гидромеханической трехступенчатой коробкой передач. Машину оборудовали гидроусилителем рулевого механизма, регулировкой давления воздуха в 25-дюймовых шинах и вынесенной на передний свес рамы короткой кабиной с тремя лобовыми стеклами. До 1968 года она проходила испытания в одиночном исполнении и в составе лесовозного автопоезда полной массой до 75 т, но производственной базы для ее серийного изготовления не нашлось.

Полноприводный автомобиль-лесовоз «Ермак» с двухосным роспуском (из архива Л. Шугурова)

Полноприводный автомобиль-лесовоз «Ермак» с двухосным роспуском (из архива Л. Шугурова)

Только в конце 1960-х, после долгих проволочек, было решено развернуть сборку «Ермака» в Могилеве, но лишь в 1975-м его доработанным развитием стал многоцелевой 27-тонный безбортовой тягач МоАЗ-74111 с упрощенной угловатой шестиместной кабиной и коротким капотом, унифицированными с одноосными тягачами того же завода.

Наследник вездехода «Ермак» — грузовой 27-тонный вариант МоАЗ-74111 (из архива МоАЗ)

Наследник вездехода «Ермак» — грузовой 27-тонный вариант МоАЗ-74111 (из архива МоАЗ)

Среди других версий могилевского «Ермака» к военной технике можно отнести только появившийся через три года седельный вариант МоАЗ-74111 двойного назначения с 500-сильным ярославским дизелем V12, новой гидромеханической шестипозиционной коробкой передач и двухступенчатыми колесными редукторами.

500-сильный седельный тягач МоАЗ-74111 с угловатой шестиместной кабиной (из архива МоАЗ)

500-сильный седельный тягач МоАЗ-74111 с угловатой шестиместной кабиной (из архива МоАЗ)

Специальный тяжелый полноприводный армейский тягач МоАЗ-74111 (из архива МоАЗ)

Специальный тяжелый полноприводный армейский тягач МоАЗ-74111 (из архива МоАЗ)

Тягач МоАЗ-74111 с двухосным танковым полуприцепом ЧМЗАП-5247Г (из архива А. Карасева)

Тягач МоАЗ-74111 с двухосным танковым полуприцепом ЧМЗАП-5247Г (из архива А. Карасева)

В ходе испытаний тягач буксировал низкорамный 60-тонный полуприцеп для перевозки танков и гусеничной бронетехники. Полная масса такого автопоезда достигала 100 тонн. С переходом завода на серийный выпуск одноосных тягачей, самосвалов и шахтных автопоездов все работы по «Ермаку» в Могилеве были свернуты.

Аэродромный двухмоторный шарнирно-сочлененный балластный тягач МоАЗ-7915

Аэродромный двухмоторный шарнирно-сочлененный балластный тягач МоАЗ-7915

В середине 1980-х Могилевский автозавод еще раз заявил о себе созданием уникального низкопрофильного аэродромного балластного тягача МоАЗ-7915 (6х6) для буксировки на полевых и бетонных аэродромах военно-транспортных самолетов с взлетной массой до 400 тонн, к которым относились лайнеры Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Его уникальной по тому времени конструктивной особенностью являлись две шарнирно-сочлененные моторные секции — одноосная передняя и двухосная задняя с бункером для балласта, оснащенные дизельными двигателями V12 мощностью по 600 л.с., гидромеханическими трансмиссиями и двумя кабинами разной высоты. Длина тягача превышала 14 метров. Полная масса с балластом достигала 75,5 тонн, максимальная сила тяги — 50 тс. До середины 1990-х таких машин собрали 10–12 экземпляров.

Тягач МоАЗ-7915: справа видна передняя одноосная секция с силовым агрегатом и высокой кабиной, слева — двухосная моторная секция с низкой кабиной и отсеком для балласта

Тягач МоАЗ-7915: справа видна передняя одноосная секция с силовым агрегатом и высокой кабиной, слева — двухосная моторная секция с низкой кабиной и отсеком для балласта

На виде сзади хорошо видна двухосная задняя секция с низкой кабиной водителя, совмещенной с моторным отсеком второго двигателя

На виде сзади хорошо видна двухосная задняя секция с низкой кабиной водителя, совмещенной с моторным отсеком второго двигателя

В 1980-е годы по заданию Министерства обороны в минском СКБ-1, переименованном к тому времени в УГК-2, под руководством нового главного конструктора Владимира Ефимовича Чвялева были разработаны и построены опытные образцы специальных тяжелых короткобазных шасси МАЗ-7908 и МАЗ-7909 (8х8). Они имели оригинальную по тому времени компоновку с неравномерно сближенным расположением мостов, четырьмя передними управляемыми колесами и двумя стеклопластиковыми бортовыми кабинами. На них предполагалось монтировать пусковые ракетные установки новых компактных ракетных комплексов с обычными или ядерными боеголовками.

Тяжелое шасси МАЗ-7908 для ракетного вооружения (из архива СКБ-1 МАЗ)

Тяжелое шасси МАЗ-7908 для ракетного вооружения (из архива СКБ-1 МАЗ)

МАЗ-7908 (1984–1987 гг.)

Зимой 1984 года это 35-тонное шасси вышло на первые заводские испытания. Его агрегатной базой послужило многоосное шасси МАЗ-7916, которое под руководством В. Е. Чвялева было создано несколько лет назад для ракетного комплекса «Пионер-3». На модели МАЗ-7908 с укороченной до 7,8 метров колесной базой также смонтировали двигатель V12 мощностью 710 л.с., гидромеханическую четырехступенчатую трансмиссию, гидропневматическую подвеску и широкопрофильные шины с регулировкой внутреннего давления. Моторный отсек помещался между двумя бортовыми кабинами — левой двухместной типа «тандем» и правой одноместной, вынесенными на удлиненный передний свес рамы.

Шасси МАЗ-7908 с двумя кабинами и многотопливным двигателем в 710 л.с. (из архива СКБ-1 МАЗ)

Шасси МАЗ-7908 с двумя кабинами и многотопливным двигателем в 710 л.с. (из архива СКБ-1 МАЗ)

За два года собрали пять экземпляров МАЗ-7908. Из них три машины поступили под монтаж передового советского ракетного комплекса «Скорость» средней дальности для РВСН и Сухопутных войск, способного поражать объекты в Западной Европе. В ЦКБ «Баррикады» на них смонтировали пусковые установки. Единственный запуск ракеты состоялся весной 1987 года на полигоне Капустин Яр, но оказался неудачным. Дорабатывать эту систему уже было поздно: в Америке подписали Договор о ликвидации РСМД, поставивший крест на дальнейших работах по комплексу «Скорость».

Макет компактного ракетного комплекса «Скорость» средней дальности

Макет компактного ракетного комплекса «Скорость» средней дальности

Первое пробное шасси МАЗ-7908 осталось в Минске, а на последней пятой машине завод «Баррикады» смонтировал уникальную подъемную многосекционную телескопическую мачту для РВСН. В 1990 году совместными усилиями минского УГК-2, специалистов 21 НИИИ и МГТУ имени Н. Э. Баумана одно из сохранившихся шасси МАЗ-7908 было преобразовано в вариант МАЗ-79085 со всеми управляемыми колесами. Его оборудовали электрогидравлическим рулевым механизмом с индивидуальным управлением каждого колеса и электронной системой выбора углов их отклонения. Такая система позволяла устанавливать колеса двух передних и задних мостов на разные углы и в разные стороны, существенно сокращая радиус поворота, или устанавливать их в одном направлении, при котором автомобиль получил возможность двигаться боком. На том в советские времена история МАЗ-7908 завершилась.

Прототип МАЗ-79085 со всеми управляемыми колесами конструкции 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)

Прототип МАЗ-79085 со всеми управляемыми колесами конструкции 21 НИИИ (из архива НИИЦ АТ)

МАЗ-7909 (1987–1990 гг.)

Короткобазное шасси МАЗ-7909 для ракетных систем (из архива СКБ-1 МАЗ)

Короткобазное шасси МАЗ-7909 для ракетных систем (из архива СКБ-1 МАЗ)

Опытное 28-тонное спецшасси МАЗ-7909 предполагалось использовать для несения принципиально нового сверхкомпактного межконтинентального ракетного комплекса «Курьер». Четыре построенные машины базировались на агрегатах автомобилей семейства «Оплот», но по общей концепции не отличались от модели МАЗ-7908. В отличие от нее МАЗ-7909 имел еще более короткую колесную базу (6,5 м) и был оснащен 420-сильным дизелем V8, механической девятиступенчатой коробкой передач, независимой торсионной подвеской и колесами от военных грузовиков МАЗ-543. Автомобиль проходил приемочные испытания в 21 НИИИ, был рекомендован для совершенствования конструкции и на вооружение не поступал.

Испытания шасси МАЗ-7909 с двумя кабинами и коротким нагрузочным блоком (из архива СКБ-1 МАЗ)

Испытания шасси МАЗ-7909 с двумя кабинами и коротким нагрузочным блоком (из архива СКБ-1 МАЗ)

Несмотря на давление мирового гегемона и стран НАТО, проект уникального высокомобильного грунтового ракетного комплекса «Курьер» с дальностью поражения 10–11 тысяч километров, не имевшего никаких аналогов, удалось спасти от уничтожения. В 1989–1990 годах в ЦКБ завода «Баррикады» на шасси МАЗ-7909 была построена пробная пусковая система, которая применялась во время испытаний макетных прототипов ракет. Более того, соблазнительно компактные размеры ракетной установки позволяли скрытно и оперативно доставлять ее любыми традиционными видами транспорта — в обычных товарных вагонах, самолетах, на речных баржах и даже в крытых полуприцепах междугородных автопоездов.

Эскиз мобильного компактного межконтинентального комплекса «Курьер» на шасси МАЗ-7909

Эскиз мобильного компактного межконтинентального комплекса «Курьер» на шасси МАЗ-7909

По результатам пробных испытаний были проведены доработки ракеты, которые привели к увеличению ее массы на две тонны, что стало причиной перевода работ по этому комплексу на новое более грузоподъемное пятиосное шасси МАЗ-7929, речь о котором впереди.

Понравилась статья? 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Семён Смирнов

Обидно, что могилёвцы так и ограничились самосвалами да скреперами

Tec de vint

У МАЗ-79085 была чертовски любопытная кабина, жаль нет фото. Авторы решили проявить оригинальность и для управления изменением расположения полюса поворота колес использовали самолетный штурвал. В зависимости от угла его наклона выставлялся полюс поворота (крайнее переднее положение - поворот только передними колесами, крайнее заднее - поворот всех колес в одну сторону).
Об удобстве руления (штурвал использовался также как и рулевое колесо) в таких условиях можно только догадаться.

Главная новость
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Серийный седан Lada Vesta Cross: первые изображения

На прошлой неделе в Тольятти впервые был замечен тестовый образец нового кросс-седана Vesta в камуфляже. Как же будет выглядеть серийный…

1523 1 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Интересно
Пять вещей, за которые любят и ненавидят Lada Granta

Ну вот мы и добрались до неё. Воющая, гниющая, рассыпающаяся на части, подвергающаяся насмешкам… Выдерживающая всё это, вмещающая два мешка картошки и продолжающая движение. Не великая, не ужасная, но суперпопулярная –…

131 0 0
Статьи / Интервью
Садаеши Кояри, Toyota: наша цель – дать владельцам Prado больше возможностей

Чем порадует россиян обновленный Land Cruiser Prado, что в нем изменилось, и почему японцы остаются приверженцами рамной конструкции в своей внедорожной линейке? Зачем во внедорожник добавили еще два спортивных режима?…

1622 0 5
Статьи / Интересно
Вепрь Next: плагиат ГАЗа или нет? Подробности, аргументы, мнения сторон

Мы уже сообщали о том, что Группу ГАЗ заподозрили в плагиате дизайна внедорожника Вепрь Next. Для тех, кому лень куда-то сходить по ссылке, коротко напомню: немецкий инженер русского происхождения Юрий Постников заявил,…

4022 5 5
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

146 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

2239 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: скрытая коррозия кузова и скачки напряжения

Цена этого автомобиля на вторичном рынке традиционно для Honda высока. Ровесники теряют в цене заметно быстрее, даже при том, что у них тоже есть и надежные моторы, и коробки, да и железо у многих так же не ржавеет.…

3930 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14330 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

13779 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10140 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35382 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6606 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

7977 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

11867 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18496 1 0
Статьи / Военная техника
Плывут все! От мала до велика: уникальные советские военные амфибии

Малоизвестно, что, несмотря на «железный занавес», в Советском Союзе существовало обширное семейство военных плавающих автомобилей, не имевших прямых зарубежных аналогов. И пусть все они создавались под грифом…

5915 1 10
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29374 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6521 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7777 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?