SAAB 99, победитель турбоямы

10374 3 2
Поделиться: 0 0 0 0 0 2

Есть, как ни крути, такая штука, как национальный характер, который неизменно отражается на автомобилях. Итальянцы любят жить красиво и беззаботно, французы любят все необычное, немцы строги и расчетливы… Ирландцам их обычаи вообще не велят делать никаких машин – Джон Де Лореан пробовал и ничего не вышло. А шведы – сдержанные и даже немного мрачные. Ну а что? Просто очень холодно. Одного я не могу понять – как в такой стране, как Швеция, мог появиться столь яркий автомобиль, как SAAB 99…

Как все начиналось

В середине 60-х, еще до перехода с двухтактных моторов на четырехтактные, руководство SAAB принимает решение о разработке новой модели на смену успешной, но начинающей безнадежно устаревать модели 96. Разработка была поручена Сикстину Сасону, и мэтр дизайна предоставил эскизные проекты нового автомобиля в кузове седан и купе (тудор). Абсолютно новый облик машины не имел ничего общего с предыдущими моделями SAAB. Ни намека на горбатость каплевидного кузова, полноценная трехобъемная компоновка. Эта новинка должна была дать фирме новых покупателей, открыть новые рынки… Но до выхода в свет SAAB 99 оставалось еще почти 5 лет.


Первый ездящий прототип SAAB 99 выехал на испытания в город 2 апреля 1965 года, и вы будете смеяться, но все принимали его за модель 96. Нет, конечно, в Швеции живут не дураки. Просто первый прототип предназначался для отладки мотора, трансмиссии и ходовой части. В конспиративных целях инженеры облачили совершенно новый рядный четырехцилиндровый мотор, стоящий сцеплением вперед на коробке передач, в слегка переделанный кузов от выпускающегося SAAB 96. Окрашенный в камуфляжный зеленовато серый цвет прототип был на 20 см шире оригинала, но обыватели этого не заметили. Недоброжелатели фирмы и конкуренты тоже пропустили мимо глаз этот странный автомобиль, получивший название «Жаба».

Явление народу

В 1967 году публике автосалонов впервые был показан уже серийный SAAB 99, но, как мы уже писали, Сикстин Сасон несколько недель не дожил до премьеры. Осенью 68 года новая модель уже была доступна покупателям Швеции, остальной Европы, всегда стоящей особняком Англии и даже Америки. Журналисты наперебой находили преимущества СААБа перед другими машинами и по смелости конструкции сравнивали его с новейшим Citroen DS. Но реальными конкурентами на рынке были не заоблачно дорогие Ситроены, а на класс более простые BMW 2002 и Alfa Romeo Giulia. На их фоне «выскочка» SAAB выглядел как новый сверхзвуковой Concorde на фоне винтовых трансатлантических «летающих лодок» Говарда Хьюза 50-х годов.



Британский тест-драйвер Арчи Викар восхищался формами нового СААБа и писал, что модель 99 имела поразительный и совершенно рациональный вид. На его взгляд, это порождало ощущение самолета на четырех колесах. Гнутое лобовое стекло вызывало восторг ценителей аэродинамики, а другие восхищались капотом, закрывающим не только моторный отсек, но и крылья.

Более практичные граждане отмечали высокий уровень комфорта, мягкость хода, связанную с отсутствием стабилизаторов поперечной устойчивости, отличную эргономику салона и высочайший уровень безопасности. Отработанная конструкция кузова «монокок» и установленные впервые в истории брусья безопасности в дверях и районе заднего дивана делали кузов почти бронекапсулой, а травмобезопасный замок зажигания между сидений, мягкая пенистая обивка стоек, торпедо и ремни безопасности добавляли еще один плюс в копилку ценителям безопасности. Им же пришелся по душе и обзор с водительского места. Стойки лобового стекла были весьма толсты, но за счет формы стекла абсолютно не мешали видеть все на дороге.



Правда, есть еще категория водителей, считающих, что они ездят как Эрик Карлссон, а может быть и лучше. Они жаловались на относительно плохую поворачиваемость и на слабый моторчик, но они же отмечали и весьма информативный руль. А еще отличные тормоза – дисковые по кругу!

Модификации

На ранних стадиях проектирования рассматривалась возможность выпуска двухдверного универсала в дополнение к седану и тудору, на смену модели 95, но этим планам было не суждено сбыться. В 1974 году выходит 3-дверный фастбек, а двумя годами позже – 5-дверный. Универсал в гамме появится много позже, в «эру GM».

Модель 99 выпускалась с 1968 по 1984 годы, и за это время претерпела не один рестайлинг. На машинах до 1971 года выпуска устанавливались хромированные бампера и узкие поворотники внизу на крыле. В 1972 году бампера заменили на пластиковые, самовосстанавливающие форму, а поворотники сделали крупнее и подняли выше к капоту. В дополнение полностью переработали салон. Следует отметить, что до 1971 года 99-й оснащался муфтой свободного хода, доставшейся еще от двухтактных предков.

В 1974 году происходит рестайлинг решетки радиатора — она избавляется от фирменного «свиного рыльца», а в 1977 машину оснащают новыми широкими, более заметными фонарями и поворотниками. Незначительные модернизации происходили каждый год. Смена зеркал, изменения салона, молдинги, новые ступицы и тормоза… Для американского рынка поставлялась модель с четырьмя круглыми фарами вместо двух прямоугольных европейских.



Стандартная версия для не слишком торопливых людей, любящих комфорт, называлась GL, что расшифровывается как Grand Luxe, ниже была только версия L – Luxe, выпускавшаяся только в 1973 году и только с мотором 1.85 на карбюраторе и механике.

После 1973 года желающие сэкономить на комфорте могли довольствоваться Grand Luxe в любом варианте кузова. Мотор на этой версии был на одном карбюраторе и развивал 100.л.с. Для тех, кто хотел выглядеть посолиднее, предлагалась версия GLS — Grand Luxe Super. Единственное отличие от базовой комплектации – двухкарбюраторная система питания и 110л.с.

С 1976 года появляется редкая нынче комплектация GLE—Grand Luxe Elegant. Авто этой комплектации продавались, в основном, на американском рынке и оснащались инжекторным мотором, автоматической КПП, люком и гидроусилителем руля.

Эволюция двигателей

Но все это второстепенно. Главное в машине — это мотор. А гамма моторов была на модели 99 весьма разнообразна. Первым мотором, устанавливаемым на новый SAAB, стал Triumph объемом 1.75 литра. Рядная четверка, половинка от большого V8. Установленный сверху на коробке передач и развернутый маховиком вперед силовой агрегат классических Саабов обычно вызывает недоумение у тех, кто его видит. Но, как показывает практика — это весьма удачное и удобное для обслуживания компоновочное решение.




Триумфовские моторы развивали мощность 80 л.с. и оснащались прогрессивной системой электронного впрыска. В 1970 в машину внедрили новый мотор объемом 1.85 литра от той же английской фирмы. Обновленный мотор мог комплектоваться не только электронным впрыском, но и обычным карбюратором. Мощность была 85 и 94 силы соответственно. Для особо экономных граждан было решено оставить мотор 1.75, оснастив его карбюратором. Стандартным карбюратором для сааба на долгие годы стал Zenith-Stromberg, который ставился на Jaguar E-type и в который нужно не забывать подливать «декстрон». Оба этих мотора могли идти в паре либо с механической четырехступенчатой коробкой передач, либо с американским трехступенчатым автоматом BorgWarner 35.

В 1972 году SAAB начинает производство мотора своей собственной разработки на основе агрегата Triumph. Незначительное количество 1.9-литровых моторов можно оставить для коллекций. Он недалеко ушел от оригинального, и у него остались те же проблемы с надежностью. Первым же «истинно саабовским» мотором считается так называемый В-мотор 2.0л, выпускавшийся с 1972 по 1981 годы. Этот двигатель оснащался различными системам питания и мог развивать мощность от 99 л.с. на одном карбюраторе до 143л.с. на турбированной версии, о которой расскажем чуть ниже.

Топовой комплектацией в 72 году стала ЕМS — Electronic [электронный инжектор] Manual [трансмиссия] Special. Комплектация была доступна только в кузове купе. Машина со спортивным уклоном оснащалась более жесткой подвеской, красилась в металлик, который тогда был еще в диковинку, и развивала 170 км/ч на 118 силах. Сейчас машины в такой комплектации крайне редки и представляют историческую ценность.


На фото: мотор Triumph



Турбонаддув

Следующей «фишкой» SAAB, как вы уже поняли, стала турбина. Многие люди ошибочно полагают SAAB первопроходцем в области турбомоторов, но это не совсем так. Повесить на мотор турбину — в общем-то, дело нехитрое. Эту фишку поняли еще в 30-х годах, но вот впервые добиться хороших показателей от двигателя во всех режимах работы SAAB действительно смог первым.

Проблема была в том, что турбина начинает раскручиваться не сразу, и существует турбояма. Гоночные турбомашины 60-х на старте разгонялись со скоростью «Газели»-маршрутки в час-пик, а потом происходил подхват турбины – и, наконец-то, случалось резкое ускорение. Инженеры SAAB заставили машину одинаково уверенно разгоняться до подхвата на 3000 об/мин, и в то же время по максимуму ехать уже с помощью «улитки». Именно этим фирма SAAB заслужила всемирную известность как строитель турбомашин.

Первый SAAB 99 Turbo сошел с конвейера в 1978 и, в отличие от EMS, в этот раз прославились комби-купе, а не тудоры. Как и предыдущая «горячая» версия, Turbo красился в металлики или ярко-красный цвет. В том же 78-м вышло около 100 турбомашин в 5-дверном кузове, и все они были ярко-красные.




SAAB 99 turbo разгонялся до 100 км/ч за 9.2 секунды на 143 силах. Для тех, кто хотел уходить со светофоров не только быстрее всех других машин но и быстрее «собратьев-самолетов», была выпущена версия SAAB 99 Turbo S (практически как Porsche сегодня), оснащавшаяся сложной системой впрыска воды в цилиндры. Эта система была заимствована из авиации и на самолетах была вполне обычным делом еще во время второй мировой, но вот на машинах она встречается крайне редко. Впрыск воды давал прибавку около 10-15 л.с.

Закат карьеры

В 1979 году выходит на сцену модель 900, а в 1980-м сходит с конвейера старичок 96. С 1981 года происходит очередной рестайлинг 99-го с кузовными элементами от 900. Новые двери, новый салон от старшей модели… Из доступных комплектаций — только GL. А с 82 года при обновлении мотора любой желающий вновь получает доступ у инжекторному GLi. Тогда же появляется 5-ступенчатая КПП. В таком виде легендарная модель прожила на конвейере вплоть до снятия с производства в 1984-м.

Модель 99 стала знаковой вехой в истории марки. За 16 лет выпущено без малого 600 000 машин. Именно для этой модели в 1968 году открыли новый завод в Финляндии — Valmet Automotive. Как основная модель, «девяносто девятый» выступал в ралли, и еще до появления на серийных Саабах 16-клапанных моторов на ралийные машины устанавливали карбюраторные 16-клапанные двигатели. Кстати, именно ралийные SAAB впервые получили турбо.


На фото: Saab 96 и 900



Кроме гоночной карьеры, SAAB 99 служил в полиции в виде специальных мощных модификаций со спартанским исполнением салона. А президент Финлядндии Урхо Кекконена в 77 году получил в качестве личного транспорта лимузин Finlandia – его мелкосерийно собирали на Valmet. Этот удлиненный на 20 см автомобиль был выпущен буквально в нескольких экземплярах, и это был уникальный в своем роде лимузин в кузове комби. Да еще и оснащенный турбомотором!

Что дальше?

А дальше была эра SAAB 900. В России именно «девятисотка» считается эталоном классического стиля SAAB, и об этой модели мы обязательно расскажем вскоре. Но было бы неправильным забывать, что 900 – это, если разобраться, очень глубоко переработанный и увеличенный в габаритах 99. И именно «двузначная» модель сделала SAAB таким, каким мы его любим.



Читайте также:



Понравилась статья? 0 0 0 0 0 2

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Жжжесть! Количество постов про Саабак просто зашкаливает. Уже второй месяц не закрываю вкладки этого портала.

Жжжесть! Количество постов про Саабак просто зашкаливает. Уже второй месяц не закрываю вкладки этого портала.

Лев Самарский

Отлично! Ждем продолжения об этом славном автомобиле! Лучше SAAB - может быть только SAAB!

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Путешествия
На Mazda 3 по Израилю: Мессершмитты от Сталина и танки старого форта

Путешествие по любой стране подразумевает посещение музеев. В этом плане Израиль исключительно хорош — это вообще один сплошной музей. Но есть в стране несколько музеев, особенно интересных для лиц мальчишеского пола. И…

973 1 0
Статьи / Автотоп
Новые 18: самые ожидаемые модели 2018 года

Новый, 2018 год обещает быть богатым на новинки. Какие-то появятся спонтанно, какие-то дебютируют уже в течение года. Но есть немало и таких, о которых можно и нужно мечтать уже сейчас. Ну а поскольку год будет 2018-м,…

37714 8 2
Статьи / Интервью
Покупай, чини, продавай, будь успешным: советы от английских «Махинаторов»

Какие автомобили мы увидим в новых сезонах? Можно ли починить классический автомобиль своими руками? Бывают ли машины, на которые вообще нет спроса? Эти и многие другие вопросы ведущим английского шоу «Махинаторы» задали…

3136 3 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: ломающийся привод и хилый блок мотора

Дёшево и вечно – так обычно думают про Тойоту. В первой части нашего обзора Авенсиса мы выяснили, что если и не вечно, то хотя бы надёжно, и пусть даже не дёшево, но точно недорого. Всё это относится к кузову, салону,…

2787 1 1
Выбор авто / Подержанные авто
Toyota Avensis T250 с пробегом: слепые фары и скверный характер задней подвески

Когда речь заходит о надежных машинах, многие в первую очередь вспоминают о Toyota. Марка позиционирует себя как производителя надежных и недешевых авто. Ход правильный: в борьбе за лидерство в мировых продажах компания…

4501 11 2
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo 960 и S90 I с пробегом: коробка будет жить, а мотор умрёт

Очень хочется машину бизнес-класса, а деньги есть только на старый Логан? Что ж, выход есть. Даже если вы уверены, что W124 – это попса, а «бэха» Е39 – удел бандитов из 90-х, выбор всё равно остается. И это – огромный…

6077 0 6
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Ехали два шофёра: тест-драйв ГАЗ-52

Что такое тест-драйв? Берут машину, катаются, потом рассказывают об особенностях ее конструкции, комплектации, о своих впечатлениях. Если это ретроавтомобиль - то ещё и об истории создания машины и наверняка о…

41692 25 3
Тест-драйвы / Одиночные
Здесь Русью пахнет: тест-драйв Лада Веста SW Cross

Я никогда не скрывал, что не очень люблю автомобили ВАЗ. И моему любимому редактору частенько приходилось вырезать из моих текстов некоторые эпитеты, метафоры и прочие литературные экивоки в сторону редакционной Весты,…

22397 3 0
Тест-драйвы / Одиночные
Мышцы, космос и мосты: экспресс-тест Geely Atlas

Накануне грядущего дебюта нового кроссовера на российском рынке нас еще раз «подразнили» коротким тест-драйвом модели – пока на ее родине, в Китае. Говорить о полноценном сложившемся мнении пока рано – но куда интереснее…

20509 11 2
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

10909 1 6
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

10464 10 10
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

6470 13 4
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29238 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

16369 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

11819 1 0
История автомобилестроения
Статьи / Автотоп
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

38662 1 24
Статьи / История
Они хотя бы попытались: кроссоверы-купе от 50-х и до 2000-х

Десять лет назад, в далеком 2007 году, компания BMW представила миру свое «революционное» творение – кроссовер-купе BMW X6. Как и многие другие очень странные решения, оно получило эпитеты «эксклюзивный» и…

24863 7 6
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

29238 2 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?