Алексей Кулешов, Росстандарт: «Наказывать автовладельца вместо производителя – неправильно!»

45106 3 2
С заместителем руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии беседуем об ужесточении государственного надзора и расширении его инструментария, реальной длительности отзывных кампаний и возможностях рядовых граждан по инициированию отзывов автомобилей.
 

Сергей Арбузов: В этом году в рамках госнадзора вы начали проводить краш-тесты автомобилей по правилам ООН 94-01. Какие инструменты вы использовали прежде?
Алексей Кулешов: Раньше у нас были дорыночные проверки в виде оценки соответствия продукции, сопровождаемой выдачей Одобрения типа транспортного средства (ОТТС). До 2017 года весь государственный надзор сводился только к этому.

С.А.: А почему раньше не проводили проверку с разрушающим контролем или иные испытания, по другим упрощённым методикам?
А.К.: Могу ответить за последние четыре года, когда мы в составе обновлённой команды Росстандарта приступили к работе. Проанализировав ситуацию, мы поняли, что без реальных надзорных действий на рынке сделать ничего невозможно. Начали с топливного рынка, проверили около 3 500 АЗС – это примерно 15% от всего рынка, и по результатам инициировали перечень мероприятий по улучшению надзорной работы. Что касается автомобилей, то в 2017 году мы тоже проводили проверки с испытаниями, но без разрушающего контроля. А в этом году приступили к краш-тестам. Они дороже, но приводят к иным результатам. Наша цель – это минимизация оборота опасной продукции. Кроме того, мы посылаем рынку сигнал: надзор на рынке есть, и государство будет неукоснительно следить за качеством.

С.А.: Ну я-то лично вообще за то, чтобы Росстандарт бил по три-пять машин в месяц, а не три в год, как в 2018 году. Мне как потребителю, как налогоплательщику нужны краш-тесты, а не олимпиады и чемпионаты мира по футболу…
А.К.: Олимпиады и чемпионаты мира по футболу тоже нужны – в бюджет поступают средства от тех же туристов. Что касается проверок автомобилей на безопасность – граждане сами обращаются к нам с просьбой инициировать проверки и отзывные кампании.

С.А.: Вы хотите сказать, что у нас любой автовладелец может инициировать отзывную кампанию по примеру того, как это происходит в США?
А.К.: Производитель может отозвать машину сам – добровольно, но может это сделать и государство по итогам надзора. Мы включили в программу стандартизации автопрома до 2025 года разработку стандарта по отзывным кампаниям в автомобильной промышленности. Инициировать отзыв может и любой человек. Граждане обращаются – мы проверяем. На сайте Росстандарта можно оставить заявку в электронном виде.

С.А.: Сколько заявок по одной неисправности на отдельно взятой машине должно к вам поступить, чтобы Росстандарт начал проверку?
А.К.: Даже по единичному сигналу мы обязаны провести как минимум документарную проверку. Мы запрашиваем у автомобильной компании соответствующие технические материалы и узнаём их позицию по данной поломке. Зачастую автомобильная компания нам отвечает: информация верна, и в настоящее время мы уже проводим проверку, а в ближайшее время предоставим в Росстандарт информацию по отзывной кампании.

С.А.: А если компания отвечает, что не знает о такой проблеме?
А.К.: В таких случаях автомобильная фирма очень часто бывает готова устранить поломку за свой счёт.

С.А.: Я представляю, сколько после нашего интервью на сайт Росстандарта посыплется писем от автовладельцев!
А.К.: Кстати, мы отслеживаем и те отзывные кампании, которые та или иная компания проводит по всему миру, а затем запрашиваем представительство в России, подлежит ли техника отзыву, если, скажем, произошёл отзыв в США. Кстати, несколько раз нам в этом помогали средства массовой информации, сообщая об отзывах на зарубежных рынках. И мы можем инициировать отзывную кампанию в судебном порядке согласно статье 40 закона о техническом регулировании.

С.А.: На каком основании?
А.К.: На основании тех материалов, которые есть у нас на руках.

С.А.: Даже если на руках – только публикации в прессе?
А.К.: Да, теоретически это возможно: перечень доказательных материалов нашим законодательством не регламентирован. Правда, пока такой практики у нас нет – всё решаем в досудебном порядке.

С.А.: Многие автовладельцы жалуются, что дилеры им отказывают в проведении ремонта по отзывной кампании якобы из-за того, что срок её действия прошёл.
С.А.: Это грубое нарушение закона! По закону о Техническом регулировании все отзывные кампании – бессрочные и бесплатные. Период исполнения отзывной кампании – два года, но окончание этого срока вовсе не означает, что закончилась и сама кампания. Это значит, что до истечения этого срока производитель должен отчитаться по ней перед Росстандартом и считать программу мероприятий завершённой или продлить программу. Но обязательства по устранению недочётов сохраняются в полном объёме и после этого. Поэтому если гражданин явится через три или пять лет, ему обязаны починить все неисправности.

С.А.: Ну я лично знаю несколько случаев с моими друзьями и знакомыми, которым отказывают в проведении ремонта по отзывной кампании под тем предлогом, что она «истекла», затем их пинают с «горячей линии» представительства к дилеру, дилер отправляет назад в представительство, и так до бесконечности.
А.К.: В таких случаях автовладельцы могут передать нам всю информацию через вас или прислать её нам на электронную почту, и мы будем с этими автопроизводителями работать. Я уверен, что головные компании хотят, чтобы все неисправности были устранены, и чтобы автовладелец был доволен. Кстати, сегодня средняя явка на отзывные кампании составляет около 70%.

С.А.: Вы имеете в виду, что это мало? Во многом это происходит оттого, что автовладелец не получает уведомление об отзывной кампании, а производитель уверяет, что уведомление высылал. Есть ли механизм, который позволяет определить, было ли послано уведомление автовладельцу или нет, это ведь самое «узкое место» во всём этом процессе с отзывами?
А.К.: Вы правы, и такой механизм, причём со стопроцентной гарантией получения уведомления, будет. Пока у нас ограниченный набор инструментов: мы сами оповещаем об отзыве через официальный сайт Росстандарта и СМИ, дилеры со своей стороны информируют автовладельцев. Из-за закона о защите персональных данных Росстандарт не обладает информацией по каждому автовладельцу: выслано ему SMS-сообщение или нет. В этом смысле пока отслеживание отзывных кампаний – дело в первую очередь самого автовладельца. На нашем сайте, как вы знаете, мы выкладываем все VIN-номера, можно свериться. И если автовладелец получает в дилерском центре от ворот поворот под тем предлогом, что прошли сроки, он может смело обращаться к нам.

С.А.: А что с электронными ПТС — их можно использовать в отзывной системе?
А.К.: Это будет возможно через 5-10 лет. С 1 июля запущена система электронных ПТС. Летом мы заключили соглашение с «Электронным паспортом», и теперь вся информация по отзывам конкретного автомобиля будет заноситься в информационную часть электронного ПТС. Соответственно, после того, как автовладелец пройдёт все мероприятия, предусмотренные отзывной кампанией, в ПТС будет сделана отметка об этом.

С.А.: А не было идеи привязать прохождение отзывных мероприятий к очередному ТО? Допустим, если не прошёл автовладелец вместе с ТО ремонт по отзыву — значит, и страховку не получил.
А.К.: Мы прорабатывали этот вопрос, в том числе со страховщиками. Однако в этой ситуации мы рискуем переложить обязанности производителя на плечи автовладельца. Наказывать автовладельца вместо производителя – неправильно!

С.А.: Я вернусь к испытаниям в рамках госнадзора. Почему я считаю, что лучше пустить деньги не на олимпиады, а на краш-тесты? Потому что из-за высокой стоимости краш-тестов их количество ограничено: скажем, в этом году было запланировано лишь четыре мероприятия. Краш-тестов мало, а моделей на рынке много. Здесь может возникнуть коррупционная составляющая, что, на мой взгляд, и показал набор моделей в 2018 году, запланированный к испытаниям. Лишь Hyundai Solaris не вызывает вопросов – массовая модель, входящая в число наиболее популярных, её надо бить. И логично было бы рядом с ней увидеть Lada Vesta, Volkswagen Polo, Renault Logan, чтобы в условиях ограниченности средств получить наибольший охват. А мы что увидели? Увидели нескольких невнятных «китайцев». Lifan Murman – самая слабая модель бренда, продаётся по 10-15 штук в месяц. Chery Tiggo 3 в рамках своего бренда самая популярная, но по сравнению с Solaris продажи крохотные. Но это всё – цветочки: вопиющей выглядит история с Haima, которая вообще не представлена на рынке, но на основании действующего ОТТС была запланирована к краш-тестам!
А.К.: Haima – это наша техническая ошибка, ничего не могу возразить, будем внимательнее выбирать объект испытаний. Что касается китайских автомобилей, посмотрите на это дело с другой стороны: мы проверяем российский завод Hyundai, а Chery и Lifan собирают на другом российском заводе, и тоже по полному циклу. Это решение в рамках разрабатываемой нами риск-ориентированной стратегии верно. Всё-таки мы также должны думать и о тех потребителях, которые ездят не на массовых моделях.

С.А.: Будет ли прописан ясный механизм по выбору моделей для краш-тестов в рамках госнадзора? К примеру, запланировано четыре модели, каждую из которых можно будет взять из сегмента, определённого перекрёстной комбинацией показателей. К примеру, по типу – кроссовер, по сборке – зарубежный, по классу – компактный, по объёму продаж – не более 5 тысяч в год. И так далее.
А.К.: На первый взгляд сегментация для последующего выбора моделей на проверочные краш-тесты выглядит обоснованной, но я вам сходу приведу контраргумент. Как только мы из одного сегмента, заранее определённого, выберем модель, это тут же станет известно всему рынку, и остальные расслабятся. Но в чём бы я с вами согласился – это переход на риск-ориентированную модель. Речь идет о выявлении неких закономерностей: например, компания, производящая менее 10 тысяч машин в год на некоем заводе, наиболее склонна к нарушениям.

С.А.: Как вы будете выявлять критерии риска, какую статистику для этого будете использовать – только статистику отзывов?
А.К.: Нет, это будут в первую очередь результаты нашей предыдущей работы и результаты краш-тестов будущего национального российского рейтинга RuNCAP. Но пока я могу на тему критериев только размышлять. Нам нужно выявить критерии не только для автомобильной промышленности, но и для других отраслей.

С.А.: Давайте вернёмся к госнадзору. За какое время до начала отчётного периода вы определяете список моделей для проверки?
А.К.: До 1 сентября предшествующего года.

С.А.: Значит, в этом году уже определён список?
А.К.: В этом году мы решили сместить акценты на проверку маршрутных автобусов, количество аварий и жертв с участием которых просто зашкаливает. Мы обратились по этому поводу к правительству и получили поручение заместителя председателя правительства Дмитрия Николаевича Козака о проведении комплексной проверки. Такие проверки мы проводили в 2015 году по топливу, а теперь на рынке автобусной техники.

С.А.: Производители легковушек могут спать спокойно?
А.К.: Не забывайте о возможности проведения внеплановых проверок.

С.А.: Список компаний, которые занимаются модернизацией базовых моделей под автобусы и маршрутки, сформирован?
А.К.: Мы проверим в этом году 5-10 моделей автобусов с помощью краш-тестов и ещё несколько без разрушающего контроля: «ГЛОНАСС», тормоза, светотехника – мы сейчас формируем список. Будем проводить и самые обычные измерения, это тоже помогает выявить нарушения. К примеру, удлиняется рама, чтобы поставить больше сидений в салоне, и вместо 8 метров, зафиксированных в ОТТС, мы намерили 10. Это уже не исправить во время отзывной кампании. По похожему случаю мы инициировали отмену ОТТС, сообщили в ГИБДД, и машины были запрещены к эксплуатации. Список моделей ещё на стадии формирования.

С.А.: Хорошо. Я ещё хотел попросить вас разъяснить позицию ведомства по истории с Chery. По результатам краш-теста в рамках госнадзора вы временно приостановили реализацию модели Tiggo 3 с пометкой «вне зависимости от места производства». Претензия была по работе системы «ГЛОНАСС». Chery, воспользовавшись действующим ОТТС на машину без «ГЛОНАССа», заказала партию машин в Китае. Мне кажется, налицо юридическая коллизия, когда обе стороны правы?
А.К.: В КоАП есть статья, которая регламентирует наказание за невыполнение требований о приостановке реализации. Я официально заявляю, что если бы Chery успела реализовать хотя бы один из заказанных в Китае автомобилей до отмены решения по реализации продукции, компания получила бы штраф. В то же время отмечу, что Chery выполнила все наши предписания в установленные сроки, и Росстандарт снял требование о приостановлении реализации ещё до того как первые машины пришли к нам из Китая. Они просто физически не смогли начать их реализацию.

Поделиться: 0 2 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

А мы что увидели? Увидели нескольких невнятных «китайцев». Lifan Murman – самая слабая модель бренда, продаётся по 10-15 штук в месяц. Chery Tiggo 3 в рамках своего бренда самая популярная, но по сравнению с Solaris продажи крохотные. Но это всё – цветочки: вопиющей выглядит история с Haima, которая вообще не представлена на рынке, но на основании действующего ОТТС была запланирована к краш-тестам!

Мы увидели заказ по удалению с рынка сразу трех китайских производителей... Тут занятнее другое, кто их заказал их же земляки китайцы, корейцы или дважды автомобильный ?

Закройте уже АвтоВАЗ и не тратьте бюджетные деньги на краш-тесты китайских трансформеров. Будьте же людьми.

Да нельзя им АвтоВаз закрывать -- детушки без сладкого останутся.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Загадки индексов: почему 403-й Москвич шёл за 407-м и куда пропали 404, 405, 406 и 409?

Советские автомобили 50-60-х годов обычно носили какой-то цифровой индекс, и он не менялся ни при каких модернизациях. Первая «Волга» всегда звалась ГАЗ-21, ну может, в первые годы М-21. Популярный «Газик» всегда звался…

5306 0 0
Статьи / Практика
Тепло ли тебе, девица: что делать, если из печки дует холодом

Немолодой автомобиль, как хороший детектив, может радовать многими неожиданными поворотами событий и неожиданными сюрпризами. Некоторые из них носят исключительно сезонный характер. Например, зимой старая машина может…

3242 2 0
Статьи / Автотоп
Готовые к любой зиме: 5 новых внедорожников с самым большим дорожным просветом

В вашем городе выпала трехмесячная норма осадков, а снегоуборочной техники не завезли? За последние три дня вы застряли 6 раз и обтерли днищем все снежные колеи во дворе? Давайте разберемся, сколько денег нужно, чтобы…

21979 8 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando J309 с пробегом: один хороший мотор и две плохие коробки

Желание купить недорогой семиместный автомобиль часто быстро затухает только из-за отсутствия нормального выбора: на рынке имеется либо что-то слишком дорогое, либо слишком старое. Но ведь есть Orlando! Мы уже…

2618 3 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

3369 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

2820 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

36949 36 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

29792 15 0
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

31701 13 5
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31499 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18583 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

14926 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42645 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35548 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

26508 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

58116 17 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

48267 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

45832 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?