Читайте также

Мерседесы и не только: иномарки в “скорой помощи” СССР

4575 0 8
Не секрет, что в Советском союзе стремились удовлетворять все потребности силами местного производства. Но иногда отечественных автомобилей просто не хватало: из-за небольших объёмов выпуска или по каким-то параметрам они не соответствовали предъявляемым к ним требованиям. Оставался один выход – приобрести необходимые машины у зарубежных фирм. Сегодня в нашей подборке - машины как из “братских республик”, так и “капстран”.
 

Малолитражка из ЧССР

Мы уже рассказывали, как в 1920-е годы в СССР исправно несли службу медицинские лимузины Mercedes. После окончания их закупок три десятилетия советских медиков исправно снабжали транспортом отечественные автозаводы. Но к концу 1950-х в этом вопросе сложилась непростая ситуация. Самая массовая модель «скорой помощи», фургон ПАЗ-653 на грузовом шасси ГАЗ-51, устарел и требовал замены. В провинции ещё работали древние машины – кузов довоенного ГАЗ-55, переставленный на шасси «полуторки» ГАЗ-ММ послевоенного выпуска. Автомобилей ЗИМ ГАЗ-12 не хватало, и они годились только для больших городов. Отечественные «скорые» нового поколения – УАЗ-450А, ГАЗ-22Б, РАФ-977 на тот момент ещё не выпускались.

На помощь пришли коллеги из социалистической Чехословакии, страны с давними традициями автомобилестроения. В 1957 году в СССР начался импорт первой с 1920-х годов массовой медицинской иномарки, универсала Skoda 1201 Sanitka. Это был легковой автомобиль, значительно более компактный и экономичный, чем ЗИМ, но с более удобным для медиков кузовом.

1 / 4
Skoda 1201 Sanitka
2 / 4
Skoda 1201 Sanitka
3 / 4
Skoda 1201 Sanitka
4 / 4
Skoda 1201 Sanitka

Конструкция семейства Skoda 1201 содержала ряд феноменальных технических решений. По габаритам медицинский универсал близок к «Победе» М20. При этом машина была малолитражной – рабочий объём четырёхцилиндрового двигателя 1,2 л, как у «Москвича-402», а мощность 45 л.с., как у следующей модели, «Москвича-407».

Кузов медицинской модификации был оригинальный. От гражданского универсала он отличался удлинённым задним свесом, двумя дополнительными окнами на боковинах. Если у грузопассажирской Skoda торцевая багажная дверь открывалась вбок, то у «Санитки» она откидывалась целиком на нижних петлях, как борт грузовика, и по её тыльной стороне прокладывались направляющие рельсы для закатывания и выкатывания носилок на колёсиках.

Фирма Skoda предлагала большой выбор кузовов модели 1201: седан, универсал, фургон, медицинский универсал, пикап, даже штучно изготовленные спортивные родстеры. Это объяснялось двумя причинами. Во-первых, удачно выбранной силовой схемой автомобиля. Советские легковушки «Москвич» и ГАЗ оснащались несущими кузовами. Делать их разные модификации на главном конвейере было очень сложно. А у «Шкоды» по-старинке оставалась рама, причём хребтовая, в виде мощной трубы, связывающей силовой агрегат с задней подвеской. С одной стороны, она не утяжеляла автомобиль, как лонжеронная рама лестничного типа, с другой, на неё можно было безболезненно для производства монтировать разные кузова.

Skoda-1201-3

Skoda 1201 Sanitka

Во-вторых, концерн Skoda не выпускал все модификации на одном заводе. На головном предприятии в Млада-Болеславе строили только шасси и один тип кузова. Остальные специальные кузова делали и устанавливали на раму на других заводах в Врхлаби, Квасинах, Трнаве. Уникальная особенность грузопассажирских и медицинских универсалов Skoda – несимметричный кузов. В левом борту была одна дверь, в правом – две.

Ещё одной изюминкой чехословацкой машины можно считать независимую подвеску всех колёс на одной поперечной рессоре спереди и одной сзади, которая вместе с большими 16-дюймовыми колёсами обеспечивала неплохую проходимость и плавность хода на плохих дорогах.

С 1961 года концерн выпускал новую модель Skoda 1202. Универсал, фургон и Sanitka теперь выпускались в унифицированных кузовах, по-прежнему несимметричных. Габариты увеличились почти до размеров «Волги» ГАЗ-22, но двигатель оставался малолитражным, только форсированным до 51 л.с. Если Skoda 1201 поставлялась в СССР в трёх вариантах — обычный универсал, медицинский и фургон — то модель 1202 была только в виде санитарного автомобиля.

Пик продаж легковых «Шкод» в СССР пришёлся на 1959 и 1960 годы, когда было закуплено по 3 тысячи экземпляров. Далее до 1966 года закупалось по 1,5 тысячи машин в год. Всего же в нашу страну ввезли около 15 тысяч чехословацких малолитражек всех модификаций.

1 / 2
Skoda 1202
2 / 2
Skoda 1202

Кабинет на трёх мостах

Другой распространённый в СССР медицинский автомобиль из Чехословакии – передвижной флюорографический кабинет на трехосном шасси внедорожного грузовика Praga V3S. Это тоже был очень необычный автомобиль.

Из привычного – только рама-«лесенка» и обычная рессорная подвеска. Дальше начинались чудеса. V-образный шестицилиндровый дизель Tatra отличался воздушным охлаждением, он представлял собой «половинку» 12-цилиндрового дизеля тяжёлого самосвала. Спереди двигатель частично прикрывал необычно короткий капот, частично сзади – кабина. Для обслуживания в кабине снимался кожух, для серьёзного ремонта кабина откидывалась, как у бескапотных машин. Двери открывались против хода. Шасси было полноприводное 6х6, мосты с бортовыми редукторами увеличивали дорожный просвет, а сзади стояли двускатные шины.

Семейство Praga V3S выпускали долго – с 1953-го до 1984-го, а после рестайлинга – до 1990-х. Среди надстроек разного назначения, применявшихся на этом шасси, выделялся цельнометаллический фургон, намного более изящный, чем советские КУНГи и спецкузова. В него монтировали разное оборудование: пожарное, специальное военное. Один из вариантов – флюорографический – нашёл распространение в СССР. Несмотря на полный привод, эти машины работали в Москве и больших городах, где встречались чаще аналогичных кабинетов Луганского автосборочного завода на шасси ГАЗ-66.

1 / 3
Грузовик Praga V3S
2 / 3
Грузовик Praga V3S
3 / 3
Грузовик Praga V3S

В советское время к проходной предприятий или учебных заведений раз в год в рабочий день подгоняли «коротконосый» фургон с голубой кабиной и красным крестиком на желтом кузове. Всех работающих или учащихся администрация в обязательном порядке отправляла на флюорографический осмотр. В фургон заходили по одному человеку, поднимаясь по откидной лесенке. Внутри за столом сидел врач, а в углу находилась выгороженная комната с «просвечивающим» аппаратом.

Точные данные о годах поставок и количестве завезённых в СССР экземпляров пока найти не удалось, но появились «Праги» ещё в 1970-х, и в силу небольшого пробега шасси, служили долго, до развала Советского Союза.

1 / 2
Грузовик Praga V3S
2 / 2
Грузовик Praga V3S

Возвращение «Мерседеса»

Автомобили знаменитой марки из Штутгарта вернулись в московскую «скорую» ровно через полвека после первых поставок 1920-х годов. В 1973 году концерн Daimler Benz открыл своё представительство в СССР, в честь чего в Москве в парке Сокольники прошла масштабная выставка автомобилей разных типов и разного назначения. Тогда советским специалистам и обычным зрителям впервые показали медицинский автобус Mercedes-Benz L408D, оборудованный немецкой компанией Binz.

В основе лежал развозной фургон вагонной компоновки семейства Т2, которое выпускалось с 1966 года. В высоком просторном кузове размещалось оборудование для оказания экстренной помощи, а медики могли работать с больным, стоя в полный рост. В 1970-х годах несколько таких машин, а также модернизированных L409D, было закуплено советской стороной.

1 / 2
Mercedes-Benz L408D
2 / 2
Mercedes-Benz L408D

В Москве новые «Мерседесы» обслуживали некоторые ведомственные клиники, например Центральную больницу Академии наук. Но, как минимум, одна машина служила в Институте скорой помощи имени Склифосовского, перевозя простых москвичей. Эти автомобили обогатили русский язык новым словом «реанимобиль», которое было написано у них на световом приборе, расположенном над ветровым стеклом, там, где у автобусов устанавливают указатель маршрута.

Mercedes-Benz L408D

Mercedes-Benz L408D

Перед Московской Олимпиадой 1980 года в больнице Академии наук появился другой Mercedes-Benz, тоже изготовленный фирмой Binz, фургон на удлинённой базе легкового автомобиля серии W123. Он был значительно дороже, чем автобус серии Т2, так как вместо стандартного кузова фургона у него был полностью оригинальный, к тому же на доработанном шасси. «Мерседесы» обоих типов работали в течение всех 1980-х годов, и опыт их эксплуатации лёг в основу создания реанимобиля на отечественной базе Tamro-РАФ.

1 / 4
Mercedes-Benz W123
2 / 4
3 / 4
Mercedes-Benz W123
4 / 4
Mercedes-Benz W123

Настоящей сенсацией стал другой реанимобиль, подаренный в 1988 году одной из западногерманских благотворительных организаций московской детской больнице им. Филатова («Филатовской больнице»). В относительно небольшом по меркам медицинского автомобиля кузове универсала Audi 100 Avant выпускавшейся тогда серии C3 находилось специальное устройство для перевозки недоношенных новорожденных детей и поддержания в пути их жизнедеятельности.

Audi 100 Avant (C3) '1982–87

Audi 100 Avant (C3)

К сожалению, удобная скоростная машина ярко-красного цвета в Москве осталась в одном экземпляре, на исходе 1980-х возникли трудности с её фирменным обслуживанием и запчастями, но спасти немало детских жизней она помогла.

Первые не советские

В завершение расскажем о «Мерседесах», пришедших на смену РАФам в первые постсоветские годы и тоже уже ставших историей. В 1993 году, пользуясь новыми экономическими возможностями, «Мосавтосантранс» приобрёл в Германии первую партию медицинских автомобилей Mercedes-Benz на базе лёгкого фургона серии Т1 модели L310 с длинной базой и высокой крышей, оборудованных уже проверенной фирмой Binz. На светло-бежевых «Мерседесах» работали специализированнные бригады «скорой».

1 / 2
Mercedes-Benz T1
2 / 2
Mercedes-Benz T1

В следующем 1994 году, исходя из удачного опыта, «Мосавтосантранс» заказал в Германии партию из 70 машин для обычных бригад у тех же партнёров. Однако на этот раз злую шутку сыграла экономия денег. Белые «Мерседесы» с короткой базой и низкой крышей того же семейства Т1 модели 210 пришли в минимальной комплектации, только с носилками и этажеркой у левого борта. У них не было даже подножек! Медики посчитали оснащение таких «скорых» недопустимо «бедным» даже в сравнении с РАФом, и машины пришлось доукомплектовывать на ремонтной базе в Туле.

Но агрегатная база Mercedes-Benz не могла не показать себя с лучшей стороны, и автомобили из закупок 1990-х продержались на службе у московских медиков около 15 лет.    

1 / 4
Mercedes-Benz 210
2 / 4
Mercedes-Benz 210
3 / 4
Mercedes-Benz 310
4 / 4
Mercedes-Benz 310
Поделиться: 0 8 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Как измеряется объем багажника, и почему он может различаться даже у одинаковых машин?

Объем багажника – показатель иногда не столь важный, а иногда решающий. Ну а порой даже для очевидно большого автомобиля производитель не может не похвастать впечатляющей цифрой, несмотря на то, что лишь единичные…

126 0 0
Статьи / История
Загадки индексов: почему 403-й Москвич шёл за 407-м и куда пропали 404, 405, 406 и 409?

Советские автомобили 50-60-х годов обычно носили какой-то цифровой индекс, и он не менялся ни при каких модернизациях. Первая «Волга» всегда звалась ГАЗ-21, ну может, в первые годы М-21. Популярный «Газик» всегда звался…

14536 0 23
Статьи / Практика
Тепло ли тебе, девица: что делать, если из печки дует холодом

Немолодой автомобиль, как хороший детектив, может радовать многими неожиданными поворотами событий и неожиданными сюрпризами. Некоторые из них носят исключительно сезонный характер. Например, зимой старая машина может…

4284 2 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando J309 с пробегом: один хороший мотор и две плохие коробки

Желание купить недорогой семиместный автомобиль часто быстро затухает только из-за отсутствия нормального выбора: на рынке имеется либо что-то слишком дорогое, либо слишком старое. Но ведь есть Orlando! Мы уже…

3046 5 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

3673 5 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

2956 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

37277 36 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

29924 16 0
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

35892 13 5
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31565 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18626 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

15030 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42725 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35662 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

27999 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

58584 17 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

48365 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

46039 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?