Мезальянс Березовского: как появился проект AVVA, и почему все кончилось плохо

7534 3 2
В новейшей истории российского автопрома есть немало тёмных пятен – явлений и событий, связанных с «переходным» периодом от планово-административной экономики СССР к свободным рыночным отношениям в РФ. Один из наиболее интересных эпизодов этого периода – проект всероссийского народного автомобиля, возникший в начале 90-х годов на почве тесного сотрудничества тольяттинского автогиганта с компанией Бориса Березовского. Итак, мы предлагаем окунуться в атмосферу лихих девяностых и «вспомнить всё» - ваучеры, акции, ЛогоВАЗ, АВВА и несуществующий ВАЗ-1116, выяснив таким образом всю суть этого занимательного «прожекта века».
 

Начало

Судьба свела будущего предпринимателя-миллиардера с АвтоВАЗом еще в начале семидесятых годов: под руководством Бориса Абрамовича на молодом автогиганте внедряли новое программное обеспечение и системы автоматизированного проектирования. Во второй половине восьмидесятых инженер-математик не остался равнодушен к переменам, которые происходили в огромной стране. Он не ограничился академическими трудами – статьями по видению перестройки экономики СССР, решив перейти от теории к практике. Еще в советские времена, в 1989 году, талантливый и неглупый доктор наук основал компанию «ЛогоВАЗ». Суть её деятельности сводилась к простой формуле: «купи ВАЗ у завода в СССР и перепродай его за рубеж». Поставки на экспорт зачастую носили формальный характер — то есть, автомобили оставались в стране. Однако немалая часть машин и вправду совершала головокружительные марш-броски «туда и обратно», получая в итоге статус «реэкспортных». Удивительно, но в Германии «Самара» в те времена стоила дешевле, чем в России!

Борис Березовский

На фото: Борис Березовский (80-е годы)

LogoVAZ

1 / 4
Крашенная металликом переднеприводная Самара – предел мечтаний советских автомобилистов. И средство сверхприбыли Бориса Абрамовича
2 / 4
Крашенная металликом переднеприводная Самара – предел мечтаний советских автомобилистов. И средство сверхприбыли Бориса Абрамовича
3 / 4
Крашенная металликом переднеприводная Самара – предел мечтаний советских автомобилистов. И средство сверхприбыли Бориса Абрамовича
4 / 4
Крашенная металликом переднеприводная Самара – предел мечтаний советских автомобилистов. И средство сверхприбыли Бориса Абрамовича

При существенной инфляции, характерной для начала девяностых годов, фраза «время – деньги» наполнилась новым смыслом. В этот период, грамотно пользуясь временем и ситуацией, деньги можно было делать буквально из воздуха. Чем и занимались многие российские бизнесмены…

Борис Березовский

Надо приватизировать не завод, а его директора.

И это далеко не все чудеса нового времени, которыми и объяснялся экономический феномен бизнеса Березовского: в отличие от множества «простых смертных дилеров», ЛогоВАЗ получал фантастическую (с учетом уровня инфляции!) отсрочку платежа — рассчитываться с заводом за полученные машины нужно было спустя… год. В то время как обычные посредники обязаны были оплатить поставку на протяжении 20 дней. Нетрудно догадаться, что за счет обесценивания денег проданные в РФ «реэкспортные» Лады в итоге приносили владельцам фирмы 200-300% прибыли! Вдобавок благодаря тому, что в Тольятти Борис Абрамович давно стал «своим человеком», ЛогоВАЗ получил еще одну привилегию — 30% скидку от дилерской цены, причем (опять-таки!) с отсрочкой платежей как минимум на 6 месяцев.

Жигули

Тысячи новеньких автомобилей ВАЗ принесли миллионную прибыль не только заводу, но и ЛогоВАЗу, для чего Жигулям и Самарам пришлось «поколесить» по Европе

Это быстро сделало ЛогоВАЗ мощной компанией с годовым оборотом в 250 миллионов долларов. У ВАЗа же после распада СССР возникли серьезные проблемы, которые приводили к выпуску некомплектных автомобилей и даже простоям сборочного производства.

Проект века

Однако амбициозный предприниматель не остановился на уровне обычного дилера, пусть и крупного. В 1993 году Борис Абрамович запустил новый и куда более масштабный проект — строительство в Тольятти нового автозавода производственной мощностью до 300 000 автомобилей в год.

Для реализации подобной идеи Березовский решил задействовать сам АвтоВАЗ, причем в духе времени предполагалось создать «под новое дело» акционерное общество — Автомобильный Всероссийский Альянс (AVVA). Главной задачей существования этой компании был сбор средств для строительства завода, на котором планировалось выпускать народный автомобиль. Акции альянса приобретали все желающие — как за наличные, так и за так называемые ваучеры.

Приватизационный чек

Акционерами АО «АВВА» стали около трёх миллионов простых россиян, которые завладели примерно 15% ценных бумаг – неименных свидетельств о депонировании.

акция AVVA

На акции AVVA был изображен русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов

Остальные акции принадлежали ЛогоВАЗу, швейцарской фирме «Форус», Самарской администрации и другим юридическим лицам. Конечно, не обошлось и без самого АвтоВАЗа, который стал владельцем около 70% уставного капитала Альянса.

Статьи / История
Генерала – в отставку: история взлёта и падения General Motors в России

Вместе с тем, традиционный импорт казался многим представительствам менее выгодным, чем различные схемы по мелко- или крупноузловой сборке автомобилей «на месте». По этой причине практически сразу же после распада СССР в...

6252 1 3

Таким образом, вечная для ХХ века идея «народного автомобиля» в исполнении Березовского заиграла новыми красками: предполагалось, что держатели ценных бумаг компании владеют пусть и крохотной, но частичкой автозавода! Правда, на момент «старта» предприятие существовало разве что на бумаге. Да и на проектную мощность по выпуску 300 000 автомобилей в год планировалось выйти только к 2000 году, а первый «народный автомобиль» под индексом ВАЗ-1116 должен был сойти с заводского конвейера в печально известном 1998-м…

За первые годы существования Альянса предстояло решить несколько непростых задач: найти партнеров, аккумулировать средства, необходимые для создания нового завода, построить его и создать ту самую машину, которую это предприятие будет выпускать.

Разработкой новой модели должны были заняться специалисты АвтоВАЗа, ну а средства собирали, как говорится, всем миром. Причем в прямом смысле – еще в конце 1993 года руководство Альянса подписало меморандум о взаимопонимании с американским концерном General Motors, который в то время всякими способами пытался закрепиться в странах СНГ в качестве локального производителя для насыщения местных рынков. Именно поэтому американцы были готовы инвестировать в новый проект значительные финансовые и другие ресурсы. На этом этапе руководством Альянса, исходя из его заявлений, рассматривались варианты сотрудничества и с другими иностранными производителями – в частности, Mercedes, Honda и Fiat.

Очевидно, что прозорливый Березовский попал в точку: идея по строительству завода для производства «народного автомобиля на народные деньги» нашла отклик в сердцах, умах и кошельках сограждан. Неудивительно, что в самом начале по ликвидности бессрочные сертификаты АО «АВВА» превзошли даже сам ваучер.

1 / 11
Создание и деятельность Альянса активно освещали российские СМИ. Например, журнал «За Рулем» регулярно публиковал статьи по этому поводу вплоть до конца девяностых годов
2 / 11
Создание и деятельность Альянса активно освещали российские СМИ. Например, журнал «За Рулем» регулярно публиковал статьи по этому поводу вплоть до конца девяностых годов
3 / 11
Создание и деятельность Альянса активно освещали российские СМИ. Например, журнал «За Рулем» регулярно публиковал статьи по этому поводу вплоть до конца девяностых годов
4 / 11
Создание и деятельность Альянса активно освещали российские СМИ. Например, журнал «За Рулем» регулярно публиковал статьи по этому поводу вплоть до конца девяностых годов
5 / 11
Создание и деятельность Альянса активно освещали российские СМИ. Например, журнал «За Рулем» регулярно публиковал статьи по этому поводу вплоть до конца девяностых годов
6 / 11
Создание и деятельность Альянса активно освещали российские СМИ. Например, журнал «За Рулем» регулярно публиковал статьи по этому поводу вплоть до конца девяностых годов
7 / 11
Создание и деятельность Альянса активно освещали российские СМИ. Например, журнал «За Рулем» регулярно публиковал статьи по этому поводу вплоть до конца девяностых годов
8 / 11
Создание и деятельность Альянса активно освещали российские СМИ. Например, журнал «За Рулем» регулярно публиковал статьи по этому поводу вплоть до конца девяностых годов
9 / 11
Создание и деятельность Альянса активно освещали российские СМИ. Например, журнал «За Рулем» регулярно публиковал статьи по этому поводу вплоть до конца девяностых годов
10 / 11
Создание и деятельность Альянса активно освещали российские СМИ. Например, журнал «За Рулем» регулярно публиковал статьи по этому поводу вплоть до конца девяностых годов
11 / 11
Создание и деятельность Альянса активно освещали российские СМИ. Например, журнал «За Рулем» регулярно публиковал статьи по этому поводу вплоть до конца девяностых годов

Ценные бумаги номиналом от 10 тысяч до 10 миллионов рублей в 1993 году могли приобрести все желающие. Наиболее дорогие акции гарантировали «выигрыш автомобиля» — то есть, без учета инфляции обладатель 10-миллионных акций мог приобрести автомобиль примерно за 65% от его номинальной стоимости.

По данным руководства альянса, удалось скопить около 210 миллиардов рублей — сумму немалую, но явно недостаточную для постройки автозавода с полноценным циклом производства. Ведь изначально рассчитывали на совершенно другую цифру – около трёх миллиардов, но долларов.

Загадочный ВАЗ-1116

А теперь немного отвлечемся от финансово-организационной стороны проекта и перейдем к технической части. Какую же машину собирались производить на новом заводе? Исходя из индекса ВАЗ-1116, новинка относилась к особо малому классу — иными словами, сегменту В по современной классификации. То есть, по длине кузова машинка получилась бы примерно на 25 см короче «Самары», но при этом сохранила бы «зубильную» колёсную базу, что намекало на использование платформы 2108. Такой шаг позволил бы ускорить процесс разработки новой модели, а также снизил бы себестоимость проекта. При этом с точки зрения технологичности производства предприятие должно было выйти на новый уровень — в первую очередь, по автоматизации и материалоёмкости. Именно поэтому и планировалось не модернизировать существующее производство, а строить новый завод, на котором бы выпускалась модель, специально разработанная под эти условия.

1 / 6
Opel Corsa B – модель, которую GM на ранних этапах хотел выпускать в России. У макета ВАЗ-1116 визуально с этой машиной есть немало общего
2 / 6
Opel Corsa B – модель, которую GM на ранних этапах хотел выпускать в России. У макета ВАЗ-1116 визуально с этой машиной есть немало общего
3 / 6
Opel Corsa B – модель, которую GM на ранних этапах хотел выпускать в России. У макета ВАЗ-1116 визуально с этой машиной есть немало общего
4 / 6
Opel Corsa B – модель, которую GM на ранних этапах хотел выпускать в России. У макета ВАЗ-1116 визуально с этой машиной есть немало общего
5 / 6
Opel Corsa B – модель, которую GM на ранних этапах хотел выпускать в России. У макета ВАЗ-1116 визуально с этой машиной есть немало общего
6 / 6
Opel Corsa B – модель, которую GM на ранних этапах хотел выпускать в России. У макета ВАЗ-1116 визуально с этой машиной есть немало общего

Формирование облика «народного автомобиля» происходило в сжатые сроки – ведь акционеры должны были получить визуализацию собственных инвестиций.

Концептуально ВАЗ-1116 напоминал среднее арифметическое между Окой, Таврией и «восьмеркой» — то есть, машина должна была получиться достаточно компактной, простой и дешевой, но при этом более современной, чем указанные переднеприводники. Экстерьер и интерьер в Тольятти «нарисовали» всего за несколько месяцев — эскизы были опубликованы в журнале «За Рулем», а в Москве даже продемонстрировали полноразмерный макет.

1 / 2
ВАЗ-1116 – прототип-фантом, который многие путают с Калиной
2 / 2
ВАЗ-1116 – прототип-фантом, который многие путают с Калиной

Конструктивно же переднеприводный хэтчбек должен был практически полностью повторить конкурентов-современников вроде Opel Corsa и Fiat Punto, что неудивительно с учетом прежних «итальянских» наработок вазовцев по проекту А93 для Елабуги.

макет А93

На фото: макет А93

Многообещающее ничего

Старт нового проекта оказался эффектным и многообещающим, но в дальнейшем в стране усиливались неблагоприятные экономические тенденции, которые не лучшим образом сказывались на перспективах Альянса. В первую очередь это было связано с инфляцией и падением платежеспособного спроса. Именно так оценили ситуацию сами руководители АВВА, выступая на ежегодном собрании акционеров.

Увы, уже к середине девяностых не только организаторам стало очевидно, что в 1998-м перспективная машина вряд ли станет серийной. Строительство нового завода так и не началось, а разработка автомобиля, по официальному заявлению представителей Альянса, находилась «в стадии глубокого рестайлинга». То есть, проект просто заморозили на неопределённое время, выдав в 1995 году на очередном собрании акционеров каждому владельцу СПД (свидетельства депонировании акции) по автомобилю, но – игрушечному.

модель avva

Модель несуществующего автомобиля – вот, пожалуй, и все дивиденды от инвестиций в Альянс, которые смогли получить доверчивые граждане

модель avva модель avva модель avva

Вложив на старте собственные средства в виде ваучеров и кровных рублей, простые россияне не получили от громкого и перспективного проекта практически ничего.

avva2

Красивой идее не помогли ни подаренные соответствующим указом Президента России налоговые льготы и освобождение от таможенных пошлин, ни предложенная Banque Nationale de Paris кредитная линия в 150 миллионов долларов, ни, наконец, авторитет АвтоВАЗа, являвшегося крупнейшим акционером АО «АВВА».

Статьи / История
Путь в эмигранты: история разработки Нивы, ставшей Chevrolet

Без каркаса Несмотря на то, что работы над проектом 2123 начались еще в первой половине восьмидесятых годов XX века, в определённый момент конструкторам стало понятно, что целесообразнее заниматься созданием новой...

26220 4 0

Вдобавок и сам российский автогигант к тому времени испытывал серьезные финансовые проблемы — к примеру, на годовом собрании акционеров АО «АвтоВАЗ» было заявлено, что в 1995-м году деятельность предприятия принесла свыше двух триллионов рублей убытков! Хотя как раз в то время завод впервые получил балансовую прибыль, из которой почти 900 миллиардов ушли в государственный бюджет в виде налогов, а почти триллион (!) «деревянных» пришлось уплатить в виде пени и штрафов за просрочку по уплате налогов.

Нетрудно догадаться, что именно таким образом заводу «аукнулись» особые условия сотрудничества с некоторыми дилерами вроде ЛогоВАЗа, которые могли задерживать оплату за автомобили на срок от 6 до 12 месяцев… Ведь с учетом инфляции полученные в итоге деньги даже не покрывали издержки производства и себестоимость машин!

Видимо, именно по этой причине от участия в проекте отказался GM, который видел перспективы в сотрудничестве с самим АвтоВАЗом, но без участия Альянса. Забегая наперёд, отметим – у американцев это и получилось, и не получилось. Если приобретение у ВАЗа практически готового ВАЗ-2123 и запуск этой модели в серийное производство в виде Chevrolet Niva следует признать коммерчески успешной сделкой, то попытка выпуска на СП GM-АВТОВАЗ в Тольятти Сhevrolet Viva (Opel Astra G) оказалась откровенно провальной.

В поисках выхода из положения руководители Альянса вели переговоры с несколькими иностранными автопроизводителями – в частности, Daewoo и Nissan. В итоге к концу девяностых годов АВВА неожиданно превратился из инвестиционного проекта в… управляющую компанию, ведь основную часть собранных средств руководство АО «AVVA» потратило на приобретение крупного пакета акций самого АвтоВАЗа! Поговаривают, что идея перекрестной схемы владения пакетами акций принадлежала как раз Борису Абрамовичу, причем и спустя десятилетие после запуска Альянса формальных изменений в структуре акционеров АвтоВАЗа не произошло.

«Заморозив» строительство собственного завода в Тольятти, Альянс принял участие в проекте «Евросамара» по выпуску Lada Baltic, выступая в качестве партнера-координатора по доставке сборочных комплектов и РФ в финский город Уусикаупунки, где и производили ту самую Балтику…

1 / 5
«Европеизация» Самары в виде финской Lada Baltic не обошлась без АВВА
2 / 5
«Европеизация» Самары в виде финской Lada Baltic не обошлась без АВВА
3 / 5
«Европеизация» Самары в виде финской Lada Baltic не обошлась без АВВА
4 / 5
«Европеизация» Самары в виде финской Lada Baltic не обошлась без АВВА
5 / 5
«Европеизация» Самары в виде финской Lada Baltic не обошлась без АВВА

Интересно, что еще до начала выпуска Самары в Финляндии обсуждалось создание СП с «АвтоВАЗом», «АВВА», GM и Valmet для производства на «Валмете» до 30 000 машинокомплектов Opel Astra в год, которые затем должны были по SKD-методу проходить «досборку» в Выборге. Но, как мы уже знаем, «джиэмовцы» от подобного сотрудничества отказались.

Были в «портфеле» АВВА и другие проекты — в частности, по выходу на рынки стран Латинской Америки и Северной Африки.

Простые акционеры в конце девяностых могли обменять свои свидетельства о депонировании на акции самого АвтоВАЗа, доплатив при этом какие-то 11 рублей 20 копеек. Таким образом, бывший акционер Альянса мог стать совладельцем крупнейшего (и относительно здравствующего) автогиганта. Но при этом получить какие-либо дивиденды ни от АВВА, ни от АвтоВАЗа держатели ценных бумаг не могли.

Итоги

Спустя десять лет после запуска проекта АВВА АвтоВАЗ все же выпустил свой «народный автомобиль» — Калину, в которой были использованы наработки как по проекту А93, так и по ВАЗ-1116. Ну а структура собственности ОАО АвтоВАЗ существенно изменилась в начале 2008 года, когда французская компания Renault приобрела 25% акций автозавода. Одновременно с этим на внеочередном общем собрании акционеров Альянса было принято решение о реорганизации предприятия – присоединении к ОАО «АвтоВАЗ», а 28 апреля 2008-го ОАО «AVVA» официально прекратило своё существование.

1 / 2
Ранние прототипы Калины схожи с макетом ВАЗ-1116
2 / 2
Ранние прототипы Калины схожи с макетом ВАЗ-1116

Судьба же самого Бориса Абрамовича оказалась куда более драматичной и даже печальной: против него было заведено несколько уголовных дел — в том числе, и по обвинению в мошенничестве с акциями «ЛогоВАЗа» в период 1994-1995 гг. и хищении более 2 300 автомобилей ВАЗ. Еще в 2003 году Генеральная прокуратура России официально попросила МВД Великобритании выдать Березовского и Дубова (генерального директора ЛогоВАЗа), но после ареста и изъятия паспортов оба фигуранта были отпущены под залог в 100 000 фунтов. Два года спустя британское правосудие отказало России в экстрадиции Дубова и Березовского. Помимо РФ, претензии к Борису Березовскому имели правоохранительные органы Швейцарии, Франции, Нидерландов и Бразилии. А в 2009-м году Красногорский городской суд признал обоих топ-менеджеров ЛогоВАЗа виновными в хищении 140 миллиардов рублей, заочно приговорив Березовского к 13 годам лишения свободы. Указанную сумму ЛогоВАЗ должен был оплатить АвтоВАЗу за 20 тысяч (!) машин, но вопреки условиям договора, деньги не перечислили, а сам Борис Абрамович надолго пустился в бега, так и не представ перед российским судом.

Чем все в итоге закончилось лично для организатора Автомобильного Всероссийского Альянса и «крестного отца народного автомобиля», известно — 23 марта 2013 года тело Березовского было обнаружено в запертой изнутри ванной комнате в графстве Беркшир, что в 40 километрах от Лондона.

Поделиться: 0 2 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Gosdep_Sila

зато вор Каданников обогатился

В 89-90 годах в РФ Самара стоила 2000 долларов. Во Франции в те же года Самара стоила 30 т.франков/ 5 = 6т. долларов (был в 90-м Париже, привез оттуда каталог). Не думаю, что в Германии Лады продавались дешевле. Суть реэкспорта от Березовского, скорее всего в возврате НДС в то время, когда по-факту машины никуда из России не выезжали.

polazhinets o

В 1989-1990 годах Самара в СССР (а не РФ) продавалась за рубли. Тему реэкспорта БАБ начал уже после развала СССР.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Практика
Тепло ли тебе, девица: что делать, если из печки дует холодом

Немолодой автомобиль, как хороший детектив, может радовать многими неожиданными поворотами событий и неожиданными сюрпризами. Некоторые из них носят исключительно сезонный характер. Например, зимой старая машина может…

1607 2 0
Статьи / Автотоп
Готовые к любой зиме: 5 новых внедорожников с самым большим дорожным просветом

В вашем городе выпала трехмесячная норма осадков, а снегоуборочной техники не завезли? За последние три дня вы застряли 6 раз и обтерли днищем все снежные колеи во дворе? Давайте разберемся, сколько денег нужно, чтобы…

17338 7 1
Статьи / Финвопрос
Проект Aurus: за чей счёт этот «Кортеж», куда делись арабы, и при чём здесь УАЗ?

В 2018 году, спустя пять лет после начала проектных работ по «Кортежу», нам показали седан Aurus на Московском автосалоне, а чуть раньше Путин проехал на версии «лимузин». Автомобили до сих пор не прошли сертификацию,…

27394 29 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando J309 с пробегом: один хороший мотор и две плохие коробки

Желание купить недорогой семиместный автомобиль часто быстро затухает только из-за отсутствия нормального выбора: на рынке имеется либо что-то слишком дорогое, либо слишком старое. Но ведь есть Orlando! Мы уже…

2071 3 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

2903 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

2696 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

36603 36 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

29611 7 0
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

28375 13 5
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31408 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18503 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

14829 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42572 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35435 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

24527 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

57653 17 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

48151 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

45610 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?