Российская система противодействия угонам КОРЗ из 90-х – как она работала и почему провалилась

КОРЗ – это Комплекс Оперативного Розыска и Задержания автоугонщиков. Система, на которую возлагались большие надежды в начале 90-х, когда в стране бушевал бандитский произвол, и количество угонов зашкаливало. На Всемирном салоне изобретений «Эврика-95» в Брюсселе система КОРЗ завоевала серебряную медаль, но в нашей стране массовой и успешной так и не стала… Мы покопались в этой олдскульной истории, разыскав ее непосредственного участника и даже чудом уцелевшую аппаратуру.

 

Как задумывался КОРЗ…

На рубеже 80-х и 90-х резко подскочило число хищений автомобилей на дорогах Москвы и области, где была сосредоточена существенная часть всего автопарка страны. Проблема была признана на самом верху – в начале 90-х замминистра МВД и тогдашний мэр столицы Юрий Лужков утвердили для предприятий Госкомоборонпрома «Программу создания автоматизированных систем для борьбы с кражами и хищения личного и государственного имущества».

Угон машин от первого лица: интервью в тюрьме Как работают разные организованные группировки угонщиков, почему не угоняют Volvo, какова типичная схема увода машины из двора, куда деваются ворованные авто и что делать, если машину остана...

В рамках этой конверсионной программы предполагалось задействовать для нужд населения силы столичного Научно-исследовательского института «Кулон», прежде занимавшегося разработкой и созданием специальных средств связи сугубо для военных. Инженерам «Кулона» поручалось создать единую общероссийскую электронную систему противодействия автоугонам, государство выделило средства, решением Госкомиссии по радиочастотам для проекта выделили отдельную радиочастоту, и история завертелась… И, надо сказать, концепция системы, получившей имя «КОРЗ», была сформулирована инженерами НИИ «Кулон» весьма здраво – в том числе и потому, что частично основывалась на зарубежных идеях, уже реализованных в коммерческих продуктах «за бугром».

Работа противоугонного комплекса планировалась в таком виде: город (а затем районы, области и страна целиком) покрывались сетью приемно-передающих станций КОРЗ, по аналогии с нынешними станциями сотовой связи. Поначалу станции размещались на всех узловых постах ГАИ и в части патрульных машин. В автомобиле клиента скрытно монтировался прибор, очень похожий на современный базовый блок автосигнализации – он отслеживал воздействия злоумышленников (открытие дверей, колебания кузова, включение зажигания), после чего отправлял в эфир тревожный сигнал.

Этот сигнал на свой компактный персональный приемник принимал владелец автомобиля, но, что гораздо важнее, его получали и гаишники на спецприемники системы КОРЗ, установленные на стационарных постах и патрульных машинах - когда угнанный автомобиль оказывался в зоне радиуса их приема. Причем, аппаратура гаишников автоматически получала информацию о номере, марке и цвете угнанного авто (данные «зашивались» индивидуально при монтаже системы на машину клиента).

После получения гаишниками сигнала тревоги, означавшего, что вблизи движется угнанная машина, инспектора отправляли в эфир команду, которая глушила двигатель (для этого в цепь зажигания при монтаже системы внедрялось реле) плюс включала «аварийку», позволяющую быстрее визуально обнаружить авто с угонщиками. В этом, к слову, было преимущество КОРЗа над иностранными аналогами – у них возможности остановки двигателя угнанной машины в то время не имелось…

структура-кор3

…а как был реализован на практике

Многие неплохие идеи порой разбиваются об окружающую действительность, с которой им приходится взаимодействовать. У системы КОРЗ просматривались весьма неплохие перспективы (для своего времени, разумеется), но не все оказалось столь гладко, как было на бумаге…

Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М» У автовладельцев Советского Союза не было такого огромного выбора средств и систем для противодействия Юрию Деточкину и его коллегами, какой имеем мы сегодня… Но иногда преступников в салоне...

С учетом того, что наша история началась в 1992 году, сегодня КОРЗу уже исполнилось бы четверть века. А поскольку разработчики уже тогда были инженерами в возрасте, сегодня в НИИ «Кулон», к сожалению, уже не осталось никого из тех, кто занимался созданием и внедрением КОРЗ… Однако одного из ветеранов НИИ мы все же разыскали – Валерий Федорович Санников, руководитель занятой созданием КОРЗа 9-й лаборатории НИИ «Кулон», раскрыл нам ряд секретов масштабного противоугонного комплекса, имевшего планы стать общероссийским.

  • В те годы НИИ выживал, как мог, и распоряжение заняться противоугонной системой в рамках конверсии, да еще и при госфинансировании, мы восприняли с радостью, и работа закипела – рассказывает Валерий Санников:

  • Было организовано несколько рабочих групп – одни разрабатывали аппаратуру, другие производили ее серийно на опытном заводе при институте, третьи устанавливали оборудование в машины клиентов и на посты ГАИ, четвертые проводили инструктаж для инспекторов, обучая их пользоваться системой, пятые взаимодействовали с различными госорганами, увеличивая географию КОРЗ и расширяя производство оборудования, которое кроме нашего опытного завода делали в Смоленске и в Казани… Система КОРЗ была развернута помимо Москвы в Новосибирске, Питере, Киеве.

K.: На каких частотах работал КОРЗ, и какова была дальность действия?

В.С.: Блок в автомобиле отправлял сигнал на приемник владельца и на приемники гаишников на частоте 163 мГц. Это, к сожалению, не самая оптимальная частота для работы в городских условиях, потери мощности очень большие, но нам выбирать не приходилось – дали именно эту. Допустимая мощность передатчика в машине была 10 милливатт, а антенна монтировалась скрытно – под торпедо.

С такой мощностью вкупе с таким расположением антенны вообще ничего работать не могло в принципе… Поэтому мы шли на негласное нарушение – наши передатчики в машинах реально имели мощность около одного ватта. Таким образом, сигнал от машины на приемник владельца приходил на расстоянии в несколько сотен метров в городской застройке, а приемники на постах ГАИ засекали угнанный автомобиль в радиусе километра-полутора. Канал же глушения двигателя был на частоте около 27 мГц, в гражданском диапазоне. Он имел небольшой радиус – около 150 метров. То есть, остановить машину удаленной командой можно было только в непосредственной близости от поста.

K.: Как работал приемник-«пейджер» у владельца?

В.С.: Он был размером примерно с сигаретную пачку – достаточно крупный по нынешним понятиям. И был чисто приемником, без передатчика – возможности дистанционного управления центральным замком или иными командами у него не было. Никаких дисплеев и вибросигналов также, разумеется, не было – только мигающий светодиод и звуковой сигнал. Питался приемник от пятивольтовой батареи, набранной из четырех 1,2-вольтовых дисковых аккумуляторов, так называемых «дэшек». Работал приемник достаточно экономично - одного заряда хватало не менее чем на неделю!

K.: Много ли машин было оснащено КОРЗом, сколько стоила такая охранная система для владельца?

В.С.: За несколько лет работы мы установили несколько тысяч комплектов оборудования на автомобили клиентов. Сколько это стоило для конечного потребителя я уже сейчас, к сожалению, не помню – много было изменений в курсах и ценах за прошедшие годы… Но для общего понимания скажу так: по деньгам это было сопоставимо с установкой хорошей по тем временам импортной автосигнализации, типа «клиффордов», «аллигаторов» и им подобных.

K.: Насколько плотной была сеть поисковых приемников у сотрудников ГАИ?

В.С.: Приемных станций, которые могли глушить двигатели угнанных машин, установили два-три десятка на всю Москву - на МКАДе и на постах на выездах из города. Это, безусловно, очень мало, недостаточно для по-настоящему эффективной работы системы, задуманной изначально. По-хорошему, автоматически работающие приемники-терминалы, которые могли бы глушить моторы угнанных машин, должны были быть установлены чуть ли не в каждый светофор - тем более, что технических сложностей в этом нет.

K.: Есть ли статистика по реально возвращенным владельцам с помощью КОРЗ машин?

В.С.: У меня этих данных нет – все же мы занимались конструкторской частью… Однако знаю, что с помощью оборудования КОРЗ было успешно задержано несколько групп автоугонщиков. Несомненно, и какое-то количество автомобилей вернулось к хозяевам.

K.: Почему система не стала массовой, и в итоге проект был свернут в начале 2000-х?

Защищает ли нештатная сигнализация от угона: наш эксперимент Ставим на редакционную машину новую сигнализацию с автозапуском и прочими плюшками и попутно делаем из этого полезную и познавательную историю, отвечая на несколько популярных вопросов о сов...

В.С.: Увы, КОРЗ был небезупречен... Часть его проблем пряталась в технической сфере – неоптимальные частоты, использованные по принципу «что дали», а не «что нужно», ненадежная отечественная элементная база, из-за которой оборудование слишком часто выходило из строя, не вполне продуманная логика работы комплекса и безразличное отношение гаишников.

Я поясню, о чем идет речь. Дальность действия канала глушения двигателя, как я говорил, была небольшая – буквально 100-200 метров от поста ГАИ или патрульной машины. Это было сделано, чтобы угонщиков можно было схватить с поличным – теоретически, машина глохла в прямой видимости от поста ГАИ, и сотрудники должны были выбегать и хватать преступников.

На практике же гаишники зачастую игнорировали тревожные сигналы – либо полностью, либо просто включали глушение двигателя, не выходя из своей будки и не вникая в происходящее. Возможно, отчасти, из-за обилия ложных сигналов…Дело в том, что в системе нами была заложена недостаточная «защита от дурака» и логичность. Перед тем, как владелец машины завел двигатель и поехал, требовалось охрану отключить вручную, чтобы в эфир не пошел тревожный сигнал. Но забыть сделать это было очень легко… Даже я забывал, что уж говорить о клиентах КОРЗ…

У меня в те годы имелась старенькая Волга ГАЗ-24, и я, как один из разработчиков, разумеется, установил систему себе – дескать, пусть будет! Как-то, поехав, я забыл ее выключить, и у поста ГАИ попал под глушащий сигнал. Машина встала посреди дороги, все вокруг мне начали сигналить, объезжать, а гаишник из будки стал на меня орать – «давай-давай, заводи, проезжай, что встал?!» То ли у меня было такое честное и растерянное лицо, что гаишник понял, что сам владелец забыл выключить охрану, то ли, что более вероятно, им было наплевать на правильное использование ресурсов системы КОРЗ, и она представляла для них лишь головную боль…

Портативный приемник владельца с выдвижной антенной и электронный блок, монтируемый в машину.

002

Мобильная аппаратура ГАИ для приема сигналов угнанной машины и определения направления на нее.

003

Приемник и антенный коммутатор стационарной аппаратуры первого поколения КОРЗ.

004

Элементная база, на которой создавалась аппаратура КОРЗ, хотя и состояла частично из высококачественных элементов с военной приемкой, все же слишком часто давала отказы…

005

Никель-кадмиевые «таблетки» серии «Д» (дисковые), от которых питался карманный приемник КОРЗ, были самыми распространенными в советские годы миниатюрными аккумуляторами для портативной техники.

006

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

{{ file.name }}
{{ file.size / 1024 | number: 2 }} Кб
{{ file.progress() * 100 | number: 0 }}%
Прикрепить файл
Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы