Российская система противодействия угонам КОРЗ из 90-х – как она работала и почему провалилась

5443 0 0
КОРЗ – это Комплекс Оперативного Розыска и Задержания автоугонщиков. Система, на которую возлагались большие надежды в начале 90-х, когда в стране бушевал бандитский произвол, и количество угонов зашкаливало. На Всемирном салоне изобретений «Эврика-95» в Брюсселе система КОРЗ завоевала серебряную медаль, но в нашей стране массовой и успешной так и не стала… Мы покопались в этой олдскульной истории, разыскав ее непосредственного участника и даже чудом уцелевшую аппаратуру.

Как задумывался КОРЗ…

На рубеже 80-х и 90-х резко подскочило число хищений автомобилей на дорогах Москвы и области, где была сосредоточена существенная часть всего автопарка страны. Проблема была признана на самом верху – в начале 90-х замминистра МВД и тогдашний мэр столицы Юрий Лужков утвердили для предприятий Госкомоборонпрома «Программу создания автоматизированных систем для борьбы с кражами и хищения личного и государственного имущества».

Статьи / Автоправо
Угон машин от первого лица: интервью в тюрьме

С каждым годом машины угоняют всё чаще. Если пару лет назад угонщиков интересовали только авто премиальных марок (берем в расчет мегаполисы, так как в регионах лидером угонов всегда была и будет отечественная Лада), то в...

452558 65 569

В рамках этой конверсионной программы предполагалось задействовать для нужд населения силы столичного Научно-исследовательского института «Кулон», прежде занимавшегося разработкой и созданием специальных средств связи сугубо для военных. Инженерам «Кулона» поручалось создать единую общероссийскую электронную систему противодействия автоугонам, государство выделило средства, решением Госкомиссии по радиочастотам для проекта выделили отдельную радиочастоту, и история завертелась… И, надо сказать, концепция системы, получившей имя «КОРЗ», была сформулирована инженерами НИИ «Кулон» весьма здраво – в том числе и потому, что частично основывалась на зарубежных идеях, уже реализованных в коммерческих продуктах «за бугром».

Работа противоугонного комплекса планировалась в таком виде: город (а затем районы, области и страна целиком) покрывались сетью приемно-передающих станций КОРЗ, по аналогии с нынешними станциями сотовой связи. Поначалу станции размещались на всех узловых постах ГАИ и в части патрульных машин. В автомобиле клиента скрытно монтировался прибор, очень похожий на современный базовый блок автосигнализации – он отслеживал воздействия злоумышленников (открытие дверей, колебания кузова, включение зажигания), после чего отправлял в эфир тревожный сигнал.

Этот сигнал на свой компактный персональный приемник принимал владелец автомобиля, но, что гораздо важнее, его получали и гаишники на спецприемники системы КОРЗ, установленные на стационарных постах и патрульных машинах — когда угнанный автомобиль оказывался в зоне радиуса их приема. Причем, аппаратура гаишников автоматически получала информацию о номере, марке и цвете угнанного авто (данные «зашивались» индивидуально при монтаже системы на машину клиента).

После получения гаишниками сигнала тревоги, означавшего, что вблизи движется угнанная машина, инспектора отправляли в эфир команду, которая глушила двигатель (для этого в цепь зажигания при монтаже системы внедрялось реле) плюс включала «аварийку», позволяющую быстрее визуально обнаружить авто с угонщиками. В этом, к слову, было преимущество КОРЗа над иностранными аналогами – у них возможности остановки двигателя угнанной машины в то время не имелось…

структура-кор3

 

…а как был реализован на практике

Многие неплохие идеи порой разбиваются об окружающую действительность, с которой им приходится взаимодействовать. У системы КОРЗ просматривались весьма неплохие перспективы (для своего времени, разумеется), но не все оказалось столь гладко, как было на бумаге…

Статьи / Практика
Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»

«Сигналка от Сергея Ненашева» Сергей Ненашев – это, если помните, талантливый радиоинженер-аферист, спец в области радиосвязи, герой Александра Абдулова в культовом для своего времени фильме «Гений» 1991...

38509 1 16

С учетом того, что наша история началась в 1992 году, сегодня КОРЗу уже исполнилось бы четверть века. А поскольку разработчики уже тогда были инженерами в возрасте, сегодня в НИИ «Кулон», к сожалению, уже не осталось никого из тех, кто занимался созданием и внедрением КОРЗ… Однако одного из ветеранов НИИ мы все же разыскали – Валерий Федорович Санников, руководитель занятой созданием КОРЗа 9-й лаборатории НИИ «Кулон», раскрыл нам ряд секретов масштабного противоугонного комплекса, имевшего планы стать общероссийским.

— В те годы НИИ выживал, как мог, и распоряжение заняться противоугонной системой в рамках конверсии, да еще и при госфинансировании, мы восприняли с радостью, и работа закипела – рассказывает Валерий Санников:

— Было организовано несколько рабочих групп – одни разрабатывали аппаратуру, другие производили ее серийно на опытном заводе при институте, третьи устанавливали оборудование в машины клиентов и на посты ГАИ, четвертые проводили инструктаж для инспекторов, обучая их пользоваться системой, пятые взаимодействовали с различными госорганами, увеличивая географию КОРЗ и расширяя производство оборудования, которое кроме нашего опытного завода делали в Смоленске и в Казани… Система КОРЗ была развернута помимо Москвы в Новосибирске, Питере, Киеве.

K.: На каких частотах работал КОРЗ, и какова была дальность действия?

В.С.: Блок в автомобиле отправлял сигнал на приемник владельца и на приемники гаишников на частоте 163 мГц. Это, к сожалению, не самая оптимальная частота для работы в городских условиях, потери мощности очень большие, но нам выбирать не приходилось – дали именно эту. Допустимая мощность передатчика в машине была 10 милливатт, а антенна монтировалась скрытно – под торпедо.

С такой мощностью вкупе с таким расположением антенны вообще ничего работать не могло в принципе… Поэтому мы шли на негласное нарушение – наши передатчики в машинах реально имели мощность около одного ватта. Таким образом, сигнал от машины на приемник владельца приходил на расстоянии в несколько сотен метров в городской застройке, а приемники на постах ГАИ засекали угнанный автомобиль в радиусе километра-полутора. Канал же глушения двигателя был на частоте около 27 мГц, в гражданском диапазоне. Он имел небольшой радиус – около 150 метров. То есть, остановить машину удаленной командой можно было только в непосредственной близости от поста.

K.: Как работал приемник-«пейджер» у владельца?

В.С.: Он был размером примерно с сигаретную пачку – достаточно крупный по нынешним понятиям. И был чисто приемником, без передатчика – возможности дистанционного управления центральным замком или иными командами у него не было. Никаких дисплеев и вибросигналов также, разумеется, не было – только мигающий светодиод и звуковой сигнал. Питался приемник от пятивольтовой батареи, набранной из четырех 1,2-вольтовых дисковых аккумуляторов, так называемых «дэшек». Работал приемник достаточно экономично — одного заряда хватало не менее чем на неделю!

K.: Много ли машин было оснащено КОРЗом, сколько стоила такая охранная система для владельца?

В.С.: За несколько лет работы мы установили несколько тысяч комплектов оборудования на автомобили клиентов. Сколько это стоило для конечного потребителя я уже сейчас, к сожалению, не помню – много было изменений в курсах и ценах за прошедшие годы… Но для общего понимания скажу так: по деньгам это было сопоставимо с установкой хорошей по тем временам импортной автосигнализации, типа «клиффордов», «аллигаторов» и им подобных.

K.: Насколько плотной была сеть поисковых приемников у сотрудников ГАИ?

В.С.: Приемных станций, которые могли глушить двигатели угнанных машин, установили два-три десятка на всю Москву — на МКАДе и на постах на выездах из города. Это, безусловно, очень мало, недостаточно для по-настоящему эффективной работы системы, задуманной изначально. По-хорошему, автоматически работающие приемники-терминалы, которые могли бы глушить моторы угнанных машин, должны были быть установлены чуть ли не в каждый светофор — тем более, что технических сложностей в этом нет.

K.: Есть ли статистика по реально возвращенным владельцам с помощью КОРЗ машин?

В.С.: У меня этих данных нет – все же мы занимались конструкторской частью… Однако знаю, что с помощью оборудования КОРЗ было успешно задержано несколько групп автоугонщиков. Несомненно, и какое-то количество автомобилей вернулось к хозяевам.

K.: Почему система не стала массовой, и в итоге проект был свернут в начале 2000-х?

Гаджеты
Защищает ли нештатная сигнализация от угона: наш эксперимент

Для установки на наш пролетарский VW Polo была выбрана сигнализация Pandora из линейки «микросистем» – Pandect X-3010. Целью было обеспечить качественную защиту и существенно добавить ценой малой крови комфорта, не...

39367 16 12

В.С.: Увы, КОРЗ был небезупречен… Часть его проблем пряталась в технической сфере – неоптимальные частоты, использованные по принципу «что дали», а не «что нужно», ненадежная отечественная элементная база, из-за которой оборудование слишком часто выходило из строя, не вполне продуманная логика работы комплекса и безразличное отношение гаишников.

Я поясню, о чем идет речь. Дальность действия канала глушения двигателя, как я говорил, была небольшая – буквально 100-200 метров от поста ГАИ или патрульной машины. Это было сделано, чтобы угонщиков можно было схватить с поличным – теоретически, машина глохла в прямой видимости от поста ГАИ, и сотрудники должны были выбегать и хватать преступников.

На практике же гаишники зачастую игнорировали тревожные сигналы – либо полностью, либо просто включали глушение двигателя, не выходя из своей будки и не вникая в происходящее. Возможно, отчасти, из-за обилия ложных сигналов…Дело в том, что в системе нами была заложена недостаточная «защита от дурака» и логичность. Перед тем, как владелец машины завел двигатель и поехал, требовалось охрану отключить вручную, чтобы в эфир не пошел тревожный сигнал. Но забыть сделать это было очень легко… Даже я забывал, что уж говорить о клиентах КОРЗ…

У меня в те годы имелась старенькая Волга ГАЗ-24, и я, как один из разработчиков, разумеется, установил систему себе – дескать, пусть будет! Как-то, поехав, я забыл ее выключить, и у поста ГАИ попал под глушащий сигнал. Машина встала посреди дороги, все вокруг мне начали сигналить, объезжать, а гаишник из будки стал на меня орать – «давай-давай, заводи, проезжай, что встал?!» То ли у меня было такое честное и растерянное лицо, что гаишник понял, что сам владелец забыл выключить охрану, то ли, что более вероятно, им было наплевать на правильное использование ресурсов системы КОРЗ, и она представляла для них лишь головную боль…

Портативный приемник владельца с выдвижной антенной и электронный блок, монтируемый в машину.

002

Мобильная аппаратура ГАИ для приема сигналов угнанной машины и определения направления на нее.

003

Приемник и антенный коммутатор стационарной аппаратуры первого поколения КОРЗ.

004

Элементная база, на которой создавалась аппаратура КОРЗ, хотя и состояла частично из высококачественных элементов с военной приемкой, все же слишком часто давала отказы…

005

Никель-кадмиевые «таблетки» серии «Д» (дисковые), от которых питался карманный приемник КОРЗ, были самыми распространенными в советские годы миниатюрными аккумуляторами для портативной техники.

006

Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Новые статьи Смотреть все
Гаджеты / Видеорегистраторы
От создателей плееров: тест регистраторов Ritmix AVR-830G и AVR-675

Компанию Ritmix в нашей стране знают и помнят отлично – она стояла у истоков «цифровизации» музыки, сделав MP3-плеер по-настоящему массовым и доступным гаджетом задолго до эпохи распространения «айподов» и смартфонов.…

56 0 2
Статьи / Популярные вопросы
Какие изменения в ПДД принес чемпионат мира по футболу

В России стартовал чемпионат мира по футболу, который, как ни странно, принес изменения не только в спортивную жизнь страны, но даже в правила дорожного движения. Что изменилось, на что стоит обратить внимание, и…

83 0 2
Статьи / История
Удивительные монокары: двухколесные автомобили, которые не стоит путать с мотоциклами

В начале ХХ века, когда ни автомобили, ни мотоциклы пока еще не оформились со своей компоновкой, конструкцией и внешним видом, появилась необычная и ныне абсолютно забытая промежуточная категория двухколесных…

658 3 2
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: почти удачные АКПП и совсем неудачные моторы

В первой части обзора этого «лакшери»-малыша мы пообещали, что самое интересное ждёт нас именно во второй части. Ну а что интересного может быть в кузове, электрике и ходовой части? Там не всё так уж и плохо. А вот…

2145 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Mini Hatch R56 с пробегом: коррозия под капотом и быстрая смерть ксенона

Удалось ли во втором поколении изжить вечно гремящую подвеску? Можно ли встретить заметную коррозию на машинах возрастом в 7-8 лет? Что может подойти от родственных Peugeot и Citroen? Разбираемся, стоит ли брать…

1533 0 2
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ремнём по конусу: покупаем Nissan X-Trail II с пробегом за 800 тысяч

X-Trail – тот случай, когда маркетологи не зря едят свой хлеб. Это их безусловная победа. Ну когда еще практически одинаковую в техническом плане машину можно продавать и как городской кроссовер в случае с Кашкаем, и как…

18144 22 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

20159 18 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Как игрушечный, только настоящий: опыт владения Hummer H3

Во втором десятилетии XXI века лицо автопрома поменялось коренным образом. Благодаря Tesla электромобильные стартапы растут как грибы после дождя, каршеринг становится новым видом общественного транспорта, а автопилоты…

14233 2 8
Тест-драйвы / Одиночные
Я толстый самолет: опыт владения Chrysler Concorde

Гигантомания у американских драйверов в крови. Не изжить ее ничем – ни пробками, ни повышением цен на топливо, ни здравым смыслом. Больше – значит лучше. Простая формула, по которой рождён и он – Chrysler Concorde.

12050 7 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

71518 5 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

15791 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

13075 2 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

51799 2 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

9156 0 1
Статьи / Военная техника
Тигры, Тайфуны, Катраны и Ураны: новинки и классика российской армейской техники на параде Победы

Парад Победы на 9 мая — это не только важное патриотическое событие, но ещё и редкая возможность увидеть живьём сразу множество новинок автобронетехники Российской армии и Войск национальной гвардии. В этом году…

7246 0 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

365941 5 192
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

246410 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

112988 14 1
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?