Сколько стоит "Золото Кагана"? Ралли-рейд своими глазами

Ралли-рейд "Золото Кагана" в Астраханской области – один из самых протяженных и самый сложный в Чемпионате России, это признают все. Более того, гонщики отмечают, что год от года трасса становится всё жестче и тяжелее. Мне довелось прожить это трудное соревнование вместе с командой "ГАЗ Рейд Спорт".

"Дакар", только наш

Все, кто связал свою жизнь с такой дисциплиной автоспорта, как ралли-рейд, мечтают о "Дакаре". И любая гонка Чемпионата и Кубка России рассматривается как подготовка к главному марафону года в Южной Америке или гонке Africa Eco Race, проходящей по маршруту исторического марафона "Париж – Дакар". И в этом отношении Астраханские степи как тренировочный полигон выше всяких похвал. Сюда стараются приехать все.

Состав участников впечатляет. Команда "КАМАЗ – Мастер" выступила полным составом и выкатила сразу шесть боевых машин! МАЗ также выступает в полном составе и заявил в гонку три грузовика, прошедших в этом году трассу "Дакара". Немало участников "Дакара" и среди гонщиков "легковых" зачетов Т1 (прототипы) и Т2 (модернизированные серийные машины)…

ГАЗ Золото Кагана (1).JPG

Фото: Максим Сергеев


Набирает обороты и непривычная пока в России категория Т3 – багги и квадроциклы, построенные по формуле side-by-side, где пилот и штурман сидят рядом, как в автомобиле. Сверхлегкие машины с небольшими (до 1 000 см3) моторами и умопомрачительными ходами подвески на трассе смотрятся почти так же зрелищно, как американские трофи-траки.

"ГАЗ Рейд Спорт" – единственная российская команда, выступающая сразу в двух зачетах. ГАЗели NEXT претендуют на лидерство в категории "Рейд", а ГАЗ Садко и ГАЗон NEXT сражаются с КАМАЗами и МАЗами.

Что день грядущий мне готовит?

Концепция этой гонки – "Скорость прежде всего". В первый день – короткий семикилометровый пролог, результаты которого определят стартовую ведомость на трассе. А вот дальше начнется гонка всерьез. Второй и четвертый этапы пройдут по песчаным участкам полупустынь, а третий проложен по жесткой степи на границе с Казахстаном.

Всего командам предстоит пройти более 1 000 км скоростных спецучастков. В общем, испытание не для слабонервных.

Подготовка машин

Песчаные этапы – это самая большая нагрузка на двигатель и трансмиссию. Вместе с инженерами Cummins наши механики колдуют над настройками стандартного для ГАЗели NEXT турбодизеля Cummins 2.8, меняя давление наддува и программу впрыска топлива. Его мощность удалось увеличить со стандартных 120 л.с. до 200-210 л.с. Это не предел, в предыдущих сезонах двигатель "разгоняли" до 240-250 л.с., но сейчас от этого отказались в пользу более пологой полки крутящего момента и увеличения надежности.


ГАЗ Золото Кагана (4).JPG
ГАЗ Золото Кагана (5).JPG


Гонка в песке не прощает просчетов и небрежности, поэтому к выбору масла подошли с особой тщательностью – моторам предстоит работать в таких условиях, о которых гражданские машины и не подозревают. В двигателях боевых ГАЗелей NEXT работает масло Total Rubia 10W40, и сейчас, когда гонка закончилась, уже можно сказать, что с выбором масла не промахнулись – ни одной проблемы с двигателем за всю 1 000 боевых километров!

Второе, чему отдано самое пристальное внимание, – трансмиссия. ГАЗели NEXT в этом году получили новые, усиленные коробки передач и раздаточные коробки. А в заднем мосту трудится блокировка дифференциала Eaton, уже неоднократно выручавшая спортсменов в самых тяжелых ситуациях, позволяя проезжать там, где остальные участники закапывались по самые ступицы и ложились на брюхо.

Профессионалы off-road прекрасно знают, что в большинстве случаев уровень преодолеваемых препятствий определяется не мощностью двигателя или типом трансмиссии, и даже не геометрией машины, а резиной. Команда "ГАЗ Рейд Спорт" в этом году "переобула" ГАЗели в легенду всех внедорожных соревнований – зубастые шины BF Goodrich Mud Terrain. И снова выбор оказался правильным – копать нашим ребятам почти не пришлось!



"Грузовое" подразделение команды, которое едет только этапы чемпионата России (зачет Т4, куда попадают наши "большие" грузовики, хотя на фоне КАМАЗов и ставших регулярными участниками российской серии МАЗов они совсем не выглядят большими), также представлено двумя экипажами во главе с руководителем спортивного направления на ГАЗе Михаилом Шкляевым.

В 2015 году это первый старт для обоих этих экипажей, так что предстоит проверить все те изменения, которые были внесены в конструкцию в межсезонье. Это и значительно изменившаяся подвеска – теперь в ней использованы малолистовые рессоры и амортизаторы с измененными настройками.

Плюс новые бензобаки, точнее один, большей емкости, вместо двух прежних небольших, которых не всегда хватало на длинные гонки. И ряд других решений, рассчитанных на улучшение надежности, ведь для нового ГАЗона Next на гоночной трассе проходят реальные испытания, результаты которых внимательно исследуют заводские инженеры и конструкторы.

Кто за рулем?

Ударная сила команды – экипаж пилота Александра Кострукова и опытнейшего штурмана Евгения Павлова – выступает на белой ГАЗели NEXT № 225. Ребята в прошлом году уже стали чемпионами в своем классе и в этом году им предстоит защищать свой титул.

Прикрывать их будет экипаж Михаила Кострукова и Олега Нежнова на зеленой ГАЗели NEXT № 226.


ГАЗ Золото Кагана (2).JPG


Первый день. Пролог

Итак, торжественный старт у Астраханского Кремля. На стартовом подиуме 41 экипаж. Среди фаворитов, как всегда, команда "КАМАЗ – Мастер". Приехавшие в прошлом году на третью позицию призового подиума в грузовом зачете белорусы из МАЗа привлекают внимание за счет яркой окраски и хорошо продуманного дизайна своих грузовиков.

С интересом зрители отнеслись и к растущему классу Т3. Наиболее эффектным показался Ford F-150 Raptor Алексея Беркута и прототип G-Force Proto New Line Антона Новикова. Но… Любит у нас народ отечественные машины, и никуда от этого не деться. Газовские машины встречали криками и овациями.

Почетный гость гонки "Лис Пустыни" Жан Луи Шлессер тоже неравнодушен к нашей команде. "Здесь есть и те, кто придерживается совсем иной концепции, чем фавориты мировых грузовых гонок, и готовит к соревнованиям действительно практически серийные грузовики", – заявил Шлессер.

После торжественной церемонии – семикилометровый пролог или, как сами спортсмены называют его, super special в 15 км от Астрахани. На прологе традиционно "ничего нельзя выиграть, зато многое можно проиграть", и в этом убедились несколько экипажей. В основном трасса пролога представляла из себя достаточно узкую степную дорогу, но заходила она и на бархан – это тоже традиция этого спецучастка.


ГАЗ Золото Кагана (3).JPG


Песок быстро становился рыхлым и вязким, что уж говорить, застрять умудрился даже один из могучих МАЗов! В этих условиях наши "легкие" ГАЗели NEXT показали себя в лучшей форме. Второе время в классе у Михаила Кострукова с отставанием всего в секунду от лучшего результата, что очень неплохо! Третье время у экипажа Александра Кострукова, который отстал от брата на 10 секунд. Всё еще впереди!

Второй день. Первые герои и первые потери

Первый по-настоящему гоночный этап – это экзамен, как покажут себя машины, выдержат ли гонщики. Накануне вечером пошел дождь и задул такой ветер, что было впору говорить об урагане, утром на старте только и разговоров было о том, как изменилась трасса.

А изменилась сильно. Дождь сыграл интересную шутку с покрытием. Во-первых, особенно ранним утром – оно было во многих местах откровенно скользким. А в "песочницах" проявился и другой эффект: верхний, смоченный дождем слой песка держал автомобили. Но если начать "рыть" колесами… верхняя корка проламывалась и автомобили садились на брюхо на твердую "корку", беспомощно "копая" колесами.

Обойти эту потенциальную ловушку можно было двумя способами – либо ехать "по твердому", то есть своим путем, а не по чьим-то следам, либо надеяться на мощность двигателя. У тяжелых грузовиков получалось скорее второе, хотя на том же самом знаменитом бархане "Большой брат" теряли время и КАМАЗы, и МАЗы.




В этом месте, когда "основная" траектория уже оказалась изрядно нарытой, некоторое время потерял и наш экипаж Михаила Кострукова и Олега Нежнова. А вот наши фавориты, экипаж Александра Кострукова и Евгения Павлова, "пошли своим путем"… резко взяли левее и по "невзломанному" песку эффектно взлетели на бархан. Кстати, столь же разумно поступили и оба наших "грузовых" дуэта и так же прошли бархан без потерь.

Зеленая ГАЗель №226 Михаила Кострукова и Олега Нежнова рвалась к финишу. Без повреждений не обошлось, но это были пока рабочие моменты: пару раз пришлось ставить на место срывавшиеся патрубки, ГАЗель NEXT лишилась части переднего бампера и одной фары, но абсолютно "в рамках" преодоления песчаных преград. Итог – уверенное лучшее время в классе, 18-минутный отрыв от ближайшего преследователя.

А вот дальше… Ничего не предвещало опасности, не было ни прыжков, ни жесткого контакта с препятствиями, но тут обрывает крепление рулевого механизма на белой ГАЗели №225, и экипаж Александра Кострукова вынужден сойти с маршрута и добираться до ремзоны по асфальту. Итог – 9 часов 40 минут штрафа. Ребята остались в гонке, но выбыли из борьбы за первые места.

Наши грузовики прошли второй спецучасток ровно и без потерь, самая серьезная проблема – обрыв амортизатора на ГАЗоне Михаила Шкляева. В итоге 22-е место в абсолюте. Не впечатляет? Ну тогда, для справки, время прохождения трассы на ГАЗоне NEXT, выступающем в категории Т4, соответствует третьему результату в категории "Рейд"!

Третий день. "Жесткая" степь

Экватор гонки – третий спецучасток – дался трудно. 273 скоростных километра оказались тяжелыми для всех. Из 39 стартовавших экипажей до финиша добрались всего 29.

А кто сказал, что будет легко?




Даже легендарному экипажу Эдуарда Николаева, победителю "Дакара – 2013", потребовалось 18 часов на прохождение трассы, но они хотя бы остались в гонке. У Ford F-150 Raptor, прошлогогоднего чемпиона России в классе "Рейд", взорвался двигатель.

Команда МАЗ потеряла сразу две машины. На машине Сергея Вязовича оборвался кардан и размолотил всю ходовую часть. А на машине Константина Синебока, рассыпавшийся подшипник заклинил ступицу заднего моста. Экватор выдался настолько сложным, что официальные результаты гонки появились только после полуночи.

У нашей команды были свои поводы для беспокойства. В два часа ночи экипаж Михаила Шкляева на ГАЗоне NEXT все еще не добрался до бивуака. Это потом уже выяснилось, что сначала машина оказалась без переднего привода и застряла в дюнах, где сотовой связи нет в принципе. Потом начались проблемы с колесами, их пришлось неоднократно менять, потом буксировали ребят на багги с умершим мотором и тоже без переднего привода... В общем, в лагерь добрались только в третьем часу утра, и на последний этап зеленый ГАЗон NEXT уже, увы, не поедет.

Остальные наши машины остаются в гонке. Хотя экипаж Болеслава Левицкого на белом ГАЗ Садко тоже приехал не без проблем. Сначала всё было хорошо, и ребята показали очень приличную скорость, а вот потом они неудачно прыгнули и оторвали кабину от рамы и амортизаторы от моста, так что пришлось финишировать "шепотом".

Братья Александр и Михаил Коструковы, выступающие на ГАЗелях NEXT, финишировали на втором и третьем местах в зачете "Рейд", и по результатам трех этапов экипаж Михаила Кострукова уверенно держится на 12-м месте в абсолюте и на втором в "Рейде".




Кроме беспокойства за "потерявшихся" Михаила Шкляева и Вячеслава Сучкова, у нашей команды были и другие задачи. Завтра финиш, и машины надо готовить к гонке… Вообще, бивуак ночью не спит, ремонтные зоны залиты светом, вспыхивает сварка, визжит болгарка, рычат генераторы… Первыми отправляются спать пилоты – им утром "в руль". Штурманы еще раз проверяют роуд-буки и в очередной раз "прокачивают" легенду для следующего этапа, когда этот изнурительный труд закончен, отправляются спать и они.

А вот механикам и руководителям команд спать по ночам не положено. Максимум на что можно рассчитывать – это 3-4 часа сна в сутки при максимальном напряжении. И какие это профессионалы! Заварить треснувший корпус раздатки? Поменять двигатель или мост? Перешить программу управления? Без проблем. Главное, чтобы хватило времени до старта.

Четвертый день. Финиш. Мы на подиуме!

238 километров финишного этапа выдались сложными и быстрыми. Фактически этот отрезок ралли-рейда повторял прошлогодний этап ралли-марафона "Великая Степь – 2014". Здесь были два знаковых песчаных участка – барханы "Африка" и "Большой Брат".

Пейзаж на этих участках действительно мало отличим от песков настоящей Сахары. И так же, как в прошлом году, большинство гонщиков застревали в песках. Большинство, но не все. Да, участникам "Великой Степи" было действительно проще, но коварства песчаных ловушек это не отменяло.

Четвертый спецучасток получился быстрым. Судите сами: пройти предстояло 238 км, первая машина стартовала в 8:00, а к двум часам дня все уже финишировали.

Пилоты команды "ГАЗ Рейд Спорт" прошли спецучастки чисто. В результате команда "ГАЗ Рейд Спорт" заняла третье место в командном зачете, а экипаж Михаила Кострукова и Олега Нежного взял серебро в зачете "Рейд-Спорт".

Побеждать всегда приятно, но результат мог быть и выше. Большую часть гонки экипаж Александра Кострукова и Евгения Павлова уверенно лидировал в своей категории, но досадная случайность на CУ-2 выбила его из борьбы за первое место.




Понятно, что ГАЗели NEXT будут биться за первые места в категории "Рейд", но и ГАЗоны показали зубы более тяжелым монстрам КАМАЗам и МАЗам. Достаточно сказать, что экипаж Болеслава Левицкого и Алесандра Обухова на ГАЗ Садко финишировал седьмым в категории Т4, сразу за КАМАЗами и единственным оставшимся в гонке МАЗом. Экипаж себя еще покажет на следующем этапе (баха "Беларусь") – у ребят уже будет новая машина.

Почему там много о грузовиках?

Да просто потому, что гонка получилась "грузовой". Мало того что весь подиум грузового зачета Т4 оккупировала команда "КАМАЗ – Мастер", так они же вышли и победителями в общем зачете! На всем протяжении гонки быстрее КАМАЗов не было никого. Самые быстрые прототипы категории Т1 могли бороться только за 6-7 места!

Второй этап Чемпионата России – ралли-рейд "Золото Кагана" – закончился, безумное выцветшее небо над весенней степью и дождь, ветер, солнце и перепады температур от +3° до +22°, пыль на всём, чём только можно, хронический недосып… Вытряхивая песок из рюкзака, я спрашиваю сам себя: "Еще поедешь?". И сам себе отвечаю: "Однозначно!".


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings