Суперкары в деталях: Mega – поигрались и хватит

Если состоятельный мужчина в зрелом возрасте вам скажет, что никогда не хотел провернуть какое-нибудь безумное дельце на заработанные своим бизнесом деньги, то он вам соврет. Вот и Жорж Блэн весело провел свои 90-е: построил один из первых суперкаров-внедорожников, выкупил права на грузинский (!) суперкар и… конечно же, прогорел. Но как красиво прогорел!

1987 – основание компании Mega

Как такое часто бывает, всё ставшее заметным и невероятным для своего времени началось с чистого энтузиазма создателя. Французская компания Aixam в 1983 году начала выпуск крошечных автомобильчиков, размерами меньше Оки – по европейскому законодательству водить такой «легкий квадроцикл» с закрытым кузовом и двумя дверьми мог любой подросток от 16 лет или просто человек, который не имел права на управление обычным автомобилем. Такие машинки имели простые и дешевые кузова с плоскими панелями и колеса диаметром всего 10 дюймов и оснащались двигателями мощностью не более 5,4 л.с.

Максимальную скорость по закону ограничили на 45 км/ч. Компания Аixam и по сей день выпускает такие машинки, которые пользуются спросом у французов, в основном в сельской местности или маленьких городках, чтобы ездить на небольшие расстояния. В основе конструкции современных микролитражек – каркас из алюминиевых сплавов, а внешние панели выполнены из прочного пластика. Машины оснащают либо мотоциклетными моторчиками, либо электромоторами.

Aixam City


Но владельцу компании Жоржу Блэну хотелось создать что-то гораздо большее, чем «закрытый квадроцикл». Сколотив на продажах микромобилей свой первый миллион, эпатажный француз захотел создать такой автомобиль, который выделялся бы своей уникальной идеей, и о котором будет написана не одна статья даже спустя более чем 20 лет после премьеры. А идея у Блэна была проста.

В конце 80-х во Франции начался просто-таки бум на участие гонщиков в ралли-рейде Париж-Дакар. Энтузиасты со всего света строили и привозили на гонки свои собственные конструкции, а позднее к этому делу подключились и крупные заводы, увидев в этом марафоне неплохую рекламную площадку для своей продукции. Наблюдая за спортивными внедорожниками, участвовавшими в ралли-рейде, Блэн пришел к выводу, что можно создать гоночный автомобиль класса «Гран Туризмо», который сочетал бы в себе серьезные скоростные показатели как на автобане, так и вне дорог.

В 1987 году Блэн открывает подразделение собственной фирмы Aixam, которое называет Mega. Приглашенные в компанию молодые инженеры должны были заниматься созданием внедорожного спортивного автомобиля, а финансирования на его разработку Блэн не жалел никогда.

1992 – Mega Track



Проработка всего проекта заняла почти 5 лет, и к концу этого срока на Парижском автосалоне был представлен первый суперкар молодой компании. Автомобиль полностью отвечал требованиям, которые поставил перед ним Блэн. Сразу стоит оговориться, что Mega Track является не внедорожником со спортивными повадками, как, например, Fornasari или Porsche Cayenne, ставшими основоположниками класса «SportSUV», а именно суперкаром, который способен проехать там, где его собратья не смогут проехать никогда.

Конструкция машины была разработана с нуля. В основе машины – мощная трубчатая стальная рама, в которую дополнительно интегрировали каркас безопасности, а внешние панели выполнили из композитных материалов. К раме крепились независимые подвески передних и задних колес на сдвоенных поперечных рычагах, при этом на каждую стойку приходилось сразу два газовых амортизатора. А пневмобаллоны спереди и сзади позволили не только добиться хорошей плавности хода, но и дали возможность регулировать клиренс автомобиля по желанию водителя из салона одним джойстиком.

Кстати, сам по себе этот среднемоторный суперкар был огромен – свыше 5 метров в длину и 2 в ширину, а снаряженная масса машины достигала 2,2 тонн! По сравнению с прочими суперавтомобилями Мега казалась просто Голиафом. Специально для этого проекта пришлось создавать гигантские шины диаметром 20 дюймов, спроектированные шинниками из Michelin, которые были рассчитаны выдерживать скорость свыше 250 км/ч на трассе и в то же время позволяли машине обладать хорошей проходимостью на бездорожье.


autowp.ru_mega_track_10.jpg
autowp.ru_mega_track_9.jpg


За спинами водителя и пассажира поставили уже известный нашим постоянным читателям V-образный 12-цилиндровый двигатель с индексом М120, позаимствованный у Mercedes S600 в кузове W140. Помимо Меги этот мотор можно встретить и во многих других суперкарах, например Lotec или Pagani. Могучий V12 объемом 6 литров обладал хорошей надежностью и тяговитостью и развивал мощность 388 л.с. и 570 Нм крутящего момента.

В паре с ним работает 4-ступенчатая автоматическая трансмиссия Daimler-Benz W4A028, которая через раздаточную коробку распределяет крутящий момент по осям в соотношении 34/66% в пользу задней. Для повышения проходимости на бездорожье дифференциалы передней и задней осей можно заблокировать принудительно. Для соединения раздатки и коробки передач в единый узел здоровенный двигатель пришлось разместить задом наперед. Для решения возникших проблем с перегревом двигателя под капотом разместили сразу шесть (!) электрических вентиляторов.



После премьеры Mega Track на автосалоне еще несколько лет ушло на доводку автомобиля и подготовку площадей для мелкосерийного производства, поэтому первый покупатель получил свой суперкар-внедорожник в 1996 году. В стандартное оснащение автомобиля входили кондиционер, электроприводы сидений и стекол, аудиосистема класса Hi-Fi, отделка салона кожей и деревом.

Ежегодно могли строить всего по 2 автомобиля Mega Track, при этом, несмотря на ценник в 400 000 долларов, проект был убыточен для создателей, которые теряли на производстве больше денег, чем получали с продаж. Впрочем, прибыль и не ставилась главной целью проекта. Точное количество выпущенных автомобилей неизвестно, но согласно данным разных источников было изготовлено от пяти до девяти таких суперкаров. Интересно, что этот автомобиль нигде не рекламировался, а договориться о покупке машины можно было только напрямую, приехав на завод и обсудив заказ с самим Жоржем Блэном.

1996 – Mega Monte Carlo



Параллельно с выпуском внедорожника Track компания Mega подготовила более-менее привычный среднемоторный суперкар – он получил имя Monte Carlo, и неспроста. История создания этой машины началась еще в 1990 году, когда в честь столетнего юбилея «Автомобильного клуба Монако» подданым княжества, гонщиком Фульвио Баллабио, совместно с группой энтузиастов была основана компания Monte Carlo Automobile, целью которой было создание уникального среднемоторного суперкара – подарка к юбилею. Свое королевское благословление на создание автомобиля дал сам принц Монако Альбер.

К дате был построен суперкар, получивший вполне заслуживающее имя Centenaire (в переводе с французского – «столетний юбилей»). В качестве основы для автомобиля использовали 455-сильный двигатель V12 и коробку передач, позаимствованные у Lamborghini Countach, которые должны были позволить MCA развить скорость в 300 км/ч, а в основе конструкции кузова был применен весьма прогрессивный для того времени углепластик, из которого были изготовлены и сам монокок, и внешние панели кузова.

В планах создателей был выпуск 12 экземпляров, но автомобиль получился откровенно «сырым» и настолько дорогим, что его мелкосерийное производство так и не удалось начать. Да и в дизайне суперкара было слишком много заимствований от еще одной машины Lamborghini – более современного Diablo работы Марчелло Гандини.


autowp.ru_mega_monte_carlo_4.jpg


В 1992 году автомобиль был серьезно модифицирован и получил имя GTB Beau Rivage в честь одного из самых известных отелей в Монте-Карло. Баллабио заявлял о новой машине, что в отличие от предшественника GTB оснащен двигателем и трансмиссией собственной разработки. На деле двигатель остался прежним, от Countach, но на блоке появилась гордая табличка «Monte Carlo Engeneering». На презентации было продано сразу два экземпляра Beau Rivage, но ценник почти в миллион долларов и неизвестная марка отпугивали потенциальных клиентов.

В результате, потратив все деньги, Фульвио Баллабио объявил свою марку банкротом. Но на этом дело не закончилось. Потеряв поддержку королевской семьи, в компании нашли себе нового спонсора – Александра Мингрелия, потомка грузинских князей, проживающего в Монако. Амбициозный Мингрелия переименовал марку в… MIG, причем аббревиатура расшифровывается как «Мингрелия и Грузия», а не названа в честь известных советских и российских самолетов ОКБ Микояна и Гуревича. Получивший громкое название «первый грузинский суперкар» MIG Tako M100 представлял собой купе Monte Carlo Beau Rivage со слегка измененным дизайном кузова.

Еще одним изменением стал V-образный 6-цилиндровый двигатель конструкции итальянской компании Motori Moderni, оснащенный двумя турбокомпрессорами. В 1993 году Мингрелия замахнулся на Ле-Ман, но машина под управлением экипажа из американца Пьера Хонегера, итальянца Дампьеро Консонни и француза Филиппа Рено так и не смогла выйти на старт марафона. Суперкар имел откровенно «сырые» двигатель и шасси, поэтому показал плохие результаты в квалификационных заездах, вследствие чего не был допущен до участия в гонке. От ближайших соперников автомобиль отставал более чем на минуту.


autowp.ru_mega_monte_carlo_1.jpg



Команда пыталась участвовать и в других гонках чемпионата Европы в классе GT, но вновь безуспешно. Язвительные очерки прессы по поводу медлительных «сухопутных истребителей» MIG, к тому же позоривших легендарную авиационную марку, нанесли тяжелый удар по финансированию проекта, который попросту не хотели брать клиенты, хотя Мингрелия и строил планы о серийном выпуске своих суперкаров в Тбилиси, причем автомобили должны были строиться на мощностях одного из оборонных заводов, оставшихся не у дел после распада Советского Союза. Наладить выпуск дорогого в производстве углепластика решили на авиационном предприятии, причем в планах компании была еще и продажа грузинского карбона для ведущих команд F1! Но планам не суждено было сбыться, и из-за проблем с финансами компания так и не выпустила ни одной дорожной версии суперкара.

В 1995 году все наработки по выпуску грузинско-монакских суперкаров выкупил Жорж Блэн, который увидел в этом проекте неплохую вторую модель для своей собственной марки. Команда инженеров Mega произвела серьезную модернизацию машины, вследствие чего показанный на Парижском автосалоне 1996 года суперкар получил имя Mega Monte Carlo.



Конструкция машины осталась прежней – углепластиковые монокок и внешние панели кузова обновленного дизайна, а вот силовой агрегат заменили. Место двигателей от Lamborghini или Moderni Motori занял проверенный по Track V12 от S-класса, который развивает мощность в 395 л.с. В паре с ним работает 6-ступенчатая механическая коробка передач, через которую крутящий момент передается на задние колеса. Для установки гигантского двигателя позади кокпита инженерам Меги пришлось почти полностью переделать заднюю часть прототипа, а также снова решать проблемы, связанные с охлаждением мотора, развернутого задом наперед. Справиться с перегревом помогают четыре электрических вентилятора.

Разумеется, спорткар был богато оснащен: в штатной комплектации устанавливались кондиционер, аудиосистема класса Hi-End, отделка салона углепластиком и дорогой кожей, а также электроприводы сидений и стеклоподъемников. Динамические показатели суперкара были на уровне ближайших конкурентов – например, максимальная скорость достигала 300 км/ч, а разгон с места до 100 км/ч занимал всего 4 секунды. Мелкосерийное производство суперкара наряду с внедорожником Track продолжалось до 1999 года, но точное количество выпущенных автомобилей также никогда не разглашалось.

1999 – Mega Club/Ranch


Mega(Automobiles)_Club_(vue_avant).jpg



После, будем откровенными, провального старта Track и Monte Carlo компания переориентировалась на выпуск пляжных автомобильчиков, в основе которых использовалось шасси от Citroën Saxo. Такие автомобили получили широкое распространение на юге Франции и в Италии еще в 60-х годах прошлого века. Известными моделями такого типа стали, например, открытые прогулочные кабриолеты на базе Renault 4 или Fiat 500/600, а также Mini Moke, гражданский вариант одноименного легкого внедорожника для нужд армии Великобритании.

От донора Saxo в Mega позаимствовали переднюю и заднюю подвески, моторный щит и элемент пола, а также рядный 4-цилиндровый 55-сильный двигатель и 5-ступенчатую МКПП. Как и донор, Mega имел привод только на передние колеса, но ввиду небольшого веса, всего 550 кг, это не являлось серьезной проблемой для использования машины на легком бездорожье. Внешние панели кузова выполнили из ударостойкого пластика, менее уязвимого к воздействию морской воды.

Модели Club и Ranch различались между собой только кузовом: у Club он был открытым, с мягким брезентовым верхом и дверьми, а вот Ranch получил легкосъемные пластиковые двери, крышу и боковые панели. Для повышения безопасности автомобили получили развитые дуги безопасности. Машины пользовались небольшой популярностью и выпускались в течение двух лет, а всего было выпущено около 200 пляжных автомобилей.


Mega(Automobiles)_Ranch_(vue_avant_droit).jpg



Что дальше?

В настоящее время компания входит в концерн Aixam-Mega и занимается выпуском коммерческих субкомпактных грузовичков и фургонов Multitruck, построенных на основе узлов и агрегатов микроавтомобилей Aixam, в том числе версии с электроприводом Worker, а также легковых электромобилей Mega City, построенных на базе одноименной модели Aixam. К выпуску суперкаров компания больше не возвращалась, нет таких планов у Блэна и на ближайшие несколько лет.

Производство автомобилей Mega


original-mega-history.png


Компания базируется в городе Экс-ле-Бен, департамент Савойя, Франция. Каждый суперкар строился вручную по специальному заказу. Постройка автомобиля требовала около шести месяцев ручного труда. За год компанией строилось до 4 автомобилей. На производстве работало 10 человек.

Поскольку фирма не занимается производством собственных агрегатов, большое количество узлов и агрегатов закупалось у других производителей. Среди поставщиков фирмы были Mercedes-Benz (двигатели и коробки передач) и Michelin (специальные шины для суперкаров).

Интересные факты

  • Эмблема компании проста и представляет собой стилизованную букву «М» на синем фоне в круглом медальоне.
  • Первый изготовленный автомобиль Mega Track серебристого цвета и по сей день принадлежит Жоржу Блэну.
  • Четыре суперкара Mega Track принадлежат владельцам из России. Один из них, серого цвета, находится в Монако, а три – в Москве. Все они разных цветов – белый, темно-синий и вишневый. Хозяином вишневого Track является Виктор Такнов, создатель ателье A:Level. Машина была подвергнута доработкам: полностью переделали салон и поставили современную оптику передних фар. Именно эта машина снималась в фильме «ДухLess». Track синего цвета был доработан в том же A:level более кардинально. Вместо штатного «автомата» была поставлена 6-ступенчатая МКПП, а салон был заново отделан кожей и углепластиком. Впоследствии автомобиль попал в серьезную аварию, но был восстановлен с помощью оригинальных деталей на заводе.

autowp.ru_mega_e-city_1.jpg



В чем фишка Mega?

  1. Mega Track – первый и единственный в мире автомобиль, успешно сочетающий в себе кузов среднемоторного суперкара класса «Gran Turismo» с внедорожным шасси, что позволяет успешно эксплуатировать его как на, так и вне асфальта.
  2. Модель Monte Carlo построена на основе первого в мире грузинского суперкара.
  3. Применение двигателей и коробок передач Mercedes-Benz в основе силового агрегата.
  4. За годы производства в общей сложности было выпущено не более 15 суперкаров, что делает их одними из самых редких в мире.

original-mega-tabl.png


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings