Война броневиков Великой Отечественной: БА-64 против Sd.Kfz.222

19580 2 14

Ко Второй мировой войне, вплоть до нападения Германии на СССР (то есть к началу Великой Отечественной войны), на вооружении Красной Армии был только один легкий броневик – устаревший БА-20 с колесной формулой 4х2. Вермахт, наоборот, комфортно проехал всю Европу на своих колесных бронеавтомобилях и с точно такой же легкостью намеревался въехать на них в Москву и Санкт-Петербург (Ленинград они называли историческим именем, считая его немецким). Проблемы с броневиками были у обоих противоборствующих сторон и завершились они только в мае 1945 года, когда созданные в годы войны советские БА-64 вошли в Берлин.

Битва в пути

Советское руководство поставило перед инженерами задачу создания полноприводного легкого броневика, машины для разведки и непосредственной поддержки пехоты, которую можно было использовать и как командирскую, еще в 1939-1940 годы. В ходе войны с Финляндией БА-20 показали в карельских лесах и болотах свою полную «профнепригодность». А во время раздела Польши между СССР и Германией советское командование имело все возможности сравнить свои бронемашины с немецкими. Тем не менее дальше опытных образцов дело тогда не пошло.

На фото: БА-20



По всей видимости, все ждали начала серийного производства полноприводного ГАЗ-64, на базе которого и был в результате создан БА-64. А может быть, считалось, что новый броневик Красной Армии не так уж нужен. И только в июле 1941 года, когда бои шли уже под Смоленском и Киевом, советское руководство разрешило конструкторскому бюро Горьковского автозавода начать работы над легким броневиком. Тут же заказ оказался срочным, выполнять его пришлось в авральном порядке, а доводить машину до ума – в ходе ее эксплуатации на фронте (результатом стало огромное количество ее модификаций). Одной из наиболее серьезных доработок стало увеличение ширины колеи – для придания устойчивости.

Первые БА-64 при гарантированном пробеге в 10 000 км ломались уже на 4 000 км, а то и раньше. Выяснилось, что выходил из строя задний мост, когда водители двигались на низких передачах без включения переднего моста (повышенный крутящий момент полностью передавался на один мост вместо двух). В качестве временной меры передний мост был сделан неотключаемым, и только в 1943 году проблему решили окончательно, усилив конструкцию заднего моста.

На бронеавтомобиль поставили 4-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-ММ, способный работать на низкосортном бензине и масле. В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление, четырехступенчатая (4+1) коробка передач, одноступенчатая раздаточная коробка без понижающего ряда и два карданных вала, соединявших ее с двумя ведущими мостами.


На фото: ГАЗ-64 и БА-64



Нет сомнения в том, что советские инженеры смогли бы разработать бронемашину самостоятельно, но сроки поджимали: фронт катился на восток. И тут как нельзя кстати оказался трофейный немецкий Sd.Kfz.222. 23 августа 1941 года его «откатали» на полигоне подмосковной Кубинки, а 7 сентября доставили в Горький (так в советское время назывался Нижний Новгород). Стоит отметить, что КБ под управлением Виталия Грачева не копировало немецкую машину, а создавало свою. Были использованы лишь некоторые идеи и конструктивные решения, в первую очередь по форме корпуса и расположению броневых листов.

Немецкий образец

Leichter Panzerspähwagen (легкий бронеавтомобиль) Sd.Kfz.222 был модернизированным вариантом своего менее удачного предшественника Sd.Kfz.221, созданного конструкторами фирмы Horch еще в 1934 году. В серийное производство Sd.Kfz.222 пошел в 1937-38 годы, и до февраля 1944 года было выпущено по разным данным от 990 до 2 000 таких машин.

В отличие от советских собратьев, созданных на базе «мирных» (то есть не бронированных) серийных автомобилей, немецкий броневик конструировался целиком, от колес до башни. На то были две причины. Во-первых, германские коммерческие автомобили принципиально не подходили для того, чтобы нести на себе броню, – в отличие от советских машин, вообще не предназначавшихся для массовых продаж и сконструированных для «спецнужд». Во-вторых, у немецких инженеров было время, которого попросту не оказалось в наличии у их советских коллег в 1941 году.




Итак, все четыре колеса немецкого Sd.Kfz.222 были ведущими и управляемыми (на скорости более 35 км/ч задние колеса переключались в неуправляемый режим). Шины – пулестойкие, заполненные пенорезиной, сейчас бы это назвали Run Flat. Многогранный корпус собран из листов катаной брони толщиной 8 мм, расположенных с наклоном, и по форме напоминает «гробик».

Позднее, после фронтовых «испытаний», толщину лобовой брони увеличили до 30 мм. Первоначально на броневике стоял 3.52-литровый мотор от легкового «Хорьха» мощностью 75 л.с., но затем его заменили на восьмицилиндровый V-образный 3.82-литровый мощностью 90 л.с. производства той же компании.

Главные различия

Разумеется, сравнивая БА-64 и Sd.Kfz.222, не стоит забывать, что это принципиально разные машины (в отличие, скажем, от британского танка Vikkers Mk.E и советского Т-26. Но в целом их различия сводятся к проходимости и вооружению.

К сожалению фронтовиков, у БА-64 серьезно подкачало вооружение. Штатного дискового пулемета ДТ-29 калибра 7,62 мм было явно недостаточно, но попытки установить автоматическую 25 мм пушку, крупнокалиберный 12,7 мм пулемет ДШК и даже просто имевший ленточное боепитание СГ-43, успехом не увенчались. Слишком маленькой оказалась башня, впрочем, как и весь легкий броневик. Зато благодаря возможности вести зенитный огонь, БА-64 оказался незаменим в уличных боях, где пасовала любая другая бронетехника.


На фото: Sd.Kfz.222



Под увеличение калибра башню БА-64 пытались сделать больше, но на испытаниях при стрельбе из ДШК машина опасно раскачивалась. Учитывая то, что она вдобавок имела склонность к опрокидыванию, на модификации поставили крест. Вместо этого конструкторы решили установить противотанковое ружье ПТРС-41 калибра 14,5 мм. Но и эта машина в серию не пошла, хотя известно, что фронтовые умельцы ставили на броневики такое вооружение самостоятельно, в ремонтных мастерских.

На немецком Sd.Kfz.222 стояла автоматическая пушка KwK-30, созданная под патрон калибра 20 мм от противотанкового ружья Solothurn и спаренный с ней пулемет MG-34 под патрон калибра 7,92 мм от винтовки Mauser. Скорострельность пушки составляла 280 выстрелов в минуту, начальная скорость снарядов – 780 м/с. В результате они пробивали броню толщиной 20 мм на расстоянии 500 метров.

Тем не менее немецкий броневик при всем своем полном приводе, мощном двигателе и большом клиренсе, по российскому бездорожью оказался не ходок. В конце концов, командование Вермахта практически все эти машины перебросило в Африку, где они прекрасно себя зарекомендовали. А вот конструкторы БА-64 хорошо себе представляли, в каких условиях будет воевать их машина: концепция «бить врага на его территории» осталась в довоенном прошлом, сперва предстояло выгнать его со своей земли. Отсюда – необходимость преодолевать глубокие броды и ямы, а также без усилия стартовать на разъезженной дороге, болоте и пашне.

Технические характеристики

БА-64 БА-64Б Sd.Kfz.221 Sd.Kfz.222
Экипаж, чел. 2 2 2 3
Боевая масса, т 2,36 2,43 4,00 4,80
Ширина, м 1,53 1,70 1,95 1,95
Высота, м 1,90 1,90 1,70 2,00
Мощность двигателя, л.с. 50 50 75 90
Удельная мощность, л. с./т 21,2 20,6 18,8 18,8
Тип подвески индивидуальная, на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами индивидуальная, на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами индивидуальная, на вертикальных пружинах индивидуальная, на вертикальных пружинах
Максимальная скорость, км/ч 80 80 90 85
Запас хода по шоссе, км 600 500 320 300
Клиренс, мм 210 227 240 240
Колея, мм 1240 1446 1610 1610
Преодолеваемый подъем, град. 36 36 22 20
Преодолеваемая стенка, м 0,25 0,25 н/д 0,25
Преодолеваемый ров, м 0,35 0,35 н/д 0,25
Преодолеваемый брод, м 0,9 0,9 0,6 0,6

На фото: БА-64б и БА-64


Читайте также:




Поделиться: 0 5 0 9 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Александр Сафаров

Run Flat - это технология жесткого борта покрышки, а не пенорезины

Александр Сафаров

Run Flat - это технология жесткого борта покрышки, а не пенорезины

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Тюнинг
С миру по детальке: тюнинг УАЗ 3962

Никогда не шутите при работниках УАЗа, что «буханка» образца 1965 года получилась настолько совершенной, что лучше сделать просто невозможно, поэтому она не меняется уже 53 года. Они на это обидятся и будут отчасти…

1892 0 0
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

106650 7 0
Статьи / Практика
Купил старый отечественный автомобиль. Где спросить совета и пообщаться?

Давайте посмотрим, чем живут и как встречают новичков интернет-клубы отечественных «янгтаймеров» – машин, с которых многие начинают свой путь в автомир. Ведь именно сайт автоклуба гуглят в первую очередь покупатели…

1400 0 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Статьи / Эксперт выбирает авто
Ходячие мертвецы: покупаем Porsche Cayenne l за 600 тысяч рублей

Сегодня мы попробуем сделать невозможное: найти на вторичном рынке приличный Porsche Cayenne I 955 (или даже 955S) в пределах 600 тысяч рублей. А лучше – даже дешевле. Как ни странно, предложений много. Вот только так ли…

324553 18 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: медленные АКПП и масложор моторов

Accord седьмого поколения получился очень интересным автомобилем: по-европейски удобным и по-хондовски «драйверским». Правда, в первой части обзора мы выяснили, что у него не хватает «легендарной» японской надёжности (по…

3362 2 2
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VII с пробегом: дырявая крыша над ненадёжной аудиосистемой

Даже спустя десять лет после завершения выпуска Accord седьмого поколения смотрится интересно. Техника, динамика, управляемость, уровень комфорта до сих пор кажутся вполне современными, поэтому цены на эти машины…

3567 1 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Тонна в фургоне, задний мост от Шахи: первый тест-драйв грузового трицикла “Шмель”

Только увидев стоящий у входа в конференц-зал “Шмель”, я начал стремительно вырабатывать змеиный яд и генерировать тонны цинизма и язвительности. Тут криво, там косо… Внутри - бедно до жути, места нет… Раззудил, вроде,…

95166 46 2
Тест-драйвы / Одиночные
А я милого узнаю по колёсам: тест-драйв УАЗ 3303 “Головастик”

Казалось бы, что может быть интересного в Уазике? Да, про него уже сказано всё, что можно, но этот УАЗ – всем УАЗам УАЗ, а кроме того, совсем скоро ему предстоит отправиться в экспедицию по побережью Баренцева моря в…

104192 2 3
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

44497 6 17
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

65632 4 2
Статьи / Практика
За руль – со смартфоном: обзор охранной системы Scher-Khan Mobicar 2

Когда наступает необходимость оснастить тот или иной редакционный автомобиль охранной системой, мы стараемся воспользоваться случаем и выбрать «сигналку» поинтереснее и понавороченнее, изучив на ее примере свежие…

15383 16 4
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

9581 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

24975 0 0
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

44315 1 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

7375 0 1
История автомобилестроения
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

104994 12 14
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

106650 7 0
Статьи / История
Незадавшееся освоение «Целины»: уникальные сверхтяжелые ракетные колоссы

В ответ на появление в США нового межконтинентального ракетного оружия в Советском Союзе в обстановке особой секретности началась эпопея активных изысканий и проектирования собственных более мощных систем ответного…

49391 1 0
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?