Откровения Карлоса Гона: заговор, кафкианский суд и бегство как спасение

8 января в Бейруте бывший топ-менеджер альянса Renault-Nissan-Mitsubishi провёл свою первую пресс-конференцию после ареста в ноябре 2018 года и недавнего побега из Японии в Ливан.

 

В ночь с 29 на 30 декабря 2019 года находящийся под следствием в Японии Карлос Гон сбежал из-под домашнего ареста и улетел в Ливан транзитом через Турцию. Обстоятельства его побега до сих пор остаются загадкой, так как во время пресс-конференции Гон отказался обсуждать эту тему, не желая подставлять помогавших ему друзей.

Самая популярная неофициальная версия гласит, что Гон, находившийся под домашним арестом в своей токийской резиденции, покинул её в ящике для музыкального оборудования — якобы перед Новым Годом к нему допустили артистов. Полёт выполняла турецкая компания MNG Jet, пять её сотрудников впоследствии были арестованы турецкими властями по обвинению в незаконной перевозке людей, при этом один из арестованных — начальник операционного отдела авиакомпании — утверждает, что получал угрозы и поэтому согласился участвовать в нелегальном рейсе.

Ливанские власти в свою очередь утверждают, что Гон въехал в страну на законных оснаваниях. Добавим, что у Карлоса Гона три гражданства — ливанское, французское и бразильское. Ливан — подходящее убежище, так как у этой страны нет с Японией договора об экстрадиции своих граждан. Япония тем не менее через Интерпол объявила Гона в международный розыск, а также выдала ордер на арест его жены, что, конечно, сильно ограничивает международную мобильность бывшего топ-менеджера.

Между тем и в Ливане у Гона нашлись недоброжелатели: некая группа местных адвокатов обратились в суд с требованием наказать Гона за его поездку в Израиль, что гражданам Ливана делать запрещено. Гон парировал это тем, что посещал Израиль по работе как гражданин Франции. Чем закончится эта инициатива, пока непонятно, но, по слухам, у Гона в Ливане хорошие связи, так что вряд ли местные злопыхатели сумеют ему всерьёз навредить.

Что до пресс-конференции, то никаких сенсационных заявлений на ней сделано не было, но за два часа Гон сообщил массу любопытных деталей — запись трансляции можно посмотреть, например, на Ютуб-канале CNBC.

В начале своего выступления Гон ещё раз подчеркнул, что не сбежал от правосудия, а избежал несправедливого преследования со стороны забюрократизированной и предвзятой системы японского правосудия. То, что Гону не разрешали видеться с женой и детьми, допрашивали без адвоката, угрожали и заставляли подписать признательные показания — лишь верхушка айсберга. Главная причина, по которой Гон решился на побег, — это затягивание следствия и невозможность ничего ему противопоставить. Напомним, что Гону предъявлены сразу несколько обвинений в злоупотреблении служебными полномочиями, присвоении денег компании и взяточничестве. Каждый эпизод, по словам, Гона расследуется отдельно и долго, так что, по расчётам его адвокатов, он мог провести под арестом пять лет и более в ожидании приговора. Далее Гон сообщил, что японская система правосудия такова, что 99,4% приговоров в ней обвинительные, а с учётом того, что обвинений против 65-летнего Гона выдвинуто много, его шансы на оправдание в этой стране ничтожны, так что он, по сути, с помощью бегства спасал свою жизнь.

Все обвинения против себя Гон отрицает и на пресс-конференции повторил всё то, что уже заявлял ранее: он стал жертвой заговора со стороны директоров Nissan, прокуратуры и японских чиновников. Гон назвал шесть имён своих врагов из Nissan, наиболее известным из которых является Хирото Саикава, бывший гендиректор компании, занявший этот пост после Гона и ушедший в отставку в сентябре прошлого года в связи с обвинениями в получении незаконных бонусов. Саикава и другие заговорщики не хотели усиления власти Гона в связи с готовившимся им полным слиянием Renault и Nissan, и решили убрать его.

В качестве доказательств своей невиновности в эпизодах по злоупотреблению служебными полномочиями Гон продемонстрировал на пресс-конференции несколько финансовых документов, показывающих, что все деньги, которые он получал, были санкционированы ответственными лицами — их подписи стоят на этих документах. Соответственно, по версии Гона, ни о каком превышении полномочий и растрате речи идти не может, компания знала о всех его тратах и одобряла их.

Гон заявил, что дело против него существенно ослабило компанию Nissan, о чём свидетельствуют её резко ухудшившиеся финансовые показатели. Альянса с Renault, по его словам, де факто не существует, доверие между партнёрами безнадёжно подорвано. Гон помимо полного слияния Nissan и Renault готовил также объединение с FCA — сделку, которую впоследствии уже без Гона пыталась реализовать Renault, и которая сорвалась из-за бесцеремонного вмешательства со стороны французского правительства, желавшего любой ценой сохранить хорошие отношения с Японией. Добавим, что впоследствии FCA решила объединиться с Groupe PSA, и Гон выразился об этой сделке в самом благожелательном тоне.

Ещё Гон посетовал на то, что в своё время не принял щедрое предложение GM возглавить корпорацию — мол, надо было соглашаться и тогда не было бы всей этой дикой истории с Ниссаном.

К слову, сейчас GM возглавляет Мэри Барра, стиль управления которой вызывает всё большую обеспокоенность у инвесторов и сотрудников (закрытия заводов, забастовки, срыв графиков запуска новинок). Не исключено, что скоро американской корпорации может понадобиться новый исполнительный директор, и им вполне может оказаться Карлос Гон. Но прежде ему, конечно, необходимо реабилитировать своё имя в глазах международной общественности, и на этом поприще Карлос Гон, по его собственным словам, в ближайшие недели предпримет решительные шаги. Заниматься политической деятельностью в Ливане Гон не собирается, хотя будет рад помочь правительству этой страны с выходом из экономического кризиса.

В общем, история Карлоса Гона далеко не закончена, хотя уже на текущем этапе она представляет собой готовый сценарий для драматического телесериала. В том, что такой однажды будет снят, мы ни секунды не сомневаемся.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы