На все злотые: тест-драйв польского Fiat 126p

Интересная штука – время. Казалось бы, прошло каких-то тридцать-сорок лет, и самый массовый автомобиль социалистической Польши стал настоящим эксклюзивом, который сворачивает публике головы на улице. А если подружиться с ним, то от всего своего двухцилиндрового сердца он подарит вам даже не польские, а настоящие итальянские ощущения от езды «на все деньги». Злотые, лиры или гривны, по месту его теперешней прописки.

В историческом обзоре польского социалистического автопрома мы вспоминали, что Fiat 126р для миллионов поляков стал первой в жизни машиной, позволившей к тому же пережить непростые времена. Да, в конце восьмидесятых для многих жителей Польши крохотная машинка с весело жужжащим воздушником стала не просто транспортным средством, а инструментом для заработка денег – проще говоря, выживания.

Сегодня – все иначе. Польша давно в Евросоюзе, а 126-й стал славной страницей в истории социалистического автопрома Восточной Европы. Но… вот он стоит перед нами – не в истории, а на украинской улице, крепко опираясь на многовековой булыжник неожиданно широкими и крупными колесами.

Подарок

Каким же ветром его занесло на самый запад Украины? История конкретного экземпляра довольно замысловата. Сергей, его нынешний владелец, в своё время приобрёл «фиатик» в соседней Венгрии для пожилого отца и пригнал его в Закарпатье.

P4164446.png


Автомобиль пребывал практически в аутентичном состоянии – не считая фиолетового цвета кузова, в который венгры зачем-то перекрасили машину. Удивительно, но Fiat 126p был растаможен «по-честному» и поставлен на учет по всем правилам, что с экономической точки зрения было не очень выгодной затеей. Фиат в итоге вообще оказался весьма дорогостоящим проектом для Сергея, ведь на него потрачено не менее 5 000 долларов…

Тем не менее, решение о покупке машины было принято. Так Фиат появился в семье и его новый водитель пользовался им еще несколько лет.


P4164442.png


Увы, никто не вечен. После того, как отца не стало, Сергей решил отреставрировать машинку – к тому же об этом просила и маленькая дочь, которой Фиатик очень нравился. Восстановление началось с перекраски – поскольку при регистрации в техпаспорте указали красный цвет, в который машина когда-то была окрашена на заводе, Сергей решил вернуться к родному колеру – но не простой эмали, а «металлику». Машинке ведь предстояло быть не столько утилитарным транспортным средством, сколько игрушкой для дочери и своеобразной данью памяти об отце. Приведение автомобиля в порядок потребовало заказа запчастей из соседней Венгрии и родной для машины Италии, а цена вопроса оказалась неожиданно высокой – маленький автомобильчик при реставрации потребовал вполне серьезных денег.


P4164461.png


Цель восстановить машину в полный оригинал не преследовалась, но изменения по технике минимальны. Кроме «металлика», Фиат щеголяет неожиданно большими 14-дюймовыми дисками на широченных (для этой машинки!) низкопрофильных «лаптях» шириной 195 мм, а внутри примитивные «стульчики» уступили место анатомическим креслам от Toyota MR2. Вот, собственно, и все. У Сергея были планы превратить Фиат в «музыкальную шкатулку», из-за чего он даже переварил площадку под полноразмерный аккумулятор. Но потом стало ясно, что Фиату музыка не нужна вообще никакая – этот автомобиль – сам по себе праздник.

Снаружи

Сверкающий металликом 126-й вызывает неизменную улыбку на лицах окружающих, ведь выглядит машинка очень мило и забавно. Он «няшный», хотя с точки зрения дизайна кузов выполнен очень серьезно и лишен «игривых» решений. Скорее всего, дело в пропорциях и габаритах машины – трудно не улыбаться, когда из крошечной машинки вылезает здоровенный мужчина.

Дизайн начала семидесятых – вне времени. Смотришь на лаконичные линии и понимаешь, что устаревать здесь попросту нечему. Фиат настолько самобытен, что приходящие и уходящие тенденции моды его не касаются.



Деталей отделки минимум, но все находится на своих местах. Оптика небольших размеров отлично вписана как в передок, так и в заднюю часть машинки. Удивительно, но Fiat 126p выглядит на редкость гармонично, сочетая несочетаемое – миниатюрные габариты и красивые пропорции. Редко какая сверхкомпактная машина смотрится настолько хорошо – вспомните японские «кирпичи на колесах» или корейские машины вроде Kia Picano или Daewoo Tico. А ведь этой внешности уже больше сорока лет!

Наш конкретный экземпляр несколько моложе – он покинул конвейер FSM в 1987 году. Именно поэтому перед нами – рестайлинговая версия, которую начали выпускать с 1984-го, ее проще всего отличить от более ранних 126-х по пластиковым бамперам и накладкам на кузове. К слову, именно в 1987 году поляки запустили производство модификации 126 Bis с жидкостным охлаждением двигателя, но «наша» машина не такая – под Г-образным капотом у неё скрывается двухцилиндровый «воздушник», что концептуально роднит польскую машинку с отечественным Запорожцем.

Внутри

Оказавшись внутри, удивляешься неожиданно просторному салону. Конечно, взрослые водитель и пассажир «нормальных» габаритов сидят «по-дружески», почти соприкасаясь плечами. Но – удивительное дело: крошечный Фиатик нигде «не жмет» и внутри оказывается больше, чем снаружи!


P4164544.png


Благодаря заднемоторной компоновке здесь много места для ног, ведь салон в передней части глубоко уходит «в багажник» – точно так же, как на Запорожце. Причем колесные ниши на Фиатике выступают намного меньше, чем у запорожской машины, ведь они здесь гораздо компактнее. Вообще, организацию внутреннего пространства на Фиате следует признать очень толковой – рационально использован практически каждый сантиметр интерьера.



Видимо, именно поэтому салон выполнен в духе минимализма. Плоские дверные панели, практически отсутствующая «торпеда» – по сути, перед водителем есть лишь комбинация приборов, а голый металл прикрыт компактной накладкой. Еще обращают на себя внимание поворотные форточки – точно такие же, как на забытых уже Жигулях первых моделей.

Из-за неродных сидений посадка в этом 126-м гораздо ниже, чем в оригинале, но рослому водителю такие отклонения от заводского варианта только на пользу. Эргономика рабочего места водителя вопросов не вызывает – все вполне «цивильно», как на современных автомобилях. Честно говоря, в украинском аналоге посадка гораздо менее удобная, да и в «большом советском Фиате» под названием Жигули – тоже.




Единственное, чем Фиат удивляет – это своеобразной конструкцией педального узла, которая также роднит эту машину с советским ЗАЗом. Впрочем, приноровиться к педалям можно. Зато передачи переключаются на удивление четко – нет никакой «ватности» и разболтанности, чем грешит механизм выбора у многих автомобилей с задним расположением силового агрегата.

Формально Фиат 126р считается четырехместным автомобилем, но… на практике сзади места примерно столько же, как в ином суперкаре, а громоздкие спортивные «ковши» лишь усугубили ситуацию. Впрочем, в своё время польские семьи эксплуатировали свои машины, что называется, «на полную». У нас же такой необходимости нет, а посему мы проверим машинку в деле в двухместном варианте, использовав заднее сиденье в качестве багажного отделения для фотоаппаратуры.

На ходу

Глядя на реакцию прохожих, понимаешь, что они воспринимают Фиат, как большую четырехколесную игрушку, а не настоящий автомобиль. Однако на водителя 126р производит другое впечатление еще до запуска двигателя. Оказавшись за рулем пусть небольшой, но полноценной машинки, к ней проникаешься уважением и понимаешь, за что её любили миллионы поляков. Компактный, но не убогий, доступный, но не примитивный – именно такое ощущение вызывает этот автомобиль.


P4164556.png



Двухцилиндровое «сердечко» оживает моментально – моторчик запускается с пол-оборота. И работает он гораздо тише и равномернее, чем печально известный своим грохотом мелитопольский «воздушник». Удивительно, но двухцилиндровый мотор с воздушным охлаждением, оказывается, тоже может быть избавлен от шума и вибраций!

А вот сцепление оказалось весьма норовливым – тронуться с первого раза, не заглохнув, мне не удалось. Сидящий сбоку владелец лишь улыбнулся – говорит, надо привыкнуть. Впрочем, длительного привыкания не понадобилось – поддав больше газу и придержав тугую педаль сцепления, удалось плавно, но при этом довольно резво тронуться с места. Передачи удачно «цепляются» одна за другу, и на четвертую выходишь очень быстро, практически сразу же после 40 километров в час.




С первых же минут в движении 126-й удивляет неожиданным запасом тяги – никак не ожидаешь, что крохотная машинка со всего-то 23-сильным мотором будет так бодро и резво бежать по дороге, без труда удерживаясь в дорожном потоке. Похоже, в городском диапазоне скоростей 126-й мало чем отличается от любой современной малолитражки. Правда, Сергей подсказал, что при восстановлении объем двигателя немного «разжали», увеличив его в объеме примерно до 700 «кубиков». Мощность на стенде никто не замерял, но есть вероятность, что «лошадей» после капремонта стало чуть больше, чем было в оригинале.


P4164576.png



Рулевое управление хоть и лишено усилителя, на практике оказалось очень легким и при этом достаточно информативным. Сам же Фиатик со временем вызывает у водителя чувство вседозволенности – желания пролезть в любую «дырку» в потоке, развернуться на самом маленьком «пятачке», сорваться со светофора первым и доказать, что итальянские корни и цвет «Rosso» – это не просто для красного словца.

Несмотря на короткую колесную базу и специфические пропорции нештатных колес, Фиатик вообще не «козлит» – подвеска отлично справляется с неровностями, а повороты тридцатилетний «малыш» проходит с молодецким задором. В своё время мне пришлось достаточно поездить за рулем Запорожца модели 968М – так вот, между этими двумя автомобилями близкой концепции и компоновки по управляемости – пропасть… Фиат настолько хорошо «стоит» на дороге, что только диву даёшься. И при этом, по словам владельца, потребляет в городе 4-5 литров бензина на сотню километров пробега.

Правда, желание «пошустрить» отпадает, когда нажимаешь на педаль тормоза. Спору нет, автомобиль вполне адекватно замедляется, но… педаль настолько тугая и неинформативная, что хочется ехать медленнее, чтобы пользоваться тормозами как можно реже. При этом система абсолютно исправна, просто конструкцией не предусмотрен вакуумный усилитель, который стал обязательным атрибутом любого автомобиля уже в начале восьмидесятых годов прошлого века. Впрочем, в «копейке» и «Запорожце», помнится, тормоза были точно такие же.


P4164547.png


Несколько часов вместе с красной машинкой позволили сделать вывод, что Fiat 126p – удивительный автомобиль. Маленький, но настоящий. Очень слабый «на бумаге», но бодрый в действительности. И явно нестареющий – оказавшись за рулем такой задорной крохи, и сам словно сбрасываешь лет пятнадцать, попутно избавившись от груза социально-экономических проблем. Как было верно подмечено в песне Вилли Токарева: «Небоскрёбы, небоскрёбы, а я маленький такой». И кто сказал, что быть маленьким – это плохо?..


P4164419.png


Габариты (Д х Ш х В) 3 105 × 1 375 × 1 345
Снаряженная масса, кг 600
База, мм 1 840
Объем багажника, л 110
Объем топливного бака, л 21
Объем двигателя, см³ 652
Коробка передач механическая, четырехступенчатая
Привод задний
Разгон 0-100 км/ч, с 40
Максимальная скорость, км/ч 105
Средний расход топлива, л/100 км 4,7


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings