Новая Chevrolet Niva "заморожена". Что ждет проект дальше?

18 марта 2015 года концерн GM объявил о реструктуризации бизнес-модели в России. В частности, до конца года российский рынок покинут бренд Opel и большинство моделей Chevrolet за исключением дорогих Corvette, Camaro и Tahoe... А как же новая Niva?

Шаткое положение новой Нивы

С 2016 года концерн GM на российском рынке будет представлен исключительно премиум-брендом Cadillac и имиджевыми моделями Chevrolet Corvette, Camaro и Tahoe. Такое решение позволит компании "избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой", заявил президент GM Дэн Амманн в официальном сообщении GM. По этой же причине завод GM в Санкт-Петербурге будет законсервирован к июню 2015 года, контрактное производство по заказам GM на ГАЗе в Нижнем Новгороде прекратится в течение года, а сотрудничество с "Автотором" в Калининграде, которому американская компания заказывала выпуск своих машин, уже закончено.

Но ведь есть еще совместное предприятие GM-AVTOVAZ и принадлежащий ему строящийся завод в Тольятти, который должен был выпускать внедорожник Chevrolet Niva нового поколения с первоначальным сроком запуска на рынок в начале 2016 года. За несколько дней до официального сообщения компании о смене бизнес-модели появилась информация о приостановке строительства завода по причине конфликта с генподрядчиком.

chevrolet_niva_concept_14.jpeg


А потом появилось официальное сообщение GM, в котором указано: "Совместное предприятие GM-AVTOVAZ продолжит производить и продавать Chevrolet NIVA текущего поколения". Что будет происходить со строящимся заводом и с Нивой следующего поколения, не уточняется, однако многие СМИ поспешили сделать вывод, что от запуска новой модели решено отказаться. Вывод, мягко говоря, не лишен основания, но пока всё не так однозначно: собственный источник Kolesa.ru на GM-AVTOVAZ пролил свет на ситуацию и сообщил подробности, которыми мы спешим поделиться.

История конфликта

Проект строительства нового завода GM-AVTOVAZ и запуск новой модели лихорадит не в первый раз. Можно сказать, что текущее положение и то, что ему предшествовало, — это звенья одной цепи. Началось всё в декабре 2014 года, когда стало известно, что запуск новой Chevrolet Niva может быть отложен примерно на полгода, а причиной было как раз отставание в сроках строительства завода в Особой экономической зоне Тольятти. Но тогда ситуация (по крайней мере для непосвященных в детали) была далека от патовой, тем более что в начале марта 2015 года поступили вроде бы позитивные новости: правительство Самарской области готово помогать с запуском новой Нивы в производство, предоставив гарантии для получения совместным предприятием льготного кредита.


chevrolet_niva_concept_12.jpeg


Но буквально через пару недель стало понятно, что это вряд ли поможет решить текущие проблемы: СП GM-AVTOVAZ и его дочерняя компания JV-Systems, занимающаяся строительством нового завода, разорвали контракт с генподрядчиком ОАО "Автозаводстрой".

Спор хозяйствующих субъектов широко освещался в прессе, однако до настоящего момента, по большому счету, известна позиция только одной стороны — 13 марта ряд изданий со ссылкой на источники в "Автозаводстрое" сообщили следующее: предприятие GM-AVTOVAZ якобы прекратило финансирование проекта в июле 2014 года (через год после начала строительства), после чего строительство велось на деньги генподрядчика — кредиты банков "ВТБ" и "Глобэкс".

GM-AVTOVAZ должен был возобновить финансирование в декабре, но после некоторых отсрочек в начале марта 2015 года заявил о разрыве контракта, оставшись должен сумму порядка 1-1,5 млрд рублей. Однако собственный источник Kolesa.ru на СП GM-AVTOVAZ сообщает практически обратное.


chevrolet_niva_concept_15.jpeg



Как конфликт выглядит со стороны GM-AVTOVAZ

Во-первых, по словам источника, GM-AVTOVAZ не является должником ОАО "Автозаводстрой". Всю сумму по контракту генподрядчик уже получил — часть авансом от GM-AVTOVAZ, а часть от банка, под залог контракта с JV-Systems. Вместе с тем у "Автозаводстроя" есть собственные долги — перед GM-AVTOVAZ, банками и целым рядом других кредиторов.

Во-вторых, основных причин разрыва контракта две:

• Неисполнение обязательств по срокам. В частности, не было полностью завершено строительство прессового цеха, в результате чего не удалось вовремя начать монтаж оборудования.

• Значительное увеличение сметы проекта в ходе строительства. По словам нашего источника, стоимость в ходе строительства выросла на 1 млрд рублей по сравнению с первоначальной суммой, оговоренной в контракте.

В-третьих, в среде управленцев СП GM-AVTOVAZ существуют подозрения (и даже, по некоторым высказываниям, подтверждения) того, что часть денег по контракту была использованы для строительства других объектов ОАО "Автозаводстрой" — например, землю со строительной площадки завода генподрядчик использовал при строительстве хоккейного комплекса "Лада-Арена" в Тольятти.


chevrolet_niva_concept_22 (1).jpeg



Что будет с заводом для новой Chevrolet Niva

Несмотря на сонм взаимных претензий, на GM-AVTOVAZ по-прежнему готовы пытаться разрешить ситуацию с ОАО "Автозаводстрой" и прийти к мировому соглашению. В ОАО "Автозаводстрой", напротив, собираются судиться с автопроизводителем, в случае если в ходе двусторонней согласительной комиссии не будет достигнута договоренность о выплате долгов. Новых подрядчиков на строительство завода, по некоторым данным завершенного на 80-85%, GM-AVTOVAZ в данный момент не ищет.

Как будет развиваться ситуация дальше, сейчас не рискнет предположить, пожалуй, никто. Реальные подвижки в разрешении спора на тему "кто кому должен" должны случиться через 1-2 месяца, а до той поры судьба нового автозавода на территории ОАЭ Тольятти представляется совершенно туманной.

Напомним, новый завод должен был включать, в частности, прессовый и кузовной цеха, а также для новой Нивы планировали наладить в Тольятти производство двигателей по лицензии PSA Peugeot-Citroen. Проектная мощность выпуска новой Нивы составляла порядка 120 000 штук в год; новая модель в течение нескольких месяцев должна была вытеснить нынешнюю Ниву, которая сейчас собирается на действующих площадях GM-AVTOVAZ в Тольятти ежемесячным тиражом порядка 3 000 штук.


Так выглядели прессовый и кузовной цеха строящегося завода в ноябре 2014 года



Что сейчас происходит с новой Chevrolet Niva

На данный момент тестовые автомобили (фактически "мулы"-агрегатоносители) прошли ряд испытаний, строго придерживаясь графика. В частности, пройдены ходовые испытания в Италии, Испании, Швеции, завершен комплекс экстремальных зимних тестов в Когалыме.

Никаких серьезных отклонений в работе агрегатов и узлов не выявлено, тесты шли в штатном порядке, с полной гарантией закончиться в срок. По нашим данным, полный комплекс испытаний новой Нивы должен был завершиться в начале 2016 года — такая дата была назначена с учетом скорректировнного на полгода графика запуска производства, когда стало понятно, что запустить конвейер нового завода не получится раньше середины 2016 года.

Однако, как известно, ситуация с тех пор еще более усложнилась. Как писал сайт РБК, предприятие сейчас ищет деньги, а о том, что правительство Самарской области поучаствует в выдаче льготного кредита для GM-AVTOVAZ, писал и наш сайт.


chevrolet_niva_concept_13.jpeg



Учитывая озвученную в этой статье позицию предприятия по "строительному конфликту", можно предположить, что деньги нужны не только и не столько на окончание строительства, сколько на финальную фазу испытаний, подготовку документации к передаче в производство и многие другие нужды, сопровождающие запуск автомобиля в серию.

Вместе с тем положение GM-AVTOVAZ сейчас сложное — продажи текущего поколения Niva падают, причем быстрее, чем сокращается в условиях кризиса рынок. АВТОВАЗ, поставляющий комплектующие для сборки внедорожников (кузов, силовой агрегат), едва ли поддержит давнего партнера, ведь сотрудничество должно было подойти к концу с запуском новой Нивы, имеющей свое собственное, полностью "отвязанное" от АВТОВАЗа производство.

Только вот будет ли теперь это производство, особенно учитывая тот факт, что еще один "большой брат", концерн GM, фактически объявил об отказе от новой Нивы, ограничившись заявлением о том, что выпуск нынешней Нивы продолжится? И сможет ли в нынешних сложных условиях "немолодая" нынешняя Chevrolet Niva спасти GM-AVTOVAZ?

Держаться корней

Как ни странно, предпосылки для этого есть. Внедорожник Chevrolet Niva, выпускающийся с 2002 года, имеет теоретические шансы прибавить в продажах — подобно тому, как недавно в топы рынка выбилась его "родная сестра", вазовская Lada 4x4. У Chevrolet Niva высокая локализация производства (порядка 85%), и это обстоятельство в условиях валютных колебаний сыграло на руку джиэмовцам: как заметил глава предприятия Джеффри Гловер, цены на Ниву поднялись лишь на 10%, в то время как у некоторых других производителей, выпускающих внедорожники в бюджетном сегменте, рост цен составил порядка 30%. Но это еще не всё — 18 марта 2015 года Гловер встречался с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным, и в результате этой встречи правительство вторично выразило готовность поддержать проект.

По нашим данным, предприятие GM-AVTOVAZ продолжает работать в обычном режиме, сборка автомобилей ведется пять дней в неделю, по двухсменному графику, сокращений персонала не планируется. Мы будем следить за развитием ситуации.


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
7 комментариев
19.04.2015 11:58
Юрий Филатов

Вообще то глупая идея на Ниве лезть в степи УАЗа и прочих больших внедорожников.Нива всегда была легким и не догорим внедорожником. Сделать редизайн сегодняшнего Шевика, установить в него силовой агрегат по мощнее, добавить возможность установки лебедки (сделать какой нибудь силовой профиль по всему кузову, чтоб не порвало при вытягивании) и он будет оставаться популярным.

3

05.06.2015 13:16
Ivan Semenov

Всем хороша новая Шнива, но двигатель бы помощнее и багажник побольше. Я бы сам себе такую купил.

1

10.10.2015 16:48
Василий Константинов

Ездил на Рено Колеос и Хонда СРВ, но честное слово - купил бы эту ниву, если не отличается от фото и движок от 120 :)

1

17.10.2015 16:50
Марат Алеев

Если появится в продаже Шевролет Нива2 куплю сразу:-)

5

09.01.2016 09:01
Виктор Маркичев

На шниве с 2004 года.. МАшина Класс. Едет везде, по снегу лучше чем коротышка. Действительно нужен двигатель помощней, да и шумку усилить нужно.

3

09.01.2016 09:01
Виктор Маркичев

На шниве с 2004 года.. МАшина Класс. Едет везде, по снегу лучше чем коротышка. Действительно нужен двигатель помощней, да и шумку усилить нужно.


14.05.2018 19:57

ТАК КОГДА-ЖЕ ОНА БУДЕТ? И будет ли?


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings