Без удовольствия за рулем: почему у беспилотных автомобилей нет будущего

Автомобили с автономным управлением, которые могут обходиться без водителя не только при парковке, но и на дороге, захватили умы, воображения и новостные заголовки. Буквально каждый день мы слышим о все новых и новых успехах автопроизводителей, разрабатывающих системы автопилотирования: вот машина сама тормозит перед препятствием, вот она принимает управление на автобане, а вот сама пересекает целую страну без посторонней помощи. Но значит ли все это, что через пять-десять лет автопилот окончательно займет место водителя, и мы будем ездить на автомобиле, как на лифте? Нет.

На самом деле, наиболее вероятный сценарий для беспилотных автомобилей в частном потребительском секторе – ровно такой же, какой был у 3D-телевизоров в последние годы. Для тех, кто справедливо не понимает, о чем речь, поясним: их эпоха закончилась, на начавшись – несколько лет 3D-телевизоры преподносились как новая веха в развитии этой техники, затем они триумфально вышли на рынок, гордо заняли полки магазинов и… остались красиво пылиться там, где их поставили. Массовый потребитель просто не понял, зачем ему нужна вся эта морока с очками при просмотре прогноза погоды, да еще и с доплатой, когда современные фильмы при желании можно посмотреть в кинотеатре в куда лучшем качестве, а количество подходящего контента еще недостаточно даже для обычных Full HD телевизоров. Слегка обогнав свое время и оставшись ненужным усложнением, 3D-телевизоры быстро ушли на второй план, уступив место новому тренду – очкам виртуальной реальности. Но это уже совсем другая история.

Зачем мы дали такой подробный экскурс по непрофильной теме, спросят некоторые? Да затем, что в предыдущем абзаце дано буквально «краткое содержание» того, что с наибольшей долей вероятности ждет главных героев текста – «дорожные беспилотники». Разумеется, речь идет о потребительском сегменте – в целом у автомобилей с автопилотом будет достаточно работы.

Разумеется, автопилот – это важно

Было бы странно ставить под сомнение значимость и уровень разработок, посвященных автономному вождению. На данный момент практически все крупные концерны имеют собственные наработки в этой сфере, а какие-то из них добились весьма значительных успехов. Так называемые гугломобили, например, уже прошли суммарно более миллиона километров в реальных дорожных условиях и сделали это довольно-таки безопасно. Ну, не считая «подрезанного» автобуса в феврале этого года.

В Google отреагировали традиционно быстро и заверили всех, что «внесли в программное обеспечение изменения, благодаря которым автомобили с автопилотом будут учитывать то, что автобусы и другие крупные транспортные средства не склонны уступать дорогу при перестроении», что поможет избежать подобных ситуаций в будущем. Для нас этот инцидент любопытен даже не подробностями ДТП и не фактом своего наличия, а пониманием уровня систем автопилотирования, который достигнут к настоящему моменту: он изрядно высок.

Шоу «Самый умный»: тест-драйв Mercedes-Benz E-class Осторожно! Наперерез нам стремительно выезжает муляж на колесиках, изображающий автомобиль. До столкновения считанные метры… Вдруг – ударное срабатывание тормозов, и новый Mercedes-Benz E-cl...

Никто давно не ставит под сомнение возможность сосуществования автопилота и человека на одной дороге, и это подтверждается уже на самых высоких уровнях. Так, американское Национальное управление безопасности движения на трассах (NHTSA) постановило, что разработка нормативных документов, регламентирующих эксплуатацию автопилотируемых автомобилей, должна быть завершена уже к лету этого года!

Как сообщает Engadget.com, Ассоциация мировых автопроизводителей всерьез обеспокоена этим, считая, что темпы законодательной интеграции автопилота в нашу жизнь изрядно форсированы. Ведь текущий уровень систем автономного управления, представленных в потребительском секторе, сильно разнится – какие-то автомобили могут частично брать управление на себя практически на любых скоростях, а какие-то ограничиваются «пробочным» режимом, какие-то умеют менять полосы и перестраиваться, а какие-то обучены лишь держать текущую полосу движения.

Однако европейский комитет по проведению краш-тестов Euro NCAP уже ввел в список тестируемых систем ассистенты экстренного торможения: «при оценке уровня защиты пешеходов автомобили, показывающие хорошие результаты в стандартных тестах, теперь могут заработать дополнительные баллы при наличии у них системы автономного экстренного торможения, распознающей пешеходов».

Любопытно и следующее уточнение о расчете баллов: «электронная система курсовой устойчивости теперь удалена из списка устройств обеспечения безопасности, поскольку все автомобили должны по закону иметь такую систему». Темпы впечатляют: еще через три-пять лет и автоматическое торможение перед пешеходом вполне может стать обязательным атрибутом…

Работа для робота

Еще не KITT, но уже близко: первый в истории автопробег на автопилоте Многие из нас до сих пор помнят прекрасный сериал "Рыцарь дорог", главным героем которого был "умный" автомобиль, способный самостоятельно ездить, принимать решения, разговаривать, логически...

Не вызывает сомнений и то, что в ближайшее десятилетие автомобили с автономным управлением займут свои ниши. Перевозка пассажиров по фиксированным маршрутам – поначалу в студенческих городках, кампусах и прочих некрупных объектах, а затем, вполне возможно, – и по открытым городским маршрутам, транспортировка грузов между близлежащими производственными объектами, и даже частично автоматизированные таксопарки – все это вполне имеет право на существование и, скорее всего, подтвердит это на практике.

Это становится тем более ясно, что вполне осязаемые планы по реализации подобных проектов озвучиваются регулярно. Причем в общей массе звучат голоса не только крупных зарубежных автоконцернов – российские производители тоже не остаются в стороне. Пока Google, Audi, Kia, Hyundai, Ford и многие другие получают лицензии на проведение открытых тестов, подразумевающие свободную эксплуатацию автономных машин на дорогах общего пользования (главным образом, в США), о своих планах заявляют, например, КАМАЗ и Volgabus.

Не стоит забывать и о применении автопилота в военной технике – как ни крути, это огромный рынок, и разработки на нем ведутся уже давно. Пока уровень развития «самоходных» боевых и не очень машин не поражает воображение, но абсолютно ясно то, что при должной реализации они могут стать весьма серьезным орудием в умелых руках. Ведение боевых действий, наземная поддержка пехоты, оперативная транспортировка личного состава и грузов, эвакуация раненых с линии огня – вот только самые очевидные сферы применения автопилотируемых машин, и это понимаем не только мы с вами.

Так что же?

Все вышеперечисленное лишь подтверждает мнения о том, что автомобили, оснащенные автопилотом – наше будущее. Но так ли это? Задайте вопрос себе: а вы готовы отдать управление автомобилем на откуп автопилоту? Не спешите с ответом, представив себе идеализированную картину, где вы расслабленно движетесь по автобану, нежась в сладкой дреме по пути на работу, или читаете интересную книгу, пока автомобиль неспешно катит вас по улицам большого города: реальность будет иной. Да и не это главное.

Готовы ли вы отказаться от управления автомобилем вообще?

Отказаться от ощущения контроля над машиной, от возможности получить удовольствие от каждой поездки, от игры рулем и педалями? Идея автопилотируемого автомобиля для каждого потребителя противоречит самой сути развития автопрома: из года в год нам показывают все более быстрые, комфортные, управляемые и драйверские машины, чтобы в итоге… отказаться от драйва? К этому ли мы стремились?

Иметь возможность комфортно постоять в пробке, не заботясь о постоянном перемещении на полметра вперед раз в минуту, или обеспечить помощь начинающему водителю, неуверенно чувствующему себя в плотном городском потоке – это одно. Полностью отказаться от повседневного управления автомобилем, лишь задавая ему маршруты – совсем другое. Разумеется, некоторые возразят – мол, руль и педали у вас никто не отнимает, водите себе на здоровье, если есть желание. Но тогда возникает другой резонный вопрос – станет ли потребитель переплачивать за то, чем не будет пользоваться на постоянной основе? И вот тут мы снова возвращаемся к 3D-телевизорам…

Потребительский сегмент не станет массовым для автопилотируемых транспортных средств – по крайней мере, до тех пор, пока не переродится само понятие автомобиля. Возможно, когда-нибудь он станет пережитком прошлого, а процесс перемещения из точки А в точку В не будет связан с вождением вообще – но это, скорее, тянет на малонаучную фантастику. Реальность же такова, что, пожалуй, единственная целевая аудитория подобной техники – домохозяйки, для которых вождение является ненужным стрессом и вынужденной необходимостью и которые готовы полностью отказаться от вождения так же, как от ручной стирки белья и мытья посуды. Не нужно иметь бензин в крови и быть прожженным «петролхэдом», чтобы получать удовольствие от самого процесса вождения, равно как и для того, чтобы понимать, что это – одно из тех немногих развлечений, что доступны нам каждый день.

Кто станет покупать мощный автомобиль последней разработки....

... и переплачивать за V8, если управление всем этим останется прерогативой трек-дней или редких выездов за город? Кто будет готов отдать деньги за полный привод, если факт его использования будет ощущаться не больше, чем страхование пенсионных накоплений? Кому, в конце концов, потребуется подогрев руля, если прикасаться к нему придется лишь для переключения треков в плейлисте?

Вместо заключения

Все эти вопросы не требуют ответов, так же, как справедливость утверждения о бесперспективности автопилота в потребительском секторе не требует аргументации. Но мы ее все-таки привели.

А в качестве заключения взгляните на эту милейшую тетушку, которая пользуется современнейшими достижениями автомобильной индустрии, и узнайте в ней себя – по крайней мере, в первые два месяца реального использования автопилота.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
8 комментариев
08.06.2016 09:10

"Опрос в интернете показал, что 100% населения используют интернет" (с). Статья из этой же категории. Странно было бы, если на автомобильном портале голосовали бы люди, которые относятся к машине только как к средству передвижения. Однако, беспилотные автомобили - это не только удел домохозяек (начиная от людей, которые просто не получают удовольствие стоя в пробках, людей которые во время поездки предпочли бы разобрать почту или поработать или посидеть в соцсетях, заканчивая теми, кому просто лень). Я даже не буду расписывать категории граждан, которые с радостью пересядут на беспилотники (по крайней мере для ежедневных поездок на работу, про отдых я не говорю - тут да). Всё закончится гораздо проще. В какой-то момент, когда беспилотников станет много, кто-нибудь проанализирует статистику ДТП и в крупных городах просто запретят самостоятельно управлять автомобилями (да, это будет не в ближайшие 10 лет) или сделают фантастически дорогую страховку/налоги. Аналогия с телевизорами очень плохая. Бесплилотники, в отличии от бесполезных 3d телевизоров, не только в разы повышают безопасность, но и потенциально могут снизить количество пробок (за счёт более оптимального и согласованного между другими автомобилями вождения).

10

08.06.2016 12:24
Алексей Кокорин

Да-да, вы правы, хочется успокоить себя, увидев, что хотя бы на автомобильном портале люди голосуют за "самоуправление". :) Но даже тут уже четверть голосующих готова не прикасаться к рулю - я в панике!

Я тоже не могу согласиться с вашим сценарием о запрете - по крайней мере, на данный момент это выглядит буквально нарушением прав человека. Может, конечно, мы и до такого доживем, но тогда это уже будут годы "перерождения самого понятия автомобиля", о которых я упоминал...

А сравнение с 3D-телевизорами - косвенное: речь не идет о бесполезности автопилота, речь идет о том, что мало кто захочет переплачивать изрядные деньги за то, чем не будет пользоваться постоянно. Ближайший видимый (для меня) сценарий - популярность автопилота в автомобилях премиум-сегмента среди жителей мегаполисов: для того, чтобы постоять в пробке. Но в численном эквиваленте это вновь будут пресловутые 3D-телевизоры.


09.06.2016 21:34
Денис Белов

почему бы и нет? В дальней поездке пусть самоуправляется. Хотя при нынешнем уровне развития технологии я пока не готов ему довериться ) Как и покупать авто совсем без возможности ручного управления. Алексей, ты прав. Периодически нужен драйв )


10.06.2016 08:54

Время, конечно, покажет. В любом случае эта история не на 5-10 лет. А на счёт нарушения прав человека: помню где-то в конце 90х в нашем городе просто не принято было пристёгиваться ремнями безопасности (не удобно и всё такое). А потом вдруг неожиданно (не помню когда, но в 2000х) за это начали штрафовать серьёзно и регулярно (раньше не обращали внимания). И тогда многие, в том числе и я, говорили что-то вроде "это нарушение свободы, ведь это моя жизнь - не хочу не пристёгиваюсь и, дескать, это никак не влияет на безопасность окружающих (хотя это не совсем правда). А сейчас ничего - всегда пристёгиваюсь когда сажусь за руль и мне уже не кажется что это так уж неудобно :) Так что всё относительно.

2

08.06.2016 11:08

"чтобы в итоге… отказаться от драйва? К этому ли мы стремились?" - нефиг гонять, из-за таких вот аффтаров куча смертей на дорогах и инвалидов. Гоняй на спец трассах, а в России разрешённая скорость всего 90 км... гонять ему, блин, негде Ты поди не гелике рассекал или просто сочувствующий таким?

3

08.06.2016 12:11
Алексей Кокорин

Ага, давайте запретим машины, потому что на них можно нарушать закон. Мне непонятна ваша истерика. В тексте нигде не прозвучало слово "гонять" и нет ни единого намека на превышения и нарушения. Драйв - это ощущение, а не скорость. И получать удовольствие от вождения можно на абсолютно легальных скоростях. Не стоит истерить и приписывать автору какие-то дикие грехи, о которых и речи не шло.

4

09.06.2016 23:42
Борис Игнашин

автовождение никуда не денется, это реальный тренд, а не сиюминутный он позволяет не только разгрузить водителя но и дороги, машины могут идти гуськом или даже в сцепке с минимальным расходом энергии, могут подзаряжаться на ходу, можно сократить размер полосы движения до минимума даже на скоростных шоссе, можно отказаться от всех систем пассивной безопасности при достижении нужного уровня активной. В общем, это действительно будущее не на один день.

Это в России машина пока просто символ престижа, в США это уже давно просто транспорт, который возит каждый день тебя на работу, иногда на сотню миль. И лучше, если он это делает сам, потому что поезда очень уж дороги.

3

22.06.2016 21:04

В проблему можно заглянуть и с другой стороны... Я вот например не могу управлять автомобилем по медицинским показаниям, но автовладельцем являюсь, т.к. сейчас без машины не очень и удобно, а живем между прочив в двадцать первом веке. И я двумя руками за реальные автопилоты и заодно можно и ограничения на "водителей" ввести за опасную езду и т.п. ЗЫ. Лошадки в девятнадцатом веке тоже были у большинства...

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings