Спорт для миллионов: тест-драйв бюджетного российского спорткара Shortcut

3105 6 2
Поделиться: 0 1 0 1 0 0
Новый серийный российский спорткар, созданный гонщиками для гонщиков, стоит миллион рублей. И хотя многие заявляют, что запросто сделают подобный автомобиль на коленке вдвое-втрое дешевле, разработчики уверены, что более бюджетного способа ощутить дикий первобытный драйв в спортивном родстере без крыши, дверей, стекол и с открытыми колесами не существует!

Новости о старте новых российских автобрендов чаще всего воспринимаются с улыбкой – сразу на ум приходит гигантский пузырь «Ё-мобиля», грязноватая история с суперкаром «Маруся» и другие подобные проекты. Запуск собственной модели с нуля заводами, не имеющими за плечами многолетних традиций инжиниринга, тоже обычно ничем внятным не кончался – достаточно вспомнить ТагАЗовское «спорткупе» Aquila или «черкесский гелендваген» Derways Cowboy. Про штучное производство мелкими студиями элитных VIP-авто на базе шасси и моторов немецких премиум-марок, но с отечественной «хохломой» снаружи и внутри, и говорить нечего…

Впрочем, в данном случае, все несколько иначе. Проект Shortcut («Шорткат», что переводится, как «кратчайший путь») его создателями анонсируется в качестве сугубо специализированного, сделанного спортсменами для спортсменов. Практика, к слову, вполне жизнеспособная – не секрет, что все крупнейшие современные российские производители туристического, спортивного и прочего аутдор-снаряжения и одежды созданы людьми, вышедшими из соответствующих сообществ, которые частным порядком и в формате кооперативов еще в эпоху СССР шили рюкзаки и комбезы, в первую очередь для себя и друзей по увлечению…

001

Снаружи

Так называемый кузов-«сигара» с внешними открытыми колесами – одна из самых старых компоновок автомобиля, появившаяся ненамного позже первых прото-автомобилей, выглядящих, как кареты с разбежавшимися лошадьми. В автоспорте такая компоновка применяется и по сей день, машины-клоны легендарного британского спорткара Lotus Seven выпускаются разными производителями, как в виде готовых авто, так и в виде «китов» — комплектов для самостоятельной сборки. Производители Shortcut не смущаются сравнением с Lotus Seven, поскольку подробно исследовали его конструкцию при разработке отечественной версии, и не видят ничего зазорного в создании разновидностей – это мировая практика.

005 006

Официально кузов «Шортката» именуется родстером с количеством мест 1 или 1+1. Дверей, разумеется, нет – «вход через верх». Длина автомобиля – 3,22 метра, ширина – 1,59 метра, высота – 1,13 метра по верхним дугам каркаса. Колёсная база составляет 2,26 метра, ширина колеи перед/зад – 1,41/1,34 метра. Снаряжённая масса – менее полутонны, а точнее — 497 кг.

1 / 2
2 / 2

Как и у большинства подобных авто, внутри «Шортката» — трубчатый каркас, обшитый металлом и карбоном. Машина выглядит достаточно стремительно, в некотором изяществе контуров ей не откажешь. Слегка подкачал лишь задок – он выглядит излишне «квадратно», тяжеловесно — эдаким багажным сундуком… Но неудачен он только в одном ракурсе – при прямом виде сзади. Да и, в конце-концов, какая разница, как что выглядит, если ездит машина по-настоящему весело!

007

Система выхлопа, включая «паук», расположена снаружи, по правому борту автомобиля. Звук от нее – действительно спортивный, но выдающий малый класс: не басовитый, а звонкий, задорно потрескивающий.

1 / 2
2 / 2

На машине стоит крошечная головная светодиодная оптика – фактически условная. Впрочем, можно поставить и полноценный свет – на одном из Shortcut-ов я видел на месте светодиодных огней что-то вроде небезызвестных фар-искателей ФГ-16. Задних фонарей и поворотников, разумеется, нет – лишь красная «мигалка» на корме, необходимая для обозначения машины на трассе в дождливую погоду.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Логотип Shortcut:

013

Внутри

Внутри машины… ничего, собственно, и нет. Отсутствует даже кресло водителя – в качестве него выступает так называемый ложемент, который делается индивидуально под каждого пилота. Изготавливается он на первый взгляд весьма просто – гонщика усаживают на полиэтиленовый мешок, в который выпущено несколько баллонов обычной монтажной пены. Некоторое время на мешке придется посидеть неподвижно, а после застывания полиэтилен снимают, лишнее подрезают и оклеивают полученную болванку армированным скотчем (в простейшем варианте) или алькантарой (в варианте более цивильном). Но, по словам механиков команды «Шортката», даже в случае с армированным скотчем ложемент спокойно выдерживает более года активной эксплуатации. Правда, к концу лета все же ожидается возможность установки на Shortcut омологированного алюминиевого кресла-ковша.

014

Перед пилотом находится небольшой замшевый руль Momo — разумеется, без подрулевых переключателей, и специально разработанный и изготовленный для автомобиля прибор, объединяющий в себе тахометр, спидометр, индикаторы давления и температуры масла плюс маршрутный компьютер. Чтобы пилот не отвлекался на цифры во время гонки, по верху прибора идет полукруглая псевдошкала из ярких дискретных светодиодов – это так называемый Shift Light, включающий индикацию при достижении заданных оборотов. Главная его задача – показать, что достигнуты обороты, на которых мотор отдает пиковую мощность, и пора переключать передачу.

1 / 2
2 / 2

Под правой рукой – рукоятка механической КПП (не секвентальной, а обычной), а также кнопка включения системы пожаротушения, основанной на баллоне МАГ-2М, который может включаться как по датчику температуры, так и вручную. И еще, разумеется, крупный красный «ключ» отключения массы на приборной панели, под левую руку.

017

Железо

Максимальная скорость
210 км/ч

Создатели машины пошли по весьма распространенному пути, использовав для «Шортката» максимум унифицированных узлов. Правда, все они серьезно доработаны – мало что использовано «как есть».

Двигатель – продольно установленный атмосферный двухвальный 16-клапанник от Lada Granta Sport, доработанный до получения 184 л.с. Переработанная головка блока, отдельные дроссели на каждый цилиндр (на фото видно, что нет воздушного фильтра, но он будет в дальнейшем), настроенный выхлоп, две прошивки управления для ЭБУ Январь 5.1, обеспечивающие разную мощность: 184 л.с. и 200 Нм на обычном бензине АИ-98 и порядка 194 л.с. и 215 Нм на гоночном бензине АИ-102. Максимальная скорость — 210 км/ч, разгон до 100 км/ч — 4,7 с. При этом расход топлива в гоночном режиме составляет около 25 литров в час.

019

Разгон до 100 км/ч
4,7 с

Для заднего моста донором стал ВАЗ 2101-07, но мост существенно доработали для увеличения жесткости. В корпус редуктора установлен дифференциал повышенного трения от Вал-рейсинг с преднатягом в 5 килограммов. Собственно, доступность и дешевизна главных пар и дифференциалов повышенного трения для «классики» и стали определяющими при выборе моста. У подвески моста имеется регулировка высоты и сжатия/отбоя. Передняя подвеска – на двойных А-образных рычагах. Тормозная система — двухконтурная, с регулировкой баланса из салона. Спереди вазовские диски диаметром 266 мм, сзади – 239 мм.

КПП – условно от вазовской «классики», но фактически от нее только корпус. Все «потроха» заменены, установлена новая кулиса. Свой кардан. Рулевая рейка – укороченная и доработанная, от небольшого авто типа Оки. Обут автомобиль в специализированные трековые шины — популярные у спортсменов полуслики Toyo Proxes R888R размерностью 185/60 R14.

018

Стоимость машины на таком железе – около миллиона рублей, что весьма немало. Поэтому неудивительно, что после презентации автомобиля и первых новостей о нем интернет переполнили язвительные комментарии — дескать, нечто подобное несложно сваять в гараже за 300-400 тысяч, но никак не за миллион… Создатели «Шортката» искренне обижаются на заявления такого рода, уверяя, что их автомобиль – это не просто рама из труб и вазоагрегаты, а серьезные инженерные расчеты, длительные эксперименты по доводке и отладке двигателя и трансмиссии, получение спортивного паспорта РАФ (Российской автомобильной федерации) и другая работа. И что Shortcut за миллион — один из самых бюджетных путей во взрослый автоспорт.

Shortcut – единственный на российском рынке гоночный автомобиль, сочетающий высокую удельную мощность с разумным соотношением цены и сроков производства. Это первый гоночный автомобиль, который можно назвать по-настоящему доступным.

В движении

Главная фишка «Шортката» — минимум «посредников» и «помощников» между гоночным треком и водителем. Поэтому никакой электроники и вспомогательных систем – нет ни гидравлического, ни электрического усилителя руля, нет вакуумного усилителя тормозов, чтобы обеспечить максимальную линейность зависимости тормозных сил на колесах от силы нажатия на педаль. В моторе, разумеется, нет электронного дросселя – честный тросик. О каких-либо системах стабилизации и речи не идет! Поэтому ощущения от вождения обещаются максимально острые, тем более, что удельная мощность злого малыша составляет почти 370 лошадей на тонну…

021

Статьи
Marussia не состоялась из-за менеджмента: российский суперкар глазами конструктора

К.: Как писали в СМИ, главной причиной провала Marussia было то, что финны из Valmet Automotive, которым отдали машину на доводку, якобы сказали, что проект слишком сырой, и его фактически надо переделывать заново. И у...

6341 3 0

Все вышесказанное, вероятно, заставляет бурлить кровь у истинного гонщика. Меня же, как человека, весьма далекого от автоспорта, подобные факты слегка напрягли – тем более, что предстояло мне не просто опробовать динамику машины на пустой прямой, а сделать несколько полных кругов по трассе Moscow Raceway, где вовсю носились тренирующиеся спортсмены российской Митджет-серии, а также многочисленные любители, тестирующие свои заряженные Субару и Порше. Вдобавок ко всему пошел дождь…

С трудом впихнув свою страдающую избыточным весом тушку в гоночный комбез и шлем, прижатый мощными ремнями, я выбрался с пит-лейна на трассу. Ощущения непередаваемые – как карт, только на принципиально более серьезном уровне. Машина, повинуясь легкому нажатию на газ, мгновенно набирает скорость, обладая просто пушечной тягой на 3-4 передачах, на которых фактически и проходится весь круг. Ходы кулисы КПП короткие и четкие, острый руль (от упора до упора меньше 2,5 оборотов), невероятно низкий центр тяжести и очень прогнозируемые и эффективные, несмотря на отсутствие усилителя, тормоза – уже на первых минутах заезда появляется ощущение уверенности, хотя и посадка, и управление насквозь непривычные…

На крутых поворотах S-образной связки меня ощутимо прикладывает левым плечом к каркасу – болезненно, но при этом с полной уверенностью, что Shortcut впишется в вираж. И он действительно вписывается! Очень лояльная к начинающим машина! Однако, словно распознав за рулем чайника, автомобиль пару раз сердито крутанул меня на мокром покрытии — чтобы не забывался и не наглел…

022

История модели

Конструкторское бюро КБ «527» , которое занимается проектированием спортивных автомобилей Shortcut, основано в 2015 году, а в 2016-м приобретено компанией DK Racing, включающей в себя гоночную школу, команду, техническую базу и прочее. Поэтому, собственно, истории как таковой у автомобиля еще нет – финальный вариант «Шортката» появился только-только…

023

Считать его ответвлением в истории «Лотус Севен» и его многочисленных клонов можно, но вряд ли нужно. Наследник многочисленных советских гоночных авто в сигарообразном кузове и с открытыми колесами, коих было немало, от любимой игрушки Василия Сталина «Сокол-650» до многочисленных представителей линейки ХАДИ? Тоже вряд ли, ибо прямого таймлайна отечественной конструкторской спортивной школы в целом нет…

Корректнее сказать, что история автомобиля пишется именно сейчас, и не менее первой «страницы», коей стало создание машины, важна вторая – формирование под «Шорткат» персональной гоночной серии, что и планируют его разработчики. И если в ближайшее время будет создано гоночное сообщество из нескольких десятков владельцев этого «малыша», то дерево отечественного автоспорта получит новую жизнеспособную ветвь.

Понравилась статья? 0 1 0 1 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Простите, как понять "главная пара от ВАЗ 01-07"? Передаточные числа- то разные : 01-4,3; 02- 4,4; 07 - 3,9. Мне опыт подсказывает, что для гоночного ам предпочтительнее пары 4,3 и 4,4 , а лучше 4,44.,желательно при высокооборотном двигателе. И может стоит отказаться от тяжёлого жигулёвского моста в пользу независимой подвески!? В любом случае авторы достойны всяческого уважения и пожеланий творческих успехов.
Удачи вам, друзья!

Sebastian Pereira

Хм... а ведь недавно была Гранта от ТМС-спорт за 749000.

Владислав Округин

Не купил бы, но не потому, что можно собрать что-то интереснее, а потому, что не люблю гонки - люблю только дорожные машины.
И, да, не хватает варианта ответа для тех, кто любит гонки и у кого есть миллион, может из них там уже очередь)

В целом - неплохо, но мост от Жигулей - это днище.

jarni ordet

Тоже напрягает - в части надежности ГП и полуосей
А вот в плане управляемости - так на треках нет особо крупных неровностей, ход подвески небольшой - так что терпимо. Вообще, машинка очень интересная, хоть и стоит немало. Однако если посчитать стоимость постройки авто такого уровня - со всем тестами, доводками - 300-400 тыс там и не пахнет, куда больше. Поэтому желающие построить такое за 3 соточки в гараже - пусть делают, а потом сравнят свою поделку и эту - на треке. Время круга рассудит.

Треки разные бывают. На некоторых автодромах покрытие довольно убитое, а там мост - не есть хорошо.

Главная новость
Новости / Новинки
У кроссовера Hyundai Creta появилась версия Sport

Компания Хёндэ рассекретила новую модификацию своего компактного «паркетника».

3720 0 2
Новые статьи Смотреть все
Статьи / Шины и диски
Покупать Bridgestone в «Колеса Даром» удобнее, быстрее и выгоднее!

Вот уже несколько лет продолжается совместное сотрудничество японского производителя шин «Bridgestone» и российской компании «Колеса Даром», чей фирменный интернет-магазин www.kolesa-darom.ru* представляет полный…

915 0 0
Статьи / Интересно
Риск – благородное дело: как проходит профессиональная динамическая съемка автомобилей

Наш цикл статей, раскрывающих секреты и обратную сторону профессиональных автомобильных съемок, подходит к концу – но подходит на очень яркой во всех смыслах ноте. Мы последовательно выясняли все нюансы: подготовили…

799 0 0
Статьи / Интервью
Хильдегард Вортманн, BMW: прибыльность для нас – цель номер один

Как BMW будет бороться с конкурентами, увидим ли мы в России седан 1 серии, какое будущее у нового кроссовера X7, и зачем BMW такой обширный модельный ряд? Почему немцы не ощущают «кризиса идей», и является ли рост…

1147 0 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 II с пробегом: проблемы коробки-робота и минусы высокой форсировки

По меркам премиальной машины Volvo S60 2 поколения отнюдь не кажется разорительной покупкой. Во всяком случае, кузов отлично защищён от коррозии, и салон держится молодцом. Правда, фары получились проблемными, подвеска –…

2066 3 4
Выбор авто / Подержанные авто
Volvo S60 II с пробегом: дорогая оптика и проблемная электрика

Вскоре выйдет уже третье поколение среднеразмерного седана Volvo S60. Наверное, настало самое время проанализировать, как проявила себя машина второго поколения. Во всяком случае, причины заняться её изучением есть.…

2700 0 5
Выбор авто / Подержанные авто
Honda CR-V lll с пробегом: не совсем полный привод и утечки масла из ДВС

У Honda CR-V есть целая армия поклонников. С одной стороны, это правильно: хороший кузов, мало подверженный коррозии, надёжные коробки и моторы, практически беспроблемная электрика… Всё это у Хонды есть. Но с другой…

3049 7 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Экипажу приготовиться к взлёту: тест-драйв Ikarus 55 Lux

Может, сорок лет назад автобусы не были такими удобными, как современные. Не было в них кондиционеров, в них могло потряхивать, был слышен звук моторов… Но многие из автобусов прошлого были невероятно красивыми и…

14804 8 0
Тест-драйвы / Одиночные
Пост принял: тест-драйв Volkswagen Tiguan

Отслужив в трудных российских условиях «десять лет беспорочной» с момента начала выпуска в 2007 году, единственный компактный кроссовер в модельном ряду Volkswagen сдал пост преемнику – второму поколению. Сменщик…

14331 11 3
Тест-драйвы / Одиночные
Молодым и энергичным: тест-драйв нового Kia Rio

О чем вы думаете, когда кто-то упоминает Рио? О карнавале, «Самбодроме» в районе Эстасио, ритмично гремящих маракасах, красивых смуглых девушках в смелых и экзотичных нарядах и атмосфере праздника, пронизывающей этот…

10832 3 4
Обзоры и тесты гаджетов
Гаджеты / Радар-детекторы
Активный антирадар – что это такое и как работает?

Активные антирадары-подавители, которые глушат сигналы "гаишных" радаров – об этих устройствах регулярно заходят разговоры в любом автосообществе. Но большинство бесед крутится вокруг невнятных легенд и смутных мифов,…

35875 0 0
Статьи / Технологии
Личный экономист, охранник, инструктор и диагност: тестируем универсальный автогаджет

Автомобильные сигнализации в их классическом понимании уступили место продвинутым многофункциональным системам, объединяющим в себе мощный охранный потенциал и «страховую телематику», дающие скидки на КАСКО до 50%,…

6923 10 10
Гаджеты / Видеорегистраторы
Cтарый новый приятель: обзор видеорегистратора Mio MiVue C335

Компания Mio для многих - старый приятель! С ней в начале 2000-х мы осваивали первые умные карманные гаджеты - когда еще не существовало смартфонов, модного слова «android», а мобильным устройством от Apple был лишь…

8160 0 6
Военная техника
Статьи / Военная техника
Непризнанные шедевры: уникальные военные автомобили из Белоруссии

Подавляющую долю мощного потока военных автомобилей, над которыми по заданиям Министерства обороны СССР трудились сотни секретных КБ и заводов, представляли собой экспериментальные поисковые конструкции, созданные в…

23530 2 0
Статьи / Военная техника
Незаметные труженики войны: автомобили-карлики в Советской армии

В самые трудные годы изоляции и «железного занавеса» советские конструкторы не имели равных по числу смелых творческих идей и уникальных опытных разработок, которые негласно находились в авангарде мирового прогресса.…

12142 1 0
Статьи / Военная техника
Секретный советский приоритет: активные военные автопоезда

Преодолев трудный процесс проектирования и испытаний опытных образцов активных автопоездов, о которых мы рассказывали в предыдущем материале, уже в 1960-е годы на головных советских автозаводах удалось наладить выпуск…

18800 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Советская мощь: все автомобили с V8 из СССР

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и…

29876 1 24
Статьи / История
От практичности к эстетичности: кристаллическая революция дизайна ŠKODA

На протяжении всей своей истории автомобили ŠKODA были примером «техники для человека», причем человека семейного, практичного и активного. В истории рекламной фотографии наглядно отражен важный факт: эволюция марки –…

6868 0 12
Статьи / История
Ой, мороз, мороз: история автомобильного кондиционера

Мы уже рассказывали о том, как в автомобилях появилась «печка». Процесс этот был долгим и сложным, но с появлением тепла в машине не закончились попытки сделать её ещё более комфортной. Ведь всем известно, что изнеженный…

7974 9 9
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?