Тридцать два года "зубилу": ностальгический тест-драйв ВАЗ-2108

Тридцать два года – зрелый возраст. А для автомобиля – так и вовсе солидный: в Германии машины, перешагнувшие рубеж трёх десятилетий, официально считаются олдтаймерами. Тем удивительнее воспринимать в этом амплуа "девочку восьмидесятых" – вечно молодую и задорную вазовскую "восьмерку". Однако именно ровно 32 года назад, 19 декабря 1984 года, с главного конвейера Волжского автозавода в пуско-наладочном режиме сошел первый ВАЗ-2108.

Мы неоднократно вспоминали факты, связанные с историей первого тольяттинского переднеприводника: раскрывали роль немецкой компании Porsche в разработке Спутника, сравнивали «восьмерку» с немецким Volkswagen Scirocco MKII, изучали участие в судьбе проекта «Гамма» ряда западных компаний, рассматривали дилерские модификации и евро-Самару под названием Baltic, малолитражную версию ВАЗ-21081 с двигателем объемом 1,1 литра, спортивные варианты, исполнения с открытым верхом и даже Самары с дизельным мотором! Но лучший способ сблизиться с именинницей – это «погрузиться в историю» буквально, в прямом смысле. То есть, прокатившись на прекрасно сохранившемся экземпляре с полным набором «зубильных регалий и артефактов».

Ценность подобных «нетронутых» машин в том, что именно такой вариант и позволяет в полной мере прочувствовать хотя бы часть эмоций, которая переполняла советских автомобилистов тридцать с лишним лет назад. Конечно, с поправкой на то, что после современных автомобилей нам уже все равно не испытать в полной мере того, что ощущали водители в СССР, севшие за руль «зубила» после обычных Жигулей.

Во-вторых, до наших дней в подобном «сохране» добрались считанные экземпляры – в отличие от «классики», Спутник обычно приобретали молодые и активные автомобилисты, которые нередко умудрялись «укатать» свой автомобиль еще до распада СССР. Вдобавок многие детали и компоненты (особенно пластик!) ВАЗ-2108 оказались куда менее долговечными и прочными, чем на заднеприводных моделях. А если добавить непреодолимое стремление к «тюнингу» и доработке Самар, вылившееся в целую индустрию субкультуры по их беспощадному «заколхоживанию», то становится ясно, почему из почти миллиона выпущенных «восьмерок» в околозаводском состоянии пребывают единичные автомобили.

2108-84
Первый ВАЗ-2108 на ВДНХ в 1984 году…

Немного истории

Массовый выпуск ВАЗ-2108 начался в 1985 году, когда было изготовлено несколько десятков тысяч автомобилей. Экземпляры до 1987 года считаются «ранними», поскольку они отличаются от более новых Самар некоторыми деталями – в частности, двухцветным интерьером с коричневой панелью приборов, «длинными» ручками на дверной обивке, «шестидырчатым» передним бампером и другими мелочами.

vaz-2108-9
2108-15
28
ВАЗ-2108 на заводском конвейере

Ранний салон с длинными ручками – предмет особого вожделения ценителей аутентичных Спутников
Ранний салон с длинными ручками – предмет особого вожделения ценителей аутентичных Спутников
Предсерийный прототип ВАЗ-2108. Обратите внимание на форму обивки и внутренние ручки, заходящие на верхнюю часть дверной карты
Предсерийный прототип ВАЗ-2108. Обратите внимание на форму обивки и внутренние ручки, заходящие на верхнюю часть дверной карты

Коричневый салон продержался на конвейере до 1989 года, причем интерьер такого цвета первые лет десять-пятнадцать считался очень непрестижным, в связи с чем владельцы ранних «восьмерок» всеми способами пытались перейти на «серый салон» – как путем замены деталей, так и методом банальной перекраски элементов интерьера. Еще один признак «олдскульных» Самар – так называемое короткое крыло, то есть специфическое решение передней части с пластиковой облицовкой-«лыжей» вокруг фар, вследствие чего крылья не доходили до решетки и оптики. «Короткокрылки» выпускались до 1995 года, после чего все Самары начали сходить с конвейера с передней частью ВАЗ-21093.

vaz_2108__samara__2
vaz_2108__sputnik__11
Ранний ВАЗ-2108
Советская пресса активно освещала выход на рынок принципиально новой модели ВАЗ с приводом на передние колеса
Советская пресса активно освещала выход на рынок принципиально новой модели ВАЗ с приводом на передние колеса
2108-spb
Прохожие рассматривают новенький ВАЗ-2108 на улицах Ленинграда (1985 год)
Постановочное фото, снятое в Куйбышевской области в канун 1985 года: Дед Мороз, сотрудник ГАИ и новая модель ВАЗ. Обратите внимание на редкий «шестидырчатый» бампер, характерных для автомобилей первых двух лет выпуска
Постановочное фото, снятое в Куйбышевской области в канун 1985 года: Дед Мороз, сотрудник ГАИ и новая модель ВАЗ. Обратите внимание на редкий «шестидырчатый» бампер, характерный для автомобилей первых двух лет выпуска

Советский покупатель принял «восьмерку» настороженно. Смущало как отсутствие задних дверей, затруднявшее посадку-высадку пассажиров, так и не лучшая практичность переднеприводного первенца. Ведь по сравнению с Жигулями Спутник оказался довольно тесной машиной (особенно на заднем сиденье), да и объем багажника подкачал. Однако первое впечатление оказалось обманчивым: «восьмерка», невзирая на скромный литраж 1 300-кубового моторчика, сразу покорила многих автомобилистов незаурядными динамическими качествами и отменной управляемостью. В том, как новая модель «стояла на дороге» и «облизывала повороты», по признанию современников, было что-то мотоциклетное. Именно поэтому молодое поколение уже в конце восьмидесятых годов относилось к «восьмерке» с благосклонностью и уважением, включая крепко слаженную аудиторию «повышенной четкости».

Интересно, что одним из первых ВАЗ-2108 на закрытом показе увидел кубинский лидер Фидель Кастро, а в числе покупателей «восьмерки» ранних выпусков была жена первого и последнего советского президента Раиса Максимовна Горбачёва.

Фидель Кастро за рулём ВАЗ-2108 на закрытом показе (декабрь 1984 года)
Фидель Кастро за рулём ВАЗ-2108 на закрытом показе (декабрь 1984 года)

«Незримая тень Porsche», о которой мы детально рассказывали, способствовала успеху модели и на внешних рынках. Германия, Франция, Югославия, Бельгия, Голландия – во всех этих странах «восьмерка» нашла своего покупателя. Более того, в конце восьмидесятых годов Самары можно было встретить (и купить) даже в Англии, Австралии и… Канаде! А 9 октября 1986 года на ВАЗе был собран 10-миллионный автомобиль. Им стал, разумеется, ВАЗ-2108.

Снаружи: я задыхаюсь от нежности, от твоей-моей свежести

Снаружи «советский Делореан» смотрится стремительно даже на исходе 2016 года. Характерный силуэт мог бы выглядеть еще спортивнее – как у немецкого аналога с «ветреным» названием Scirocco. Однако из-за высокой посадки кузова между колесами и арками образовался немалый зазор, который не лучшим образом влияет на общее впечатление. Ситуацию немного исправляет «заводское занижение» – то есть, установка пружин от версии, предназначенной для европейского рынка.

При внимательном осмотре безупречного экземпляра 1990 года выпуска замечаешь некую «небрежность» общей стилистики, упрощенность архитектуры, что ли. Отдельные элементы вроде пресловутого «клюва» или голых болтов крепления колеса на ступице выглядят вполне достойно лишь потому, что сам автомобиль восьмого семейства в оригинале уже на уровне подсознания воспринимаешь как привет из прошлого – того самого, где горы были выше, а мороженое вкуснее.

Но ведь неслучайно на «дилерских» модификациях для западного рынка диски прятали за аккуратными колпаками, а «носатую» решетку меняли на деталь более скромного вида.

Да и советские владельцы первым делом стремились заменить «попугайский нос» любой доступной альтернативой, включая распиленную «решетку» от ВАЗ-2107… Именно поэтому до наших дней с родным «выражением лица» дожили считанные экземпляры. Тем более, что многие из «короткокрылок» в процессе эксплуатации претерпевали вынужденный (или не совсем) рестайлинг – установку так называемых длинных крыльев и капота в сочетании с соответствующей решеткой. Наша «восьмерка» щеголяет не только родным передком, но и щеточными очистителями фар – была у Спутника и такая «опция»! Правда, даже в советские времена встретить её можно было разве что на реэкспортных автомобилях, да и то далеко не на всех.

Внутри: я помню все твои трещинки

Пристальный осмотр советской «восьмерки» даёт представление о том, почему в конце восьмидесятых в СССР так уважали подержанные иномарки, поток которых хлынул в огромную страну со всех сторон – и с запада, и с востока. На фоне того же «Гольфа» или «Кадетта» ВАЗ-2108 в аутентичном состоянии немного грубоват в мелочах, да и зазоры великоваты. Впрочем, не будем ханжами и попробуем представить эмоции новоиспеченного владельца, который после нескольких лет ожидания в очереди получил наконец заветную «открытку» и приобрел за восемь с половиной тысяч рублей вожделенную машину, да еще новой модели.

Так за что же её любили? Взявшись за дверную ручку с характерным «фольксвагеновским» язычком, открываем массивную «калитку». Для этого сначала потребовалось вставить в замок пусть и отдельный, но уже вполне современный по конструкции симметричный ключ, который заведует замками дверей и багажника, в то время как заводится Спутник отдельным «ключиком» с характерной пластиковой головкой.

Воспоминания о будущем: вплоть до конца 2013 года точно такие ключи прилагались к каждой новой Самаре-2
Воспоминания о будущем: вплоть до конца 2013 года точно такие ключи прилагались к каждой новой Самаре-2

Центрального замка, разумеется, нет. Как и электроприводов зеркал, стёкол, подушек безопасности, кондиционера и прочих излишеств. Впрочем, что вы хотели от доступной машины середины восьмидесятых годов прошлого века? Справедливости ради отметим, что в одноклассниках вроде VW Golf MK II и Opel Kadett E базовое оснащение столь же скудное, как и у Спутника. Правда, закрывались двери немецких машин с куда более благородным звуком, в то время как длинные «ворота» Самары захлопываются с характерным металлическим щелчком.

В первые годы «восьмерку» нередко называли «аквариумом» из-за большой площади остекления. Действительно, интерьер вызывает ощущение «воздушности» и простора, хотя чрезмерным запасом пространства машина длиной 4 006 мм и шириной 1 650 мм похвастать не может.

WP_20150925_14_52_31_Pro-2
Чтобы самостоятельно выбраться наружу, заднему пассажиру нужно было откинуть спинку переднего сиденья и дотянуться до дверной ручки

По современным меркам у ВАЗ-2108 просто превосходная обзорность – стойки тонкие, мертвых зон нет вообще, а если хорошо повертеть головой, то в поле зрения попадает чуть ли не задний номер. Правда, на большинстве Спутников первых лет производства отсутствовали правое наружное зеркало и задний «дворник», поэтому перестроения в оживленном потоке вызывали у жителей больших городов определённые затруднения. Именно поэтому со временем большинство пожилых «восьмерок» обзавелось вторым зеркалом заднего вида – опять-таки, в ущерб аутентичности.

IMG_9401
IMG_8708
До 1987 года салон «восьмерки» выглядел именно так

Оказавшись за рулём, вспоминаешь характерную «лежачую» посадку водителя. Удобно будет далеко не всем «пилотам», поскольку рулевая колонка довольно глубоко задвинута внутрь салона, а педаль газа словно попала в ловушку между педалью тормоза и пластиковой накладкой центрального тоннеля. Впрочем, серьезных претензий к эргономике нет, разве что привлекательные с виду сиденья на деле довольно плохо держат спину, а со временем еще и начинают впиваться в позвоночник какой-то неведомой деталью каркаса. В нашем случае, правда, интерьер пребывает практически в первозданном состоянии, разве что обод руля блестит так, словно эта «восьмерка» цвета «сафари» проехала не 50, а 150 тысяч. Но всему есть своё объяснение.

Аутентичный интерьер коричневого цвета с мягкой капровелюровой обивкой сидений словно переносит обитателя на тридцать лет назад – в ту самую середину восьмидесятых, когда Михаил Сергеевич еще только запускал свою разрушительную перестройку, а в салоне новенького Спутника звучало что-то из «Весёлых ребят» или первых трёх альбомов Modern Talking, вышедших как раз в период с 1984 по 1986 годы.

Радиоприёмник «Блюз» — в числе рекомендованных для ВАЗ-2108
Радиоприёмник «Блюз» – в числе рекомендованных для ВАЗ-2108

Внимательный и хорошо разбирающийся зритель заметит особенности раннего «восьмерочного» интерьера – так называемые длинные ручки на оригинальной дверной обивке. Да, салоны первых Самар отличались в мелочах – стрелки комбинации приборов были оранжевыми, а не белыми, спинка заднего дивана иногда не имела вертикальных прострочек, а дверные «карманы» и «мыльницы» по виду отличались от деталей интерьера более поздних лет выпуска.

Относительно тонкое рулевое колесо имеет мягкий обод с удобным профилем, а его единственная спица и скромная по размеру «сигнальная» накладка на ступице обеспечивают превосходный доступ к другим органам управления, среди которых есть и гидрокорректор фар. В глаза бросается «четырехступенчатая» схема переключения передач – действительно, вплоть до начала девяностых годов пятая повышающая передача на ВАЗ-2108 с «родным» двигателем объемом 1,3 литра была скорее исключением, чем правилом.

10
IMG_4295
Большинство «восьмерок» первых лет выпуска оснащались «четырехступкой»

Справа под рулевой колонкой притаился «подсос» – привод управления воздушной заслонкой, причем с соответствующей световой индикацией в комбинации приборов. Помнится, из-за особенностей конструкции оранжевый индикатор на многих Спутниках светился даже при полностью закрытой заслонке…

Комбинация приборов была очень информативной и отличалась наличием вольтметра и эконометра, в то время как тахометр отсутствовал. Блок контрольных индикаторов сгруппирован слева от спидометра.
Комбинация приборов была очень информативной и отличалась наличием вольтметра и эконометра, в то время как тахометр отсутствовал. Блок контрольных индикаторов сгруппирован слева от спидометра.

Центральная консоль – мечта минималиста. Горизонтальные дефлекторы системы вентиляции, трехпозиционная клавиша управления наружным светом, кнопки включения «аварийки» и обогрева заднего стекла и… всё! Из «удобств» – лишь пепельница с прикуривателем да скромный радиоприёмник.

WP_20150925_14_41_58_Pro
WP_20150925_14_42_21_Pro-2
Радиоприёмник «Былина» нередко встречался в салонах советских «восьмерок»

Двигатель оживает очень быстро и работает «на подсосе» весьма устойчиво с первых минут после запуска. Правда, салон наполняется ощутимыми вибрациями, которые на месте не проходят практически никогда. Путём кропотливой регулировки карбюратора и поиском оптимальных холостых оборотов можно было добиться уменьшения неприятного эффекта, но из-за наличия демпфера в «длинной» рулевой колонке и отсутствия задней правой опоры силового агрегата в той или иной мере вибрация на холостом ходу проявлялась практически на любой «восьмерке».

1300-кубовый двигатель славился своим «боевым» характером. Черный непрозрачный бачок омывателя на серийных ВАЗ-2108 практически не встречался.
1 300-кубовый двигатель славился своим «боевым» характером. Черный непрозрачный бачок омывателя на серийных ВАЗ-2108 практически не встречался.

На ходу: пою твои-мои песенки

Впрочем, нечего стоять на месте с включенным двигателем, ведь это же «почти Porsche»! С первых же минут вспоминаешь, за что «восьмерку» любили и презирали одновременно. Острый руль с ярко выраженным стремлением к возврату в ноль, резкие реакции шасси, «задорный» характер мотора – все это настраивает на боевой лад! Правда, 1 300-кубовый двигатель начинает хорошо тянуть лишь после прогрева, а некоторая нехватка крутящего момента снизу по сравнению с более поздними «впрысковыми» Самарами ощущается водителем очень хорошо. Ситуацию усугубляет не лучший подбор передаточных чисел с довольно короткой первой передачей и «отодвинутой» от неё второй. Если попытаться выиграть светофорную гонку у соседей по потоку, «силовое» переключение чревато хрустом синхронизатора. Зато в обычных режимах машины с «четырехступкой» выгодно отличались от более поздних Самар практически беззвучной трансмиссией, которую предписывалось заправлять… моторным маслом! Вы не ослышались: вместо трансмиссионки стандарта GL-4 коробка Спутника работала на обычной минералке вязкостью SAE 15W40. При этом без каких-либо вмешательств агрегат спокойно выхаживал 150-200 тысяч километров – особенно, если водитель не злоупотреблял стартами с «лаунч-контролем».

Великолепная шестёрка: почему ВАЗ-2106 был лучшей моделью Жигулей Среди всего разнообразия заднеприводных автомобилей ВАЗ у каждого истинного «жигулиста» есть своя любимая модель: кому-то нравятся наивно-круглофарные «копейки», другие любят более угловатые...

Пересев с «классики» на ВАЗ-2108, многие водители недоумевали по поводу того, что «печка» функционирует только при включенном электродвигателе вентилятора. Действительно, воздух в салон самотёком практически не поступает, поэтому первая скорость «климата» во время езды должна быть включена как летом, так и зимой. Сам отопитель, к слову, на «низкой панели» весьма эффективен, но на многих машинах работает по принципу «триггера» – либо жарит на полную, либо ничего.

Конечно, даже идеальная «восьмерка» не отличается высоким уровнем комфорта. И дело отнюдь не в конкретном экземпляре, который «вылизан» практически до уровня «забугорных» модификаций. Салон не только тесноват, но и «музыкален» – на неровностях формованные пластиковые детали живут своей жизнью, потрескивая и поскрипывая в такт работе подвесок. С «разговорчивостью» интерьера владельцы боролись как могли – подклеивали поролон и «антискрип», крепили обивку «напрямую» мощными саморезами, безвозвратно её при этом уродуя… Справедливости ради заметим, что недеформированные панели дверей и боковин ВАЗ-2108 вполне надёжно фиксируются на металле с помощью стандартных пластиковых клипс – тех самых «ёжиков», ставших настоящей притчей во языцех. Просто клипсы нужно менять постоянно и вставлять их в сопрягающиеся детали точно отработанным движением. Ловкость рук и точность ударов – вот какими качествами должен обладать сборщик «зубильного» интерьера.

Зато как она едет! Под нагрузкой прогретый двигатель просто поёт, наполняя салон хорошо знакомым тембром. Отсутствие тахометра совершенно не мешает, ведь мотор не только слышен, но и прекрасно ощущается водителем через органы управления – в частности, «моментальную» педаль акселератора.

Поверьте, звук хорошо отрегулированного и «плотно» собранного двигателя восьмого семейства ласкает слух не хуже рядной баварской «шестёрки». Просто обертона у него другие.

С первых же метров понимаешь, за что «восьмерку» когда-то называли «Порше для нищих». Казалось бы, всего 64 «лошадки» и какая-то сотня ньютон-метров крутящего момента, обеспечивающие отнюдь не «суперкаровские» 16 секунд до сотни и 148 км/ч «максималки».

Однако этот автомобиль на удивление качественно конвертирует свои небольшие активы в положительные эмоции водителя. При этом «восьмерка» лишена зубодробительной жесткости и необузданности, а на откровенно хулиганские действия рулем и акселератором реагирует лишь заметными кренами и сносом передка вправо. Да, длинноходный механизм выбора передач не отличается высокой точностью, «ватные» тормоза тяжеловаты, а чувствительная «баранка» местами норовит вырваться из рук пилота – особенно, если он не привык к своеобразности настроек рулевой рейки Самары.

lada_samara_3
vaz-2108_sputnik_predserijnyj_2
Лучше ваших кроссоверов: в руках опытного водителя «восьмерка» творила чудеса, невзирая на привод только на передние колеса

Зато у водителя есть четкое понимание того, что он управляет «лампово-тёплым» автомобилем аналоговой эпохи – и не допотопной телегой, а машиной с хорошими повадками и вполне «породистыми» манерами. Возможно, именно поэтому «восьмерку» всегда любили как профессиональные гонщики, так и псевдоспортсмены первой дворовой лиги. А ведь еще можно вспомнить отличную проходимость «восьмерки» даже на каких-нибудь заурядных шинах вроде родной для этой модели резины БЛ-85, на которой в советские времена ездили и летом, и зимой.

Не стареют душой ветераны: тридцать лет за плечами ВАЗ-2108 при общении с этой моделью совершенно не чувствуются. Напротив, в задорных повадках автомобиля постоянно ощущается горячая энергия молодости, благодаря чему и сам словно сбрасываешь два-три десятилетия, возвращаясь во времена, когда точно такие новенькие «восьмерки» бегали по дорогам одной огромной страны от Закарпатья до Сахалина.

Даже сегодня «восьмерка» воспринимается на удивление актуальным транспортным средством – в отличие от архаичных Москвичей и Жигулей, в поведении тольяттинского переднеприводника нет ничего такого, что радикально отличало бы его от современных автомобилей этого класса. А в отсутствии различных электронных «ошейников и удавок» есть своя прелесть: управляя Спутником, кажется, что слоган «с удовольствием за рулем» был придуман отнюдь не в Баварии. А может, все проще, и это всего лишь банальная ностальгия? В любом случае, даже 32 года спустя после начала выпуска «зубило» любит и умеет ездить. Если, конечно, вы «умеете его готовить».

История покупки: назад в будущее

Этот ВАЗ-2108 цвета «сафари» 1990 года оказался не первой «восьмеркой» нынешнего владельца. К третьей итерации Самары Евгений вошел во вкус и захотел стать обладателем так называемого КК – то есть, короткокрылой «восьмерки» первых лет выпуска, от которой бы за версту веяло «стоком и совком».

Примерно такой в мечтах Евгений видел свою будущую «восьмерку»
Примерно такой в мечтах Евгений видел свою будущую «восьмерку»
vaz-2108_sputnik
vaz-2108_sputnik_1
«Зелёная липа» и двухцветный желто-коричневый салон – лучшее из возможных сочетаний, которое хотелось приобрести Жене
«Зелёная липа» и двухцветный желто-коричневый салон – лучшее из возможных сочетаний, которое хотелось приобрести Жене
54
53
52
Такой Сафари нынешний владелец увидел в объявлении на сайте продаж. Учёт – еще советский!

Разумеется, в фаворе были как можно более ранние версии с длинными ручками и прочими артефактами, но… время и программа утилизации сделали своё черное дело. Найти в России приличный живой экземпляр в аутентичном состоянии и без следов неудачных доработок оказалось весьма нетривиальной задачей. Тем не менее, Евгений с честью справился с этим жизненным экзерсисом и, хоть и уже у «перекупов», но отыскал-таки в Подмосковье вариант «из-под дедушки».

84-летний первый владелец этого автомобиля. За двадцать с лишним лет он сохранил «восьмерку» практически в первозданном виде
84-летний первый владелец этого автомобиля. За двадцать с лишним лет он сохранил «восьмерку» практически в первозданном виде

В лучших традициях «капсулы времени», этот ВАЗ-2108 более двадцати лет пребывал в одних руках, а пробег едва превысил сорок тысяч километров. Немаловажно, что при этом по техническому состоянию и комплектации машина была очень близка к полному оригиналу.

Настоящая капсула времени: в бардачке обнаружилась даже заводская защитная накладка, которая должна была защитить дверную кромку новенького Спутника до момента продажи автомобиля
Настоящая «капсула времени»: в бардачке обнаружилась даже заводская защитная накладка, которая должна была защитить дверную кромку новенького Спутника до момента продажи автомобиля
original-18-1
original-18-2
original-18-3

Устранив мелкие недочеты, Евгений задумался над концепцией Сафари, как её ласково называет сам владелец. Просто ездить на «восьмерке» не хотелось, ведь для Жени она была «слишком поздней» – с серым салоном, короткими ручками в салоне и прочими «недостатками» поздних выпусков. После некоторых раздумий решение было найдено – «восьмерку» нужно всего лишь искусственно состарить, заменив нужные детали. Благо, внешне ранние и поздние версии отличались совсем незначительно – в частности, количеством вентиляционных отверстий в бампере, формой окошек в колёсных дисках и прочими мелочами.

Евгений настолько увлекся процессом, что процесс дорестайлинга ВАЗ-2108 перерос в нечто большее – а именно в поиск и коллекционирование чудом уцелевших новых деталей. Точнее, наоборот: попадавшие в руки артефакты и сподвигли к проекту Сафари.

Возможно, мы чего-то не знаем, и где-то в Московской области существует специальный портал, пройдя через который Женя попадает в советский магазин и покупает там совершенно новые детали интерьера, а также различные узлы и агрегаты, включая совсем уж экзотичные артефакты. Однако даже в «те самые» времена любые автозапчасти были дефицитом, поэтому встретить их в свободной продаже тогда было практически нереально.

Новая короткокрылая «морда» советского производства
Новая короткокрылая «морда» советского производства
Зубильная флористика: в первые годы интерьер радовал глаз «разноцветностью» вариаций обивки
Зубильная флористика: в первые годы интерьер радовал глаз «разноцветностью» вариаций обивки

Ремни безопасности для задних пассажиров были далеко не на всех ВАЗ-2108. В вариантном исполнении вместо них стояли заглушки
Ремни безопасности для задних пассажиров были далеко не на всех ВАЗ-2108. В вариантном исполнении вместо них стояли заглушки

Новый (в смысле, купленный в «целлофане») ковер багажника коричневого цвета. Сделано в СССР.
Новый (в смысле, купленный в «целлофане») ковер багажника коричневого цвета. Сделано в СССР.

«Стратегический запас» — совершенно новая головка блока цилиндров ВАЗ-2108. Разумеется, сделано в СССР.
«Стратегический запас» – совершенно новая головка блока цилиндров ВАЗ-2108. Разумеется, сделано в СССР.

Не знаем, как ему это удаётся, но факт остаётся фактом: за последние три года эта Самара перемерила целый ряд различных деталей и аксессуаров первых лет производства, а Евгений в итоге смог собрать еще одну «восьмерку» своей мечты. «Еще одну» – потому что параллельно с Сафари у Жени есть «электроника» – купленный практически новым карбюраторный длиннокрылый ВАЗ-21083 конца девяностых с высокой панелью, в котором реализована диаметрально противоположная концепция – установка максимально возможного для советского Спутника количества заводских опций. Электронная панель приборов, электрические стеклоподъемники, маршрутный компьютер, микропроцессорная система зажигания и даже работающий кондиционер – о, это все заслуживает отдельного рассказа…

Что ж, мечты сбываются. И не только у людей, но и у машин. Уверены, что ставший героем нашего теста ВАЗ-2108 где-то в глубине своего Солекса мечтал вернуться в Тольятти – домой, на родной автозавод. Спустя четверть века этой «восьмерке» цвета «сафари» удалось стать машиной времени, вновь проехавшись собственными шинами ЕX-85 по заводскому треку. Энергия молодости – она такая.

Опрос
А какие эмоции вызывает «восьмерка» у вас?
Ваш голос
Всего голосов:

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
7 комментариев
20.12.2016 20:44
Семён Смирнов

И здесь без деагостинивской модельки не обошлось)) Бежевый салон прекрасен!

6

20.12.2016 22:52
Святослав Тришин

Машина с душой и своей невероятной харизмой, у самого такая. и сейчас из поздней делаю раннюю

16

22.12.2016 00:03
Семён Смирнов

Кстати, девятимиллионным вазовским автомобилем тоже стала "восьмёрка" - 24 мая 1985 года)

7

23.12.2016 00:43
Серж Сарычевъ

Это моя любимая из машин того времени. У меня было 3 восьмёрки и 2 девятки. Последние были инжекторные. Очень скучаю именно по тем вариантам исполнения восьмёрки. Появившиеся 2113,2114 это уже не то, несмотря на то, что в них оставалась та же резвость и управляемость.

3

05.01.2017 07:07

Главный плюс 2114 это её панель приборов )) значительно более тихая, дизайн у всех трёх неплохой, но панель 2114 ещё и функциональнее (кроме отсутствия верхней "полки" на панели).

3

23.12.2016 13:45
Алексей

Я на такой уже 11 лет езжу (ВАЗ 21083 1991 г.в. - экспортный вариант), цвет "мокрый асфальт", КПП-5, движок 1500 кубов.

PS: по нашим "дорогам" убивать иномарку или новую тачку в кредит - дурдом.

6

05.01.2017 07:06

Поэтому надо "убивать" в какой-то мере "эксклюзив"? Уж лучше тогда какую-нибудь Гранту или Приору "убивать".

7

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings