С кондиционером и на пневме: заводские роскошные опции в автомобилях СССР

10042 1 7
Недавно мы рассказывали вам о судьбе Волги с АКПП, которая была снята с серийного производства. Но автоматическая трансмиссия – не единственный «предмет роскоши», который внедряли в серийные и мелкосерийные автомобили советские конструкторы. Как нетрудно догадаться, другие «люксовые» опции вроде кондиционера и электроприводов также появились на считаных моделях представительских лимузинов ГАЗ и ЗИЛ. Впрочем, было и одно исключение…
 

Начало

Впервые автомобильный кондиционер представили в США почти 80 лет назад — это произошло на Чикагском автосалоне в 1939 году. Опциональный «кондишен» на Packard 12 Sedan стоил 274 доллара, то есть почти треть самой машины! При этом агрегат был крайне громоздким и управлялся вручную.

Тем не менее, в пятидесятые годы кондиционер из своеобразной технической игрушки на американских автомобилях превратился в привычное оборудование, которым наряду с автоматом оснащались многие флагманские модели. Несмотря на то, что кондиционер съедал немалую часть полезного пространства багажника и отнимал мощность у двигателя, на просторных седанах с многолитровыми двигателями это чувствовалось не особо. Зато привычные к комфорту американцы могли наслаждаться приятным микроклиматом, а у производителей автомобилей появилось ощутимое конкурентное преимущество.

Статьи / История
Важная птица: история разработки ГАЗ-13 Чайка

Кстати, развенчавший культ личности Сталина Никита Сергеевич Хрущев тоже использовал в качестве транспортного средства американскую технику. В личном пользовании будущего Первого секретаря ЦК КПСС с 1944 по 1949 годы был...

13432 2 21

Как и автоматическая трансмиссия, до определённого момента автомобильный кондиционер в СССР оставался «запретным плодом» — то есть, ни на представительском автомобиле ЗИМ, ни на новейшей Волге ГАЗ М-21 конструктивно он не предусматривался.

Догнать и перегнать США

Существует версия, что толчком к разработке отечественного кондиционера для автомобиля послужил визит в США Никиты Сергеевича Хрущева. Несмотря на противостояние СССР и США и последовавший вскоре «карибский кризис», Генеральный секретарь ЦК КПСС, по его образному выражению, стремился во многом «догнать и перегнать Америку». Это находило практическую реализацию в копировании многих технических и стилистических решений.

Именно поэтому по распоряжению Хрущева советские инженеры тщательно анализировали на американских прототипах не только конструкцию гидромеханической коробки передач, но и устройство автомобильного кондиционера. Ведь в автомобилях высшего класса такая опция была уместна «идеологически», поскольку создавала для «сильных мира сего» комфортный микроклимат при закрытых окнах.

В то время Советский Союз закупил несколько новейших моделей Ford, Dodge, Chrysler, Plymouth и Cadillac, конструкция которых подробно изучалась для того, чтобы будущие Чайка и ЗИЛ по уровню оснащения и комфорта не сильно уступали творениям тех, кому Никита Сергеевич показывал с трибуны «кузькину мать». В первую очередь, инженеры пытались понять и воспроизвести автомат и другие узлы ходовой части и рулевого управления — например, гидроусилитель. Разумеется, при разработке конструкции кондиционера ориентировались также на имеющиеся в наличии серийные автомобили из США — например, Plymouth Savoy, Cadillac Fleetwood 75 и Chrysler Imperial.

Cadillac Fleetwood 75

Лимузин Cadillac Fleetwood 75 стал «донором концепции» для представительских автомобилей ЗИЛ

Cadillac Fleetwood 75 интерьер Cadillac Fleetwood 75 интерьер Cadillac Fleetwood 75 интерьер

Однако ГАЗ-13 кондиционер не получил – считалось, что советские чиновники, которым по уровню положена Чайка, хоть и являются достаточно высокопоставленными, но вполне обойдутся без такой «роскоши». Одно дело – главы министерств и ведомств, а совершенно другое – немногочисленная «верхушка», к которым относились члены Политбюро и лично первый секретарь. Ведь задание по созданию нового представительского лимузина руководство московского Завода Имени Сталина получило непосредственно от Хрущева. Конкретных пожеланий по поводу дизайна и конструкции автомобиля не прозвучало, но впоследствии генсек включил в список нужных ему опций именно кондиционер.

1 / 2
ГАЗ-13 Чайка: гидроусилитель руля, электроприводы стёкол и даже автомат. Но – никакого кондиционера!
2 / 2
ГАЗ-13 Чайка: гидроусилитель руля, электроприводы стёкол и даже автомат. Но – никакого кондиционера!

система вентиляции и отопления ГАЗ-13

На рисунке: система вентиляции и отопления ГАЗ-13 

ЗИЛ-111 предсерийный

Изначально конструкция ЗИЛ-111 кондиционера не предусматривала

При этом «базовый» ЗИЛ-111 установкой кондиционирования воздуха тоже не оснащался! Её в 1959 году получила отдельная модификация, обозначавшаяся как ЗИЛ-111А. Именно этот шестиоконный лимузин стал первым, пусть и мелкосерийным, советским автомобилем с кондиционером, причем отечественной конструкции, хоть и созданной с оглядкой на «американцев».

1 / 5
ЗИЛ-111А – первый советский легковой автомобиль с кондиционером
2 / 5
ЗИЛ-111А – первый советский легковой автомобиль с кондиционером
3 / 5
ЗИЛ-111А – первый советский легковой автомобиль с кондиционером
4 / 5
ЗИЛ-111А – первый советский легковой автомобиль с кондиционером
5 / 5
ЗИЛ-111А – первый советский легковой автомобиль с кондиционером

Имплантация столь необычной для автомобилей тех лет опции потребовала значительных доработок кузова.

Из-за того, что воздуховоды кондиционера нужно было разместить в районе задних стоек крыши, конструкторам пришлось отказаться от панорамного заднего стекла и сделать стойки гораздо более широкими. Каждый пассажир получил собственный «дефлектор» с индивидуальной регулировкой интенсивности обдува. Конечно, установка получилась весьма громоздкой – она занимала немало места в багажном отделении и увеличивала снаряженную массу «сто одиннадцатого» примерно на 150 кг. Прошедший «рестайлинг» ЗИЛ-111Г отличался от первого лимузина лишь «выражением лица», которое зиловские художники-конструкторы подогнали под пожелания Хрущева, попутно избавив эксклюзивную модель от внешнего сходства с более «простонародной» Чайкой ГАЗ-13. Ну а кондиционер на обновлённом ЗИЛ-111 стал стандартным оборудованием, без которого представить себе лимузин для высшего руководства страны было уже невозможно.

ЗИЛ-111Г

На фото: ЗИЛ-111Г

ЗИЛ масштабные модели ЗИЛ масштабные модели

Зиловские лимузины оснащались всеми мыслимыми и немыслимыми опциями, включая кондиционер и спецсвязь

Появившийся во второй половине шестидесятых годов новый лимузин под обозначением ЗИЛ-114 получил три (!) отопителя салона и, разумеется, кондиционер в качестве стандартного оборудования. Причем у задних пассажиров был свой блок управления климатической установкой, поскольку водитель и передний пассажир были отделены перегородкой – что называется, раздельный микроклимат в прямом смысле! Еще одной отличительной особенностью машины, напрямую связанной с «климатом», стали атермальные стёкла бельгийского производства, благодаря которым салон нагревался значительно меньше.

1 / 6
ЗИЛ-114 выглядел гораздо современнее предшественника, но без американских мотивов во внешности вновь не обошлось
2 / 6
ЗИЛ-114 выглядел гораздо современнее предшественника, но без американских мотивов во внешности вновь не обошлось
3 / 6
ЗИЛ-114 выглядел гораздо современнее предшественника, но без американских мотивов во внешности вновь не обошлось
4 / 6
ЗИЛ-114 выглядел гораздо современнее предшественника, но без американских мотивов во внешности вновь не обошлось
5 / 6
ЗИЛ-114 выглядел гораздо современнее предшественника, но без американских мотивов во внешности вновь не обошлось
6 / 6
ЗИЛ-114 выглядел гораздо современнее предшественника, но без американских мотивов во внешности вновь не обошлось

На «укороченной» версии ЗИЛ-117 блок управления кондиционером «переехал» в переднюю часть салона, объединенного в общее пространство.

1 / 2
ЗИЛ-117 – «укороченная» версия «сто четырнадцатого»
2 / 2
ЗИЛ-117 – «укороченная» версия «сто четырнадцатого»

ЗИЛ-117 руль

Несмотря на роскошную комплектацию, эргономика водительского места в легковушках ЗИЛ была, мягко говоря, специфической

В новом поколении зиловский лимузин под индексом 4104 (115) получил два кондиционера, работавших автономно. Как и ранее, за тепло в огромном салоне почти четырехтонной машины отвечали три «печки».

1 / 6
Очередное поколение лимузинов ЗИЛ полностью сохранило прежнюю концепцию, заложенную еще в модели 111
2 / 6
Очередное поколение лимузинов ЗИЛ полностью сохранило прежнюю концепцию, заложенную еще в модели 111
3 / 6
Очередное поколение лимузинов ЗИЛ полностью сохранило прежнюю концепцию, заложенную еще в модели 111
4 / 6
Очередное поколение лимузинов ЗИЛ полностью сохранило прежнюю концепцию, заложенную еще в модели 111
5 / 6
Очередное поколение лимузинов ЗИЛ полностью сохранило прежнюю концепцию, заложенную еще в модели 111
6 / 6
Очередное поколение лимузинов ЗИЛ полностью сохранило прежнюю концепцию, заложенную еще в модели 111

Появившаяся в конце семидесятых Чайка ГАЗ-14 второго поколения в качестве стандартного оборудования получила не только два отопителя, но и кондиционер.

1 / 4
Больше комфорта: второе поколение Чайки в качестве стандартного оборудования получило систему кондиционирования
2 / 4
Больше комфорта: второе поколение Чайки в качестве стандартного оборудования получило систему кондиционирования
3 / 4
Больше комфорта: второе поколение Чайки в качестве стандартного оборудования получило систему кондиционирования
4 / 4
Больше комфорта: второе поколение Чайки в качестве стандартного оборудования получило систему кондиционирования

В отличие от зиловских лимузинов, на Чайке использовали импортное изделие – установку японской фирмы Nippon Denso.

 Чайка ГАЗ-14 схема

 Чайка ГАЗ-14 схема  Чайка ГАЗ-14 схема

Кондиционер Чайки был довольно громоздким, причем часть его элементов разместили в багажном отделении

Довольно громоздкий блок «кондишена» серого цвета располагался в багажнике за спинкой заднего сиденья не случайно: компоновщики исходили из того, что привилегированная прохлада предназначается именно для VIP-персон, сидящих в задней части салона. Именно поэтому отдельных воздуховодов для водителя и переднего пассажира не предусматривалось. Климатическая установка Чайки была весьма эффективной – при -25С две «печки» прогревали салон до +25С всего за 10 минут, а эффективный кондиционер обеспечивал комфортную температуру внутри седана черного цвета даже в самый знойный день.

блок кондиционера ГАЗ-14 производства Nippon Denso блок кондиционера ГАЗ-14 производства Nippon Denso

На фото: блок кондиционера ГАЗ-14 производства Nippon Denso

ГАЗ-14

Кондиционер создавал приятный микроклимат в задней части салона

ГАЗ-14 сидения ГАЗ-14 сидения

Впрочем, Чайку первого поколения кондиционером все-таки оснащали. Правда, не в Горьком, а в Риге, и не обычный шестиоконный седан, а универсал ГАЗ-13С. Специальный заказ на дооснащение в 1982 году поступил из… Вьетнама. На случай войны с Китаем вьетнамцы хотели эвакуировать тело вождя Хо Ши Мина из мавзолея, а в тропическом климате это можно было сделать только в машине с кондиционером, который бы поддерживал внутри салона требуемые +16С. Оснащенные японскими кондиционерами два универсала черного цвета прошли всесторонние испытания в Горьком.

1 / 5
В начале восьмидесятых годов Чайка-универсал прошла необычный «тюнинг» по заказу вьетнамцев
2 / 5
В начале восьмидесятых годов Чайка-универсал прошла необычный «тюнинг» по заказу вьетнамцев
3 / 5
В начале восьмидесятых годов Чайка-универсал прошла необычный «тюнинг» по заказу вьетнамцев
4 / 5
В начале восьмидесятых годов Чайка-универсал прошла необычный «тюнинг» по заказу вьетнамцев
5 / 5
В начале восьмидесятых годов Чайка-универсал прошла необычный «тюнинг» по заказу вьетнамцев

Поскольку в 1988-м производство ГАЗ-14 неожиданно прекратили по распоряжению Горбачёва, этой Чайке судилось стать едва ли не единственной легковушкой ГАЗ советского периода, оснащавшейся кондиционером в качестве стандартного оборудования. Эстафету должна была подхватить перспективная Волга ГАЗ-3105, прототипы которой оснащались климатической установкой с кнопочным блоком управления от… Lancia Thema. Но свои коррективы в печальную судьбу новой Волги внёс распад СССР – горьковскому автозаводу стало не до запуска этой модели.

1 / 5
ГАЗ-3105 планировали оснастить современным климат-контролем с кнопочным управлением и режимом AUTO
2 / 5
ГАЗ-3105 планировали оснастить современным климат-контролем с кнопочным управлением и режимом AUTO
3 / 5
ГАЗ-3105 планировали оснастить современным климат-контролем с кнопочным управлением и режимом AUTO
4 / 5
ГАЗ-3105 планировали оснастить современным климат-контролем с кнопочным управлением и режимом AUTO
5 / 5
ГАЗ-3105 планировали оснастить современным климат-контролем с кнопочным управлением и режимом AUTO

Lancia Thema

Именно такой блок управления климатом от Lancia Thema ставили на опытные образцы новой Волги

Мы уже рассказывали о том, что с самого начала конструкция переднеприводной «восьмерки» производства Волжского автозавода предполагала возможность комплектации кондиционером японской фирмы SANDEN, однако такой необычной опцией оснащались лишь отдельные партии автомобилей, предназначенных для экспорта в страны с жарким климатом – например, Италию, Израиль, Египет и даже Объединённые Арабские Эмираты.

Но не Самарой единой! В начале девяностых годов в советских автомагазинах появились комплекты автомобильного кондиционера «Прохлада» (также известен как «Холодок») для Жигулей ВАЗ-2103/2106, которые выпускал завод им Т.Г.Шевченко из г. Вольнянск Запорожской области. Его интересная особенность — отдельный блок охлаждения с дефлекторами, который монтировался под передней панелью («бардачком») в районе ног пассажира. Именно поэтому о равномерности охлаждения салона говорить не приходилось. Впрочем, эти комплекты кондиционеров начали активно «всплывать» уже в наше время, появляясь в интернет-магазинах — зачастую прямо в заводской упаковке. Однако многие энтузиасты, которые приобрели их, столкнулись как с заводскими дефектами, так и с не самой высокой эффективностью работы такого «кондишена». Аналогичный по компоновке кондиционер для советской «классики» ранее выпускала и японская фирма Hitachi, но по понятным причинам «живьем» в СССР он не встречался.

кондиционер «Прохлада» для Жигулей кондиционер «Прохлада» для Жигулей кондиционер «Прохлада» для Жигулей

На фото: комплект кондиционера «Прохлада» для Жигулей

реклама кондиционера «Прохлада» для Жигулей

Услужливые сервоприводы

Автомат и кондиционер – далеко не все средства, которыми в советских автомобилях для избранных повышали комфорт. И Чайки, и лимузины ЗИЛ в качестве стандартного оборудования оснащались гидроусилителем рулевого механизма, без которого управлять тяжелой машиной с огромными колёсами было бы нелегко даже прошедшим специальную подготовку водителям ГОНов. Правда, эффективный ГУР начисто лишал рулевое управление информативности, но с учетом класса и назначения автомобилей эта особенность никого не расстраивала.

ГУР ГАЗ 13 ГУР ГАЗ 13

По образу и подобию «американцев», и Чайки, и ЗИЛы оснащались гидроусилителем рулевого управления

«Чайка» ГАЗ-13 впервые в истории советского автомобилестроения получила пятидиапазонный радиоприёмник с автоматической настройкой станций, а также электрический привод выдвижной антенны. Более того, боковые стёкла на этом автомобиле также поднимались и опускались с помощью электроприводов!

ГАЗ 13 Чайка ГАЗ 13 Чайка салон

Электроприводы стёкол и антенны, продвинутый радиоприёмник, гидроусилитель руля, автомат и мотор V8 — Чайка ГАЗ-13 заметно отличалась от других советских машин

АВ-68-ЧД-Т

На рисунке: радиоприёмник АВ-68-ЧД-Т

1 / 5
На фото: масштабная модель ГАЗ-13 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
2 / 5
На фото: масштабная модель ГАЗ-13 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
3 / 5
На фото: масштабная модель ГАЗ-13 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
4 / 5
На фото: масштабная модель ГАЗ-13 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»
5 / 5
На фото: масштабная модель ГАЗ-13 производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

ГАЗ 13 Чайка предсерийный салон

Как и на всех других советских лимузинах, конструкция Чайки предусматривала откидные стульчики — страпонтены

конструкция электрического стеклоподъемника ГАЗ-13 конструкция электрического стеклоподъемника ГАЗ-14

На рисунках: конструкция электрического стеклоподъемника ГАЗ-13 (слева) и ГАЗ-14

На ЗИЛ-111 аналогичный радиоприёмник получил вдобавок дистанционное управление с заднего сиденья, а с помощью электричества на этом лимузине двигались не только дверные стёкла, но и стеклянная перегородка внутри салона! На более поздних моделях ЗИЛ добавили и кассетный проигрыватель, причем сначала – в качестве отдельной приставки.

«Чайка» ГАЗ-14 не сильно уступала московским машинам по количеству «наворотов»: 17 электродвигателей заведовали механизмами стеклоподъемников, центральных замков и антенны. Модель получила и современную аудиосистему, состоявшую из стереофонического радиоприёмника VEF Radiotehnika RRR и кассетного магнитофона Vilma, причем управлять ими могли и пассажиры заднего ряда.

1 / 4
По комфорту и оснащению Чайка ГАЗ-14 могла считаться полноценным представительским автомобилем даже в сравнении с зарубежными аналогами
2 / 4
По комфорту и оснащению Чайка ГАЗ-14 могла считаться полноценным представительским автомобилем даже в сравнении с зарубежными аналогами
3 / 4
По комфорту и оснащению Чайка ГАЗ-14 могла считаться полноценным представительским автомобилем даже в сравнении с зарубежными аналогами
4 / 4
По комфорту и оснащению Чайка ГАЗ-14 могла считаться полноценным представительским автомобилем даже в сравнении с зарубежными аналогами
1 / 3
Вторая Чайка получила и весьма современную аудиосистему
2 / 3
Вторая Чайка получила и весьма современную аудиосистему
3 / 3
Вторая Чайка получила и весьма современную аудиосистему

«Ноль пятая» Волга по комплектации должна была соответствовать зарубежным аналогам своего класса. Именно поэтому, кроме климат-контроля, комплектация ГАЗ-3105 включала «полный электропакет», причем электрические регулировки получили даже передние сиденья!

Волга ГАЗ-3105 опытный салон

Волга ГАЗ-3105 должна была получить «полный электропакет»

Ну а так и не ставший серийным ЗИЛ-4102 планировали оснастить такими необычными «фишками», как раздельный электропривод двух секций заднего сиденья и даже… бортовой компьютер с функцией голосового оповещения. «Говорящий компьютер» по заказу ЗИЛа разработали в Германии, но, увы, дальше двух опытных образцов проект не продвинулся.

ЗИЛ-4102 опытный

ЗИЛ-4102 во многом заметно отличался от прежних зиловских лимузинов. Было сделано всего два прототипа, один из которых дожил до наших дней

Пневмоподвеска

Советские легковые автомобили серийно оснащались лишь обычной подвеской с пружинами и рессорами в качестве упругих элементов. Однако разработчики концептуального «автомобиля будущего» НАМИ Компакт-0288 выполнили подвеску небольшой машинки на пневматических элементах, которые позволяли регулировать клиренс в диапазоне от 140 до 200 миллиметров!

НАМИ Компакт-0288

На пневме: конструкторы НАМИ решили применить на модели «Компакт» необычную подвеску с пневматическими элементами 

Не отставали от московских коллег и украинские конструкторы: в подвеске новой модели внедорожника ЛуАЗ-1301 в Луцке планировали использовать пневмобаллоны, что позволило бы изменять дорожный просвет в пределах от 200 до 270 мм. Правда, до практической реализации «советской пневмы» дело не дошло – засветившись на обложке журнала «За Рулем» в 1989 году, в советский период этот автомобиль так и не стал серийным. Ну а те несколько десятков экземпляров, которые все-таки удалось собрать на ЛуАЗе за следующие полтора десятилетия, по понятным причинам были оснащены тривиальными подвесками, полностью унифицированными с ВАЗ-2108 и Таврией.

прототип ЛуАЗ-1301

На фото: ранний прототип ЛуАЗ-1301 (1984 год)

за рулем журнал

В то время, когда новый внедорожник ЛуАЗ «засветился» на обложке журнала «За Рулем», над СССР уже сгущались тучи

ЛуАЗ 1301 опытный

Мелкосерийные ЛуАЗы по конструкции ходовой части заметно отличались от первоначальной задумки луцких инженеров

Гидропневматической подвеской с регулировкой высоты уровня пола рижские конструкторы планировали оснастить и свой перспективный переднеприводный микроавтобус РАФ М2, разработкой которого в 1989 году на конкурсной основе занимались несколько сотрудников ИТЦ РАФ. Однако дальше ходовых макетов варианта от НАМИ, получившего название «Стилс», затея не продвинулась.

макет РАФ-М2 макет РАФ-М2
РАФ-М2 эскиз Сергей Галактионов РАФ-М2 эскиз Сергей Галактионов РАФ-М2 эскиз Сергей Галактионов

Переднеприводный РАФ-М2 хотели выпускать с «пневмой». Эскизы, пластилиновый макет и 3D модель одного из вариантов выполнил дизайнер ИТЦ РАФ Сергей Галактионов

Поделиться: 0 7 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.
Евгений Тапыев

опция была уместна «идеологически», поскольку создавала для «сильных мира сего» комфортный микроклимат при закрытых окнах.

Скорее, это вопрос безопасности, тем более, остекление могло быть пулестойким и опускать его нельзя.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Премьеры
Даёшь 40 градусов! Экспресс-тест и видео нового Haval H9

На конвейер российского завода Great Wall рестайлинговый Haval H9 встанет только в следующем году, в этом – наладят сборку внедорожника со старой внешностью.

7128 3 0
Статьи / Премьеры
Убийца Гелендвагена, но это не точно. Обзор нового EXEED TXL, премиального кроссовера от Chery

Когда в 2017 году показали прототип нового кроссовера от Chery под именем EXEED TX/TXL, многие затаили дыхание: вот это будет бомба! Прошло два года, и стало очевидно, что бомбы не получилось. Не сложилось как-то ни с…

14146 0 0
Статьи / Премьеры
Суровей, вместительней, … дешевле? Новый Mercedes-Benz GLB: обзор и видео

Представив новый GLB на автосалоне в Шанхае, немцы все равно продолжают давить на статус «концепта», чтобы «продать» модель дважды – сейчас и осенью. Однако в том, что модель серийная, сомнений нет никаких – а с тем,…

1954 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: почти беспроблемные силовые агрегаты и лёгкий способ форсировки до 200 сил

Как мы уже узнали из первой части, если владелец Mazda MX-5 не запустил коррозию и не сильно увлекался модернизацией электрики, то даже 10-12-летняя машина может сохраняться в очень приличном состоянии. Не в последнюю…

420 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda MX-5 III с пробегом: неизбежно мокрые полы и сложная, но крепкая подвеска

Mazda в случае с МХ-5 - это как раз “тот парень, который громко рассказал чужую шутку”. Рецепт коммерчески успешного недорогого родстера придумали англичане, а всемирную славу снискали японцы. Нас сегодня, впрочем,…

1018 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Kia Cerato II с пробегом: детские болезни АКП, взрослые болезни МКП и всегда проблемные моторы

Из первой части обзора второго поколения Kia Cerato мы выяснили, что, пожалуй, самым заметным грешком автомобиля является посредственная окраска и антикор кузова. Проблемы по интерьеру, подвеске и электрике обычно…

2833 2 0
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Когда классификация обманчива: опыт владения Lexus RX 300 I

На рубеже девяностых и двухтысячных все наперебой бросились создавать «аболютно новый и уникальный» класс автомобилей, сочетающих легковые и внедорожные качества – SUV. В Mercedes изобрели нечто рамное, а затем начали…

39783 6 0
Тест-драйвы / Одиночные
Включай своё мотовило: тест-драйв Praga V3S

Люблю машины, которые притягивают взгляды. Вот, например, эта Прага: водитель в одной футболке помахал рукой из кабины встречного Renault Magnum… Я бы тебе тоже помахал, браток, но у меня тут нет возможности рулить одной…

16869 10 6
Выбор авто / Подержанные авто
С сердечным приветом от Mustang: опыт владения Ford Explorer IV

Он не слишком стар – ему от роду всего двенадцать лет. Но его облик так резко контрастирует с окружающей автомобильной реальностью, что диву даёшься, как быстро бежит время. Рыночные реалии поставили крест на нем и его…

14765 4 7
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Два провода и немного хитрости: как зарядить телефон в машине без зарядного устройства?

Нет, речь не про беспроводную зарядку, а про то, как можно оживить свой смартфон, если зарядка сломалась, но под рукой есть автомобиль с “живым” аккумулятором. При наличии некоторых умений и терпения выйти из положения…

25960 11 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

20922 43 0
Статьи / Практика
Для машины, лодки и палатки: тест пускового устройства Ritmix RJS-18000

Попавший на наш тест «пускач» Ritmix RJS-18000 – из разряда силовых. Он имеет аккумулятор емкостью 18 ампер-часов, хотя для запуска мотора обычно хватает и вдвое меньшей емкости. Это значит, что мощная батарея работает…

3872 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

56742 2 8
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

40959 0 10
Статьи / Военная техника
Бронированные, санитарные, секретные: неизвестные версии ЗИС-5

Знаменитые трехтонки Московского автозавода имени Cталина, как и легкие полуторки, о которых мы уже рассказывали, пережили все трудности самостоятельной организации серийного производства, а в годы Великой Отечественной…

16449 1 0
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

71248 28 0
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

54946 5 8
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

54214 0 7
Сообщаем, что мы собираем метаданные: cookies и IP-адрес.
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?