Зимняя эксплуатация: как её завести?

11790 2 0
Нынешняя зима выдалась весьма суровой: даже в средней полосе России настоящие морозы – не редкость, а норма бытия. Поэтому многие уже успели столкнуться с неприятным сюрпризом: вместо того, чтобы быстро ожить после поворота ключа зажигания, двигатель «бастует». По закону подлости это всегда происходит в самый «ненужный» момент – утром перед важным собранием либо в темноте и вдали от цивилизации. Причем даже владельцы относительно свежих автомобилей в регионах с умеренным климатом отнюдь не застрахованы от подобных казусов.
 

Предупрежден — значит, вооружен. Если знать, что влияет на успешность запуска двигателя в мороз, проблемы можно избежать.

АКБ

Основная причина, по которой происходит «фиаско», – состояние аккумуляторной батареи. Изрядно поработавшая (или просто разряженная) батарея сможет от силы несколько раз провернуть коленчатый вал, чего не хватит для удачной «заводки». Именно поэтому первое же снижение температуры до -10…15 °С из года в год приводит к толпам «страждущих» в автомагазинах.

Многие современные аккумуляторы оснащены специальным «глазком»-индикатором, который позволяет хотя бы грубо прикинуть состояние батареи. Конечно, гораздо точнее это можно сделать, измерив плотность электролита, но есть два «но». Во-первых, мало у кого есть сам ареометр и навыки обращения с ним, во-вторых, подавляющее большинство современных «акков» выполнены необслуживаемыми – то есть, не имеют резьбовых пробок для доступа к электролиту. Однако такой аккумулятор тоже можно попробовать «оживить» – как минимум, подзарядив его малым током (до 5А) с помощью зарядного устройства. К сожалению, сегодня такие полезные «помощники» стали экзотикой для большинства автомобилистов, хотя польза от «ухода» за аккумулятором несомненна.

1 / 6
Измерение напряжения на выводах АКБ позволяет приблизительно оценить заряженность батареи
2 / 6
Измерение напряжения на выводах АКБ позволяет приблизительно оценить заряженность батареи
3 / 6
Измерение напряжения на выводах АКБ позволяет приблизительно оценить заряженность батареи
4 / 6
Измерение напряжения на выводах АКБ позволяет приблизительно оценить заряженность батареи
5 / 6
Измерение напряжения на выводах АКБ позволяет приблизительно оценить заряженность батареи
6 / 6
Измерение напряжения на выводах АКБ позволяет приблизительно оценить заряженность батареи
В некоторых автомобилях бортовой компьютер также имеет функцию вольтметра

В некоторых автомобилях бортовой компьютер также имеет функцию вольтметра

В сильный мороз (-20…-25 °С) советские автомобилисты практиковали простой, но действенный метод борьбы с холодом – просто уносили аккумулятор в тепло на ночь. Как известно, ёмкость батареи (и развиваемый стартерный ток) прямо зависит от температуры – чем холоднее, тем аккумулятору «тяжелее» выдать номинальные параметры. Существовал еще один «дедовский» способ прогреть электролит – включить на несколько десятков секунд дальний свет, но он подходит лишь в том случае, если АКБ полностью заряжена.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В случае, если аккумулятор проработал 3-5 лет, накануне холодов полезно если не подзарядить его, то хотя бы проверить состояние с помощью специального прибора – они встречаются на многих СТО. Диагностическое устройство позволяет не только измерить напряжение на клеммах АКБ (косвенный показатель степени заряженности аккумулятора), но и сымитировать реальную нагрузку.

Моторное масло

Когда-то в двигатель заливали «сезонное» масло – летнее или зимнее соответственно. Сейчас же любое моторное масло рассчитано на работу в широком диапазоне температур окружающей среды – на это указывают две цифры в индексе SAE.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Чем ниже первая цифра (до буквы W), тем лучше масло приспособлено для работы в мороз. Для большинства регионов России «стандартными» стали масла с индексом вязкости 0W или 5W, хотя на «югах», вроде Краснодара или Сочи, в большинстве случаев хватит даже скромной «полусинтетики» SAE 10W40. Слишком густое масло не только «осложняет жизнь» аккумуляторной батарее, но и заметно ухудшает смазку трущихся деталей мотора. Большое значение имеет температура прокачки – то есть, кинетическая вязкость масла и его текучесть. Ведь на «гуталине» в системе смазки в первые несколько минут после пуска двигатель будет работать фактически «всухую». Если для пуска в морозный зимний день выбрано масло совсем «не той» вязкости (например, минералка SAE 15W40), сразу после запуска может даже не погаснуть лампа аварийного давления масла, поскольку маслонасос не способен прокачать и подать в каналы системы смазки застывшую субстанцию.

1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4

Если не обращать внимания на «железные вопли» двигателя, это чревато задирами цилиндропоршневой группы. Чрезмерно густое масло плохо влияет и на ресурс газораспределительного механизма – в частности, оно может привести к быстрому износу кулачков распределительного вала или стуку гидрокомпенсаторов тепловых зазоров клапанов.

1 / 7
2 / 7
3 / 7
4 / 7
5 / 7
6 / 7
7 / 7

Важно, чтобы масло в двигателе было нужной вязкости и в достаточном количестве! Многие автомобилисты просто забывают о том, что любое моторное масло может расходоваться на угар, что стало настоящим «бичом» отдельных моторов. Загоревшаяся в комбинации приборов «красная маслёночка» – это повод сразу же заглушить двигатель для того, чтобы избежать скорой поездки на эвакуаторе.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Температура двигателя

Практически все особенности зимнего пуска сопряжены, прежде всего, со стартом двигателя после длительной стоянки – например, ночной. Если же заглушить прогретый двигатель, то завести его через короткое время, очевидно, никакой проблемы не составит. Так значит, можно пойти от обратного – сделать так, чтобы мотор не остывал до температур загустевания масла. Осталось придумать, как.

Статьи / История
Квадратная резина и крошащийся чугун: как ездили при –50 °С в 50-е годы

Чтобы было понятнее, о чем речь: какими бы примитивными ни были автомобили в середине прошлого века, они ездили не только в обжитых регионах СССР, но и там, где редко ступала нога человека. В огромной стране таких...

108414 8 42

Первый и самый очевидный способ практикуется водителями на Крайнем Севере: можно просто не глушить машину. Интернет пестрит рассказами о том, как моторы в тяжелых климатических условиях работают по несколько месяцев без остановки, потому что, заглушив двигатель на час-два, его можно уже не завести. Разумеется, среднестатистическому городскому автовладельцу такой способ не подойдет.

«Лайтовая» версия способа по сохранению тепла тоже давно практикуется многими водителями: картонка перед радиатором уже не первое десятилетие украшает автомобили по всей стране. Метод верный и рабочий, но помогает он только в том, чтобы антифриз не остывал во время движения в сильные холода и, соответственно, не охлаждал двигатель и салон. Во время стоянки картонка в удержании тепла, конечно, абсолютно бессильна.

«Хардкорная» же версия, пожалуй, слишком уж бескомпромиссна и даже избыточна для многих современных машин – она подойдет лишь владельцам пожилых машин и жителям Крайнего Севера. Суть проста – вы наверняка не раз видели автомобили в «намордниках», укутывающих всю переднюю часть. По крайней мере, для старых грузовиков, УАЗиков-«буханок» и некоторых Жигулей этот трюк был актуален вне всякого сомнения.

Свечи зажигания

Для того, чтобы топливно-воздушная смесь успешно сгорела в цилиндрах бензинового ДВС, её нужно чем-то поджечь. Старые свечи зажигания с большим износом электродов делают это довольно неохотно, а если прибавить налет и отложения, то нет ничего удивительного в том, что зимой попытка запуска холодного двигателя нередко заканчивается «залитыми» свечами. Особенности зимней эксплуатации (короткие поездки, низкие обороты) и без того повышают вероятность нагарообразования на свечах, а в наше время к ним еще прибавляется «присадочная» неприятность – отложения, связанные с добавками, которые повышают октановое число. Хуже всего, если в топливе присутствует железосодержащая присадка (с ферроценом), из-за которой на электродах образуется красноватый налёт. После этого энергия искры становится заметно ниже, а сама она гораздо охотнее «стекает на массу».

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Не всегда регламентные сроки замены свечей зажигания обеспечивают их работоспособность в мороз. Ведь малейшие отклонения в системах питания и зажигания, а также износ цилиндропоршневой группы могут привести к дополнительным источникам нагара и отложений. Что «здоровья» свечам, разумеется, не прибавляет.

Дизель

Когда-то эксплуатация дизельного двигателя зимой была сопряжена с немалыми трудностями и хитростями. Солярка «парафинилась», масло густело, из-за чего немало «камазистов» по утрам бегало с паяльной лампой, пытаясь как-то разогреть замерзшую топливную аппаратуру. Современных моторов такие «гипотетические» проблемы практически не касаются – конечно, при условии, что в баке находится так называемое зимнее дизельное топливо.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

В остальном запуск «промороженного» дизеля отличается лишь тем, что нужно выждать некоторое время после поворота ключа зажигания, а не сразу вращать коленвал стартером. Если же свечи накаливания неисправны, то дизель может начать «бастовать» и в совсем небольшой мороз. Вообще, исправность всех систем с точки зрения успешности запуска в мороз для дизельного двигателя еще критичнее, чем для бензинового.

mercedes-benz_190_d_1

Статьи / Практика
Прикурил – выбрасывай АКБ: мифы и правда об аккумуляторах зимой

Миф № 1: тяжелый аккумулятор – надежный аккумулятор В среде автовладельцев как нигде популярно мнение о том, что все сейчас делают максимально дешево и одноразово. Металл – «фольга», пластик везде, где только можно,...

107599 9 12

Еще одна проблема моторов, работающих на тяжелом топливе, – компрессия. Поскольку топливно-воздушная смесь в этом случае воспламеняется от сжатия, износ деталей цилиндропоршневой группы имеет огромное влияние на легкость зимнего пуска. Если двигатель давно изношен, то он может терпимо заводиться летом (или в небольшой мороз), но любое мало-мальски серьезное снижение температуры чревато отказом. Иные «горе-дизелисты» умудрялись «таскать на шнурке» умолкший дизель несколько километров до тех пор, пока он не заводился-таки с буксира…

Исправность двигателя

Неправильный угол опережения зажигания, «сбитые» фазы газораспределения, забитые форсунки, «окаменевший» воздушный фильтр, некачественный бензин, старые высоковольтные провода, неисправности датчиков системы управления впрыском и зажиганием – все эти факторы также отнюдь не улучшают пусковые свойства мотора. Бензиновый двигатель с сильным износом цилиндропоршневой группы неважно заводится в мороз по той же причине, что и дизель: из-за упавшей компрессии смесь хуже воспламеняется в камере сгорания. Именно поэтому во время похолодания многие четырехколесные «старички», что называется, «сидят по домам».

«Прикурить» не найдется?

Нередко нужно «прикурить» машину – если не свою, то помочь кому-то. Для того, чтобы завестись с помощью «донора», нужен не только его аккумулятор, но и качественные стартовые провода.

1 / 2
2 / 2

Схема подключения несложная, но её нужно тщательно соблюдать. Сначала подключается провод к плюсовой клемме «донора» с работающим двигателем, затем – к «плюсу» прикуриваемого автомобиля. Минусовую клемму подключаем к минусу «донора» и к «массе» (!) автомобиля с разряженной АКБ. «Масса» – это любая массивная неокрашенная деталь силового агрегата или кузова – например, проушина или верхняя опора.

После подключения нужно выждать несколько минут для того, чтобы АКБ немного «оживился». Одновременно с попыткой пуска мотора нужно увеличить обороты двигателя «донора» для того, чтобы поднять напряжение. Демонтировать провода после «прикуривания» нужно в обратной последовательности, а двигатель «ожившей» машины с разряженной батареей лучше не глушить хотя бы полчаса для того, чтобы генератор подзарядил АКБ.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Поскольку во время «прикуривания» есть риск вывести дорогую электрику автомобиля из строя, лучше дважды подумать, стоит ли это делать. Особенно, если «в активе» – хилые провода неизвестного производителя и малоопытный в таких делах помощник.

Готовимся?

Так что же сделать в преддверии наступающих холодов? Ответы можно получить, буквально пробежавшись по подзаголовкам: готовя автомобиль к зиме, проверьте аккумулятор; взгляните, какой индекс вязкости написан на канистре с остатками масла, которое залито у вас в двигателе; вспомните, когда вы меняли свечи и проверьте их, ну а для полноты картины – проведите диагностику двигателя. Однако даже получив хорошие оценки по всем пунктам, лучше не скупиться на «допинг»: трос и хорошие провода для «прикуривания» лишними не будут. Особенно если зима обещает быть долгой.

Поделиться: 0 0 0 0 Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Удивлен, что наряду с картонкой и намордниками не стали упоминать такой популярный промежуточный вариант, как "автоодеяло".

Индикатор заряда в аккумуляторе это простенький ареометр. Плох он тем что стоит лишь в одной банке аккумулятора, а их шесть. Не редкость ситуация когда индикатор зеленый но в одной из прочих банков есть проблемы а вы этого не видите. В общем проверка нагрузочной вилкой это единственный доступный вариант убедится что аккумулятор заряжен и исправен. Правда покупать ее для себя смысла нет.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
Загадки индексов: почему 403-й Москвич шёл за 407-м и куда пропали 404, 405, 406 и 409?

Советские автомобили 50-60-х годов обычно носили какой-то цифровой индекс, и он не менялся ни при каких модернизациях. Первая «Волга» всегда звалась ГАЗ-21, ну может, в первые годы М-21. Популярный «Газик» всегда звался…

826 0 0
Статьи / Практика
Тепло ли тебе, девица: что делать, если из печки дует холодом

Немолодой автомобиль, как хороший детектив, может радовать многими неожиданными поворотами событий и неожиданными сюрпризами. Некоторые из них носят исключительно сезонный характер. Например, зимой старая машина может…

1891 2 0
Статьи / Автотоп
Готовые к любой зиме: 5 новых внедорожников с самым большим дорожным просветом

В вашем городе выпала трехмесячная норма осадков, а снегоуборочной техники не завезли? За последние три дня вы застряли 6 раз и обтерли днищем все снежные колеи во дворе? Давайте разберемся, сколько денег нужно, чтобы…

19150 7 1
Выбор подержанных авто Смотреть все
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando J309 с пробегом: один хороший мотор и две плохие коробки

Желание купить недорогой семиместный автомобиль часто быстро затухает только из-за отсутствия нормального выбора: на рынке имеется либо что-то слишком дорогое, либо слишком старое. Но ведь есть Orlando! Мы уже…

2347 3 0
Тест-драйвы / Подержанные авто
Chevrolet Orlando I с пробегом: зеркалами не хлопать, кондиционер не выключать

В свое время мода на минивэны обошла Россию стороной, а сейчас этот класс машин заметно утратил популярность и во всём мире. «Спасибо» стоит сказать кроссоверам, которые по мультизадачности применения обычно даже…

3164 3 0
Выбор авто / Подержанные авто
Mazda CX-9 с пробегом: помпа сломает мотор, а гидроблок — коробку

Стоит признать, что если СХ-9 любят, то любят за дело: редко встретишь большой автомобиль с просторным салоном и очень неплохой управляемостью. К тому же этот кроссовер практически не ржавеет и не мучает дорогими…

2752 0 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Вариатировать и околпачить перед смертью: первый тест-драйв Renault Logan Stepway

Ещё в 2015 году в Renault планировали снабдить Logan версией Stepway, однако из-за грядущего рестайлинга от этой идеи отказались: седан с увеличенным просветом и пластиковым обвесом по нижнему периметру кузова…

36766 36 4
Тест-драйвы / Одиночные
Хороший автобус уехал без нас: тест-драйв ПАЗ-672М

Говорят, если много грешить в этой жизни, то в аду можно попасть за руль этого автобуса и возить в нём другие (менее грешные) души от котла к котлу. И каждые сто метров обязательно будет остановка, где придётся открывать…

29695 15 0
Тест-драйвы / Одиночные
Два по 0,75: тест-драйв полноприводной Оки с моторами спереди и сзади

Я ехал по М11 в Тверь из Питера в снегопад и практически ночью. Поводов для всяких мыслей было много, но в голове крутился только один вопрос: зачем? Зачем надо было строить такую Оку? В Твери этот вопрос, можно сказать,…

29100 13 5
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Подогреватель масла и не только: гаджеты советских автолюбителей

Массовость однообразных советских машин, число моделей которых можно было пересчитать по пальцам двух рук, порождала у большинства автолюбителей страстное желание заняться «улучшайзингом» своих автомобилей. А дефицит…

31451 5 0
Гаджеты / Приложения
10 полезных приложений: смартфон в помощь автовладельцу

Продвинутые автовладельцы давно уже используют свои смартфоны в хвост и в гриву – применяют в качестве навигатора, антирадара, для диагностики двигателя, чтения PDF-мануалов по ремонту и многого другого. Давайте…

18543 1 6
Гаджеты / Видеорегистраторы
Обзор флагманского видеорегистратора BlackVue DR590W-2CH: премиум-класс из Южной Кореи

Компания BlackVue – фактически основатель сегмента регистраторов премиум-класса. Именно этот бренд первым придумал миниатюрную цилиндрическую модель и оснастил ее Wi-Fi, что для своего время это было настоящее…

14880 43 0
Военная техника
Статьи / Интересно
А царь-то ненастоящий: как и из чего делают автомобили для кино и парадов

Представьте любой фильм о Великой Отечественной войне, особенно современный. В голове обязательно возникнет образ взрыва и кусков искорёженного металла – иначе сейчас снять не могут. Само собой, взрываются там не…

42607 15 23
Статьи / Военная техника
«Ответ Чемберлену» или как грузовики ЯГАЗ чуть не довели СССР до мирового лидерства

Довоенное семейство почти одинаковых грузовиков Ярославского автозавода не отличалось ни техническими, ни тем более эстетическими особенностями. Да и в Красной армии эти неповоротливые машины не жаловали, доверяя им лишь…

35488 0 4
Статьи / Военная техника
Война списала всё: почему советские полугусеничные машины времен ВОВ считались неудачными

С началом Великой Отечественной войны практически все работы по полугусеничным автомобилям, над которыми долгие годы трудились сотни инженеров и испытателей, окончательно зашли в тупик и были свернуты, лишив Красную…

25707 2 8
История автомобилестроения
Статьи / История
Брат ты мне или не брат: из-за чего началось противостояние АЗЛК и ИЖ

Спор о том, что круче - АЗЛК или ИЖ - среди любителей Москвичей будет актуальным всегда. Отстаивая свои позиции, они могут привести в пользу своей позиции кучу аргументов, а если они закончатся, в ход пойдут…

57891 17 0
Статьи / История
Автовозы, обычные и не очень: как и на чем перевозили автомобили в СССР

В наше время тягач-автовоз с новенькими легковушками стал привычным элементом дорожного потока, ведь дилерские центры в регионах РФ получают немалую часть автомобилей именно таким способом. В Советском Союзе увидеть…

48200 0 1
Статьи / История
Не для простых смертных: мифы и факты о ГАЗ-3102

«Партийно-номенклатурный» ГАЗ-3102 всегда стоял особняком в модельном ряду Волг, хотя и был создан на платформе "двадцать четвёртого" семейства. Ведь этот автомобиль заметно отличался от обычных ГАЗ-24 как внешностью,…

45707 5 8
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?