Излишество или необходимость: пять удивительных многоколесных автомобилей

Что можно сказать про автомобиль, если у него больше четырех колес? Например, то, что он явно выделяется на фоне остальных своих соседей по магистрали. Мы уже не раз приводили примеры подобного транспорта, но так и не смогли однозначно определить, зачем инженеры внедряют третью ось в и без того эффективную конструкцию. На самом деле, причин может быть масса – от раздутой самоидентификации до попытки переосмысления автоиндустрии в целом. Данный материал посвящен наиболее выдающимся попыткам сделать нормой для автомобиля наличие третьей (и даже четвертой!) оси.

Электрический хэтч

Проект с говорящим названием Gasoline/Electric Hybrid был создан предприятием Briggs & Stratton Corp. в 1979 году. Его целью было осмысление эффективности транспорта на альтернативных энергоносителях, в данном случае – электричестве. Карибский топливный кризис заставил многих американских промышленников сыграть на этом поле, где со временем преуспеют лишь единицы. И наши герои – не из их числа.

И все же, к созданию утилитарного хэтчбека на электрическом ходу мистер Бриггс и мистер Страттон подошли со знанием дела. Имея в активе лишь скромное производство двигателей для газонокосилок, эти господа сумели воплотить в жизнь идеи, которые сделали возможным существование современной Toyota Prius и прочих гибридов.

Оригинальные эскизы «электрохэтча» и его будущего шестиколесного воплощения от Брукса Стивенса


Первое, что сделали руководители Briggs & Stratton Corp., отважившись на столь дерзкий проект, – это пригласили промышленного дизайнера Брукса Стивенса, который сумел придумать для него подходящий аэродинамичный кузов. Гибридная силовая установка представляла собой небольшой электромоторчик (8 л. с.) и бензиновый двигатель собственного производства BSC (объемом 700 см³ и мощностью 18 л. с.). Устройство агрегатировалось четырехстепенчатой «механикой».

На суд широкой публики Gasoline/Electric Hybrid предстал в том же 1979-м, на «Import Car Show» в Сан-Франциско. Журнал «Motor Trend» высмеял низкую скорость концепта (55 миль в час) и малый запас хода (до 60 миль), обвинив к тому же его создателей в подражательстве шестиколесным проектам вроде P34 Tyrell. Однако парочка инженеров-энтузиастов не считала, будто может в чем-то себя упрекнуть, ведь на самом деле третья ось нужна была их гибриду для того, чтобы выдержать вес аккумуляторов. Ведь десяток свинцово-кислотных батарей, расположенных в корме машины, имел аж тонну веса! Смещенный центр тяжести представлял реальную проблему во время вождения, зато в смешанном режиме концепт мог одолеть до 200 миль пути.


В настоящее время Hybrid принадлежит музею компании, Briggs & Stratton Powerhouse, что расположен в ее родном городе Милуоки, штат Висконсин


Конечно же, в серию этот автомобиль не пошел. Его производство было слишком дорогим, а итоговая стоимость – неоправданно высокой. Да и управление при такой странной развесовке было далеко от идеального. Даже чтобы просто заставить его остановиться, водителю приходилось прикладывать немало усилий. Фраза, оброненная одним из менеджеров проекта, проливает свет на его технологическую сырость: «мы едва ли не на голове танцевали, придумывая, как заставить эту штуку работать!». И все же, усилия Бриггса и Страттона дали мощнейший толчок исследованиям гибридных авто во всем мире.

Плюсы: Проект Briggs & Stratton Corp. являлся для покупателей воплощенным примером компенсации средств. Со временем гибрид мог не только окупиться, но и начать приносить прибыль. Правда, ожидая этого, можно было запросто состариться или «сыграть в ящик».

Минусы: Дамоклов меч в виде тысячекилограммового груза за спиной превращал любую поездку для водителя в испытание мужества и стойкости. Как ни жаль, но в 80-х американские способы бытовой экономии удобством не отличались и нередко были опасны для жизни…

Шоу-кар по имени «Соник»

Британский бренд Wolfrace, знаменитый колесными дисками, в 1980 году выбрал для рекламы своей продукции необычный концепт. Англичане как раз запустили в производство новую серию колес Sonic, и чтобы качественно презентовать их общественности, отважились на создание шоу-стоппера. Ни о каких традиционных приемах здесь не могло быть и речи – первейшей обязанностью этого автомобиля был захват внимания публики. Поэтому руководить всеми разработками поручили Нику Батлеру, сделавшему себе имя на эффектных хот-родах.


Концепт Wolfrace Sonic был построен на рамном шасси, оснащался задним приводом и дифференциалом Jaguar. Подача крутящего момента на задние колеса осуществлялась через две коробки передач и регулировалась с помощью управляемых электроникой сцеплений


Можно сказать, что в процессе работы Батлер даже переусердствовал. Как истинный американец, он действовал с размахом: взяв за основу супергеройский облик Бэтмобиля, он снабдил концепт не одним, а двумя двигателями Rover V8 (объемом 3,5 литра и мощностью 320 л. с. каждый), при этом серьезно «пошаманив» над техникой управления. Подобной начинки, какую «безумный гений» внедрил в шоу-кар Wolfrace, тогда не знали даже японцы. Сервопривод Drive-by-Wire, каким теперь может похвастаться Infiniti Q50, в 80-м году хоть и с перебоями, но все же работал. По сути, пилот управлял не автомобилем, а бортовым компьютером, который исполнял команды с учетом показателей многочисленных датчиков. Две полузакрытые кабины-монокока при этом являлись автономными, и пилотирование машины могло происходить одновременно из обеих.


В отличие от остальных суперкаров, Sonic обладал не просто броской, а кичливой внешностью. Такие элементы корпуса, как антикрылья или слепые фары есть у всех, зато шестью колесами может похвастаться не каждый!


Первый выход в свет концепта Sonic состоялся на Женевском автосалоне 1981 года. Несмотря на то, что на людях шестиколесные авто уже примелькались, публику этот экземпляр впечатлил. Журнал Autocar грозил производителям пальцем на реверансы в сторону Panther 6, но отметил высокую технологичность проекта и даже включил его в собственный список самых удивительных машин мира. Всего было построено два шестиколесника Sonic – черный и красный. Несколько лет они катались по автомобильным выставкам, а потом вдруг исчезли из поля зрения. Беспощадная штука этот пиар…

Плюсы: Шанс застать «живьем» автомобиль-робот впечатляет – особенно во времена, когда о Трансформерах ничего даже не слыхивали.

Минусы: Наверняка они были, но стерлись из памяти производителей. Хотя цена в £1 млн., предложенная брендом Wolfrace за эту парочку на аукционе 2010 года, настораживает.

Восьмиколесный Octo-Rod

Следующий экземпляр является рукотворным образчиком любительского искусства. Тут вам и детальное проектирование, и моделирование, и ручная сборка, и оптимизация силовых узлов. Да не просто ради убийства времени, а во имя высокой цели – создать идеальный автомобиль. Для этого автор проекта, авиационный инженер Стив Ди, позаимствовал донорские части не из одной, а из семи (!) серийных моделей.


Возможно, ТАК выглядит гроза всех будущих гонок…


Подобно чудовищу Франкенштейна, Octo-Rod Стива собирался по кусочкам. Конструкция, основанная на сильно растянутом шасси от Chevy Monza, обрастала плотью аж с 1982 года. За это время автомобиль обзавелся мегадвигателем, спаянным из двух роторных моторов Ванкеля (а это минимум две раскуроченных Mazda); «джиэмовской» КПП и подвеской, созданной по чертежам самого мистера Ди. Для лучшего сцепления с дорожным покрытием Стив оснастил свой проект даже не тремя, а четырьмя парами колес, где передние – американского производства, а задние, вместе с осями, родом из Jaguar Cars. Кузов этого «осьминога» хоть и заводской штамповки, но также изготовлен по чертежам инженера Ди. При этом стеклопластиковые панели настолько толстые, что выдерживают вес взрослого мужчины, нисколько не деформируясь, если кому-то вдруг вздумалось прогуляться по ним.

Стив собирал этот «автомобиль века» до 1999 года. Все происходило на заднем дворе его дома, где-то в Иллинойсе. Проект был близок к завершению, когда мистер Ди вдруг… скончался. После его смерти Octo-Rod долгое время прозябал в одиночестве, пока не был продан на eBay родней Стива.


Внутри Octo-Rod напоминает кабину всамделишного самолета. Надеюсь, все эти многочисленные тумблеры – не сплошная бутафория.



Новый владелец с энтузиазмом принялся за работу, без конца повторяя, как ему повезло выкупить столь необычный суперкар лишь за $5 000! По его же подсчетам, до этого мистер Ди вложил в свой проект около 100 тыс. «зеленых»… Радует, что дело покойного авиационного инженера перешло в руки такого же автоманьяка: он не только завершил все работы по оснащению «осьминога» и его отделке, но также готовится заявить свой суперкар на любительское ралли в будущем году.

Плюсы: Восьмиколесный Octo-Rod уникален. Он единственный в своем роде, словно бриллиант Кохинур, сверкающий в британской короне.

Минусы: Конечно же, при своих размерах «осьминог» страдает избыточным весом. Даже его двери в стиле «крыльев чайки» настолько тяжелы, что их едва удается вытолкнуть, находясь в салоне. Интересно, что этот зверь покажет на треке?

Patrol для шейха

Да-да, этот экземпляр своего знаменитого внедорожника компания Nissan выполнила по заказу арабского шейха. Все дело в том, что господин Хамад бин Хамдан Эль Нахайя терпеть не может продукцию конвейерной сборки – даже представители ограниченных мелкосерийных тиражей у него не котируются. Но при этом шейх обожает автомобили, особенно дорогих марок, время от времени осчастливливая какую-нибудь из них эксклюзивным заказом. В настоящее время его автопарк насчитывает более шестисот редких и очень странных экземпляров.


«Шпионские» фото восьмиколесника. Официально эта модель так нигде представлена и не была



Но зачем человеку сокровище, если никто не сможет ему позавидовать? Шейх решил исправить ситуацию, выставив свои авто на всеобщее обозрение. Экспозиция получилась обширная, и чтобы уместить все экземпляры на одной площади, Хамаду бин Хамдану понадобилось арендовать целый парк в окрестностях Абу-Даби. Там-то любопытные обыватели и сумели узреть этого невероятного «проходимца» с колесной формулой 8х8. Рядом с подобным песчаным монстром даже шестиколесный Gelandewagen покажется недорослем! О начинке и техническом оснащении даже говорить не приходится – имея в активе такого выгодного клиента, японцы продемонстрировали все лучшее, на что способны.

Плюсы: За сумму более миллиона долларов этот автомобиль, скорее всего, состоит из одних только плюсов. По крайней мере, так считает его хозяин.

Минусы: Внешность этого восьмиколесного монстра имеет все шансы на то, чтобы однажды стать интернет-мемом. Например, о бессмысленном расточительстве…

Недиетический Smart ForTwo

Внешность этого малыша вдохновила и расширила сознание многих автодизайнеров. На какие только эксперименты те не отваживались: и бриллиантами авто посыпали, и превращали его в диско-шар, и крышу отпиливали, и окрас его изменяли… Однако немецкая малолитражка настолько целостна, что выдержала все эти испытания, не растеряв своей фотогеничности. А это лишило сна очень многих. И продолжает лишать до сих пор.


Немецкие специалисты оснастили свою модель двигателем от версии Smart Roadster Brabus мощностью 101 л. с., добавив ее внешности «брабусовского» обвеса: передний бампер, спойлер, фары, подножки и задний бампер, тонированные окна. А вот колеса ателье не «родные» – 16-дюймовые спереди с шинами 175/50, а четверка задних размером 205/45. Машина также оснащена круиз-контролем и R/CD приемником с GPS. Передачи переключаются подрулевыми лепестками.



К примеру, умельцев из ателье Brabus. Те долго вертели кроху, пока не придумали нарастить ей «талию» из платформы обхватом в несколько десятков квадратных сантиметров и дополнительной пары колес. В итоге получился не менее симпатичный пикапчик, устойчивый на дороге и в меру вместительный. На нем, конечно, между двух седанов с ходу не втиснешься, зато кое-чего с собой увезешь. Впервые идея была представлена на Женевском автосалоне 2012 года и быстро разошлась на цитаты. К примеру, германская автоинспекция к модели еще и дополнительный прицеп заказала.


Официально швейцарский концепт называется Smart Fortwo Rinsprind, а его мультифункциональный «рюкзак» – Dock + Go. Его экологичная силовая установка может разогнать малыша до 145 км /ч и увеличить время его автономного хода. Без прицепа электродвижок машинки совсем хилый – всего 34 «лошадки», объемом 25 кВт. Зато в симбиозе мощность устройства возрастает до 71 л. с.



А швейцарская стилистическая «мануфактура» Rinspeed пошла и того дальше, добавив в эко-версию модели ForTwo пристегивающийся двухколесный «рюкзак» со встроенным электродвигателем. Подобная метаморфоза позволила не только использовать прежние плюсы Smart, но и добавила несколько новых. Так, пилотируя малыша в его первозданном виде, владелец всегда найдет, где припарковаться, а для разных тематических вечеринок его можно превратить в грузовичок. Прицеп этот многофункционален, за пару движений трансформируется в мини-буфет, медиа-центр, или просто грузовую платформу. А еще он способен немного прибавить малышу мощности, подпитывая его силовую установку.

Плюсы: Пожалуй, самый миловидный герой нашего хит-парада. Один из тех редких случаев, когда перфоманс выгодно совмещен с практичностью.

Минусы: Как ни странно, цена. За €14 тысяч всегда можно приобрести что-то более похожее на настоящий автомобиль, пусть и на четырех колесах.

Эпилог

Признаюсь: собирая экспонаты для этого выпуска, я неплохо провел время – и посмеялся, и кое-что новое узнал (надеюсь, вы тоже). А еще увидел, как люди отчаянно пытаются выйти за рамки общепринятых правил, и как их идеи разбиваются о волны человеческого неприятия. Возможно, потому, что четырехколесная формула оправдывает себя целое столетие, и лучше ее уже не сделать. Но не все могут это понять, не придумав собственный «велосипед»…


Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
1 комментарий
21.03.2016 18:59
Арман Касымов

Делали, делали, делали.....И сделали недо-Матиз. Феерично


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings