А еще, если вас интересует "гибридная" тема, вы можете прочитать наши недавние публикации, посвященные истории гибридомобилей XIX и XX веков, а также наши расчеты экономии топлива. Ну а мы приступим к обзору льгот. Весьма существенных, надо сказать.
США
Логично было бы начать обзор со страны, которая является одной из самых активных и заинтересованных в популяризации экологически эффективных транспортных средств, – США. Здесь уже с девяностых годов продвигали тему сокращения выбросов вредных веществ в атмосферу путем использования сочетания ДВС и электромотора.
Дела шли с переменным успехом, и правительство понимало, что убедить людей покупать заведомо более высокотехнологичные, сложные и, как следствие, более дорогие автомобили без существенного финансового участия государства не выйдет. Людям нужна была экономия здесь и сейчас, а не в будущем. И власти ее дали.
Так, в 2005 году новый Закон об энергетической политике принес значительные скидки для покупателей гибридов. На новые автомобили, приобретенные или введенные в эксплуатацию после 31 декабря 2005 года, можно было получить дифференцированный налоговый вычет (в зависимости от конкретной модели), максимальный размер которого составлял 3 400 долларов.
Единственным ограничением было количество авто, на которые распространялась льгота – только первые 60 000 для каждого автопроизводителя. Целью введения лимита было поставить всех в равные условия, так как явным лидером в этом сегменте были японцы, а именно Toyota, которая могла получить куда большую выгоду, чем другие. Ограничение же давало возможность остальным предложить свои гибридные решения по более выгодной цене, особенно после того, как лидеры исчерпали свой лимит по льготам. Ожидаемо Toyota (и Lexus) стали первыми, кто "набил" 60 000 "очков" – они вышли из игры уже в 2007 году. В 2009 году к ним присоединилась Honda (у которой был "наш ответ Приусу" – модель Insight), а к 2010 году их догнал Ford.
На фото: Honda Insight
К этому времени инициатива, подписанная Джорджем Бушем в 2005 году, исчерпала себя, и правительство переключилось на следующий технологический шаг – от HEV к PHEV, то есть от простых гибридов к plug-in моделям, которые можно заряжать от розетки и использовать некоторое время исключительно в электрическом режиме.
Такие машины, разумеется, еще более энергоэффективны, особенно если учесть, что для многих водителей средний дневной пробег не превышает 20-30 километров, что вполне укладывается в скромные возможности такого "недоэлектромобиля". А если прибавить к этому тот факт, что ночные тарифы на электроэнергию значительно ниже дневных, мы получаем абсолютно новый сценарий использования купленного гибрида: зарядил его "по дешевке" ночью, съездил на работу и обратно, затем поставил его в гараж снова заряжаться в преддверии завтрашней поездки.
На заправку в таком режиме можно заезжать раз в месяц, просто чтобы не забывать, как она выглядит и как вставляется пистолет в горловину. Правда, и ездить придется, забыв о драйверских амбициях и динамичных стартах со светофоров, так как в этом случае электроника принудительно подключает к делу ДВС, а мы же этого не хотим, верно?
Другим приятным обстоятельством оказалось и то, что, согласно новым инициативам, налоговые вычеты стали весьма значительнее, будучи привязанными теперь к объему установленной в автомобиле батареи: от "жалких" 2 500 долларов за модель с батарейкой на 4 кВт/ч до 7 500 долларов за батарею объемом 16 кВт/ч. Кстати, приветствуется не только покупка новых автомобилей, но и переделка имеющихся в гараже – если автовладелец переоборудует свой бензиновый экземпляр в подключаемый гибрид или электромобиль, государство пожалует ему целых 10% от затраченной на это суммы. Перспектива сомнительная, но, как говорится, "наше дело предложить"… А вот получить компенсацию в размере 7 500 долларов при покупке BMW i3 или Chevrolet Volt – уже куда более заманчивое предложение.
На фото: BMW i3 и Chevrolet Volt
Мы составили наглядную таблицу актуальных на сегодняшний день моделей, при покупке которых предоставляется налоговый вычет с указанием его размера. Особо отметим, что помог нам в этом не какой-нибудь интернет-портал, созданный энтузиастами, а официальный интернет-ресурс, созданный правительством США и работающий на домене .gov, что подтверждает его серьезность. Сайт весьма обширен и полезен, содержит исчерпывающую информацию для всех, кто задумал сэкономить при покупке гибрида или уже купил его в 2010 году или позже, но еще не воспользовался правом на компенсацию. А еще он наглядно рассчитывает окупаемость автомобиля, который вы (будучи американцем) планируете приобрести, но об этом позже.
Автомобиль | Сумма налогового вычета, $ |
2014 BMW i3 Sedan w/ Range Extender | 7 500 |
2014 BMW i8 | 3 793 |
2012 Fisker Karma Sedan | 7 500 |
2013–15 Ford C-Max Energi | 4 007 |
2013–15 Ford Fusion Energi | 4 007 |
2014 Cadillac ELR | 7 500 |
2011–15 Chevrolet Volt | 7 500 |
2014 Honda Accord Plug-in Hybrid | 3 626 |
2015 Porsche Cayenne S E-Hybrid | 5 335,60 |
2014–15 Porsche Panamera S E-Hybrid | 4 751,80 |
2015 Porsche 918 Spyder | 3 667 |
2012–15 Toyota Prius Plug-in Hybrid | 2 500 |
Радует возможность сэкономить для тех, кто наконец-то накопил 845 000 долларов на Porsche 918 Spyder (в базовой комплектации, разумеется), а теперь может получить компенсацию в размере 3 667 долларов – можно покопить еще пару дней, добавить еще 4 632 доллара и купить Porsche Bike RS, цена которого в США составляет 8 299 долларов.
Но шутки шутками, а, например, для BMW i3 стоимостью 46 250 долларов, 7 500 – это 16% цены машины. А для Chevrolet Volt, чей прайс-лист начинается с 34 170 долларов, это и вовсе 22%! Согласитесь, приятно купить машину не за 34 170 долларов, а за 26 670, причем ничего для этого не сделав, да еще и получив другие привилегии, которые разнятся от штата к штату и могут включать как дополнительные скидки на покупку, так и льготную страховку, налог или возможность ездить по выделенным "карпул"-полосам (которые сами по себе заслуживают отдельной статьи, карпулинг – это совместное использование частного автомобиля для поездок).
А теперь вернемся к удобному инструменту для расчета окупаемости гибридного автомобиля, любезно предлагаемого на сайте, подведомственном Министерству энергетики США. Он содержит целый раздел, называемый "Может ли гибрид сэкономить для меня деньги?", где вам предлагается выбрать модель, которую вы задумали купить, а система тут же вычислит разницу в стоимости между гибридной и бензиновой версией и подсчитает, сколько лет вам потребуется, чтобы оправдать покупку при условии пробега в 15 000 миль в год и стоимости за галлон бензина в 2,41 доллара (регуляр) или 2,79 доллара (премиум). Взглянув на эти расчеты, можно понять, что если покупка Toyota Prius или Ford Fusion Hybrid Titanium еще как-то оправдана (2,2 и 2,9 года на окупаемость соответственно), то приобретение Toyota Highlander 4wd Hybrid (которую мы уже освещали в предыдущей статье) – чисто имиджевое решение, так как 12 лет на то, чтобы "отбить" ее покупку – абсолютный нонсенс для американца, который, как правило, ездит на машине 2-4 года, а затем сдает ее в трейд-ин и берет в лизинг (или в кредит) новую. И уж совсем умолчим о Hyundai Sonata Hybrid, которая уйдет на вторичную переработку раньше, чем успеет себя окупить, – 16 лет кого хочешь доконают (если это не ВАЗ и не Geländewagen).
На фото: Toyota Prius, мотор Toyota Highlander 4wd Hybrid, Ford Fusion Hybrid Titanium, мотор Hyundai Sonata Hybrid
Желтым в таблице выделены гибридные версии, а под ними находятся их бензиновые сородичи (‡ — потребляет топливо "премиум")
Автомобиль | Расход топлива смешанный, миль на галлон | Разница в стоимости, $ | Ежегодная экономия на топливе, $ | Срок окупаемости, лет |
2015 Buick LaCrosse eAssist | 29 | 0 | 475 | 0,0 |
2015 Buick LaCrosse | 21 | |||
2015 Buick Regal eAssist | 29 | 0 | 325 | 0,0 |
2015 Buick Regal | 23 | |||
2015 Lincoln MKZ Hybrid | 40 | 0 | 487 | 0,0 |
2015 Lincoln MKZ FWD | 26 | |||
2015 Toyota Prius Two | 50 | 1 230 | 568 | |
2015 Toyota Camry LE | 28 | |||
2015 Buick LaCrosse eAssist | 29 | 0 | 475 | 0,0 |
2015 Buick LaCrosse | 21 | |||
2015 Ford Fusion Hybrid Titanium | 42 | 1 550 | 530 | 2,9 |
2015 Ford Fusion FWD Titanium 4cyl | 26 | |||
2015 Toyota Avalon Hybrid Limited | 40 | 1 720 | 602 | 2,9 |
2015 Toyota Avalon Limited | 24 | |||
2015 Toyota Avalon Hybrid XLE Touring | 40 | 1 720 | 602 | 2,9 |
2015 Toyota Avalon XLE Touring | 24 | |||
2015 Toyota Avalon Hybrid XLE Premium | 40 | 2 330 | 602 | 3,9 |
2015 Toyota Avalon XLE Premium | 24 | |||
2015 Lexus ES 300h | 40 | 2 880 | 602 | 4,8 |
2015 Lexus ES 350 | 24 | |||
2015 Toyota Prius Two | 50 | 2 175 | 407 | 5,3 |
2015 Toyota Corolla LE Premium | 32 | |||
2015 Toyota Prius c One | 50 | 2 331 | 407 | 5,7 |
2015 Toyota Yaris 5-Door LE | 32 | |||
2015 Ford Fusion Hybrid SE | 42 | 3 345 | 530 | 6,3 |
2015 Ford Fusion FWD SE | 26 | |||
2015 Buick LaCrosse eAssist | 29 | 0 | 475 | 0,0 |
2015 Buick LaCrosse | 21 | |||
2015 Honda Civic Hybrid w/ Nav | 45 | 1 895 | 292 | 6,5 |
2015 Honda Civic w/ Nav | 33 | |||
2015 Ford Fusion Hybrid S | 42 | 4 075 | 530 | 7,7 |
2015 Ford Fusion FWD S | 26 | |||
2015 Infiniti Q50 Hybrid Premium AWD‡ | 30 | 4 400 | 507 | 8,7 |
2015 Infiniti Q50 AWD Premium | 22 | |||
2015 Honda Accord Hybrid | 47 | 3 475 | 397 | 8,8 |
2015 Honda Accord EX | 31 | |||
2014 Nissan Pathfinder Hybrid 4WD SV | 26 | 3 000 | 331 | 9,1 |
2014 Nissan Pathfinder 4WD SV | 21 | |||
2015 Honda Accord Hybrid EX-L | 47 | 3 635 | 397 | 9,2 |
2015 Honda Accord EX-L | 31 | |||
2015 Toyota Camry Hybrid LE | 41 | 3 820 | 409 | 9,3 |
2015 Toyota Camry LE | 28 | |||
2015 Infiniti Q50 Hybrid Premium‡ | 31 | 4 400 | 470 | 9,4 |
2015 Infiniti Q50 Premium | 23 | |||
2015 Infiniti Q70 Hybrid‡ | 31 | 6 050 | 643 | 9,4 |
2015 Infiniti Q70 | 21 | |||
2015 Toyota Camry Hybrid XLE | 40 | 3 830 | 387 | 9,9 |
2015 Toyota Camry XLE | 28 | |||
2014 Chevrolet Impala eAssist | 29 | 2 000 | 199 | 10,1 |
2014 Chevrolet Impala 1LT | 25 | |||
2015 Toyota Camry Hybrid SE | 40 | 4 155 | 387 | 10,7 |
2015 Toyota Camry SE | 28 | |||
2015 Hyundai Sonata Hybrid Limited | 37 | 2 975 | 270 | 11,0 |
2015 Hyundai Sonata Limited | 29 | |||
2014 Nissan Pathfinder Hybrid 2WD SV | 26 | 3 000 | 253 | 11,9 |
2014 Nissan Pathfinder 2WD SV | 22 | |||
2015 Toyota Highlander 4wd Hybrid† | 28 | 6 200 | 516 | 12,0 |
2015 Toyota Highlander AWD Limited | 20 | |||
2015 Subaru Crosstrek XV Hybrid | 31 | 1 200 | 80 | 15,0 |
2015 Subaru XV Crosstrek AWD Limited | 29 | |||
2015 Hyundai Sonata Hybrid | 38 | 4 850 | 295 | 16,4 |
2015 Hyundai Sonata SE | 29 |
Итак, представление о том, как обстоят дела с гибридными автомобилями в США, мы получили. Теперь самое время переместиться в страну, их давно и успешно производящую, – Японию.
Япония
В Стране восходящего солнца инициативы по предоставлению льгот покупателям экологически дружелюбных автомобилей так же живут и здравствуют с девяностых годов прошлого века. Уже тогда при покупке машины, работающей на электричестве, природном газе, метаноле или с гибридной силовой установкой автовладелец мог рассчитывать на значительное послабление в сопутствующих дополнительных издержках, вплоть до 50%.
С тех пор утекло много воды, но прогресс двигался только вперед. Так, к 2009-2010 годам были введены субсидии на покупку нового eco-friendly-автомобиля, которые составляли 1 100 долларов при простом приобретении и достигали 2 700 при сопутствующей утилизации автомобиля возрастом 13 лет или старше. При покупке грузовика или автобуса можно было сэкономить еще более значительную сумму – от 4 300 до 19 000 долларов.
Неудивительно, что к 2012 году Япония находилась на втором месте в мире по объему продаж гибридов и электромобилей, уступая только США. Например, Toyota Prius PHV к концу 2014 года разошлась тиражом более 19 тысяч экземпляров, что, несомненно, является хорошим результатом. А ведь она – только одна модель из достаточно широкого ряда гибридов, предлагаемых на этом рынке.
В перспективе у Японии есть всё, чтобы стать безоговорочным лидером не только в производстве, но и в использовании бензоэлектрических и чисто электрических автомобилей. Сеть быстрых зарядок уже сейчас одна из самых развитых, если не самая развитая, в мире. Технологий им не занимать. Ну а остальное – дело техники, рекламы, законодательства и государственной помощи.
Китай
Чтобы не уходить далеко от Азии, бурного развития и потенциального лидерства, взглянем на Китай. Тем более что взглянуть тут есть на что. Китайское правительство еще в 2009 году взяло курс на то, чтобы в обозримом будущем стать одним из мировых лидеров по производству электрических и гибридных автомобилей. И им хочется верить! Ведь в 2014 году продажи подключаемых гибридов в Поднебесной составили около 30 000 единиц, а годом ранее – всего 3 000, то есть они показали десятикратный рост! Продажи электромобилей при этом выросли с 2011 по 2014 год в 9 раз, с 5 000 до 45 000! Вот уж где прогресс идет не то что семимильными – десятимильными шагами.
А еще стоит заметить, что продажи здесь состоят далеко не из привычных Toyota Prius или Chevrolet Volt, мы же сказали, в планах – мировое лидерство. Поэтому безоговорочные герои продаж – исключительно китайские, за исключением разве что великолепной Tesla Model S: BYD Qin, Kandi EV, Chery QQ3 EV, BAIC E150 EV, Zotye Zhidou E20, BYD e6… список можно продолжать еще долго, всё равно имена в нем вам ничего не говорят. Хотя нет, говорят о том, что китайцам можно верить. Если уж и не лидерство, то место в пятерке они себе точно обеспечат.
На фото: BYD Qin и BYD e6
Германия
Осветив крупнейшие страны Азии и Северной Америки, вкратце пройдемся и по Европе, оценив их озабоченность проблемами экологии и вклад в общее дело. Сразу отметим, что практически во всех европейских странах гибридные автомобили (и электромобили, разумеется) имеют финансовые преимущества и послабления – как минимум отсутствие платы за регистрацию, транспортного или дорожного налога, ну а максимумы могут быть различны.
Начнем, например, с Германии. Ведь здесь планы тоже очень амбициозны – вывести на улицы миллион электромобилей к 2020 году. Правда, гибриды тут уже не особо в фаворе, разве что подключаемые – они, как и электромобили, освобождаются от дорожного налога на первые пять лет эксплуатации, но, в отличие от них, уже не субсидируются при продаже. Ставим себе галочку, что сюда – только на Tesla Model S, а BMW i8 уже не "привилегированный джентльмен".
На фото: BMW i8
Франция
Здесь покупка гибрида еще поощряется, причем основательно – можно получить до 4 000 евро "в подарок", а за электромобиль – все 6 300 евро. Причем в апреле этого года появился дополнительный "супербонус" – 3 700 евро при смене старой дизельной "коптильни" на новый электрический или бензоэлектрический эквивалент.
Великобритания
В этой славной островной стране дела с покупкой гибрида (тоже подключаемого) обстоят неплохо – есть специальная субсидия на покупку такого транспорта, которая составляла 25% от его стоимости, но не более 5 000 фунтов, а в этом году выросла до 35% (но максимум остался неизменным). Существует утвержденный список моделей, которые удостоены права на такую скидку, а помимо этого, еще и имеют право на беспрепятственный и бесплатный въезд в центр Лондона, что для обычных бензиновых машин – неслыханный шик.
Норвегия
Тут все сурово: привилегии предоставлены исключительно электромобилям, в то время как гибриды (и неважно, подключаемые или без розетки) не только не имеют практически никаких преимуществ над остальными, так еще и облагались налогами за свою неизбежную "полноту" – в стране налог рассчитывается еще и в зависимости от веса автомобиля, а у такового с комбинированным типом питания он однозначно выше: батареи, электромоторы и прочие электронные "спутники" сделаны не из пуха. К счастью, в 2013 году законотворцы смилостивились и подняли нормативы, чтобы владельцы прогрессивной и экологически дружелюбной техники не чувствовали себе ущемленными.
Монако
Ну а здесь нам понравилось то, что, помимо премии в 9 000 евро от правительства, покупатели HEV и PHEV еще и могут бесплатно парковаться на любой понравившейся парковке (кроме частных, конечно).
Что же нас ждет?
Сейчас, в 2015 году, трудно дать точный прогноз развития рынка гибридных автомобилей. Эксперты из Navigant Research заявляют, что число plug-in гибридов к 2025 году должно вырасти с 11 миллионов до 15 миллионов, что от 17 до 23 раз больше, чем сейчас. Как бы то ни было, совершенно точно то, что основополагающую роль в их продвижении и популяризации должно и будет играть государство. Без достаточных и эффективных мер по субсидированию и предоставлению льгот будущее бензоэлектрических моделей может быть куда более трудным и туманным. Ну а мы будем надеяться, что мировые правительства не изберут метод кнута для того, чтобы пересадить всех на гибриды, и будем с интересом наблюдать за медленным, но верным шествием этих технологий вверх и вперед, от Lohner-Porsche к Toyota Prius, от Toyota Prius к Koenigsegg Regera.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться