От авторов «ядерного щита»: сравнительный тест советских автосигнализаций

9086 1 3
Судя по десяткам тысяч просмотров прошлых обзоров «капсул времени», тема эта не теряет актуальности. Что ж, тогда продолжаем! Сегодня в испытательной лаборатории «Колес» мы исследуем три советские автосигнализации, выпущенные на стыке далеких уже 80-х и 90-х. Посмотрим, какие охранные и сервисные функции предлагали автовладельцам СССР оборонные и научно-экспериментальные предприятия, для которых гражданская продукция была явно побочной и второстепенной.

Защита «по-советски»

На нашем сегодняшнем ретро-тесте – советские автосигнализации под названием «Дубна-3», «Гарант» и «Набат». Такие устройства в свои годы, как правило, выпускались малосерийно побочными опытными производствами при крайне серьезных оборонных и научно-исследовательских организациях.

С одной стороны, это означало, что к ним прикладывали руку люди, пафосно выражаясь, ковавшие ядерный щит державы, проектировавшие космические аппараты и гигантские субмарины… А с другой – отечественная потребительская электроника, делавшаяся по конверсии, редко когда была «юзерфрендли», как сегодня говорят…

Так или иначе, нюхнем «пыль веков» — рассмотрим свойства этих систем, а также подключим их все, чтобы вживую, а не по инструкции, проверить работоспособность и то самое «юзерфрендли»! Итак, поехали.

002

Автосигнализация «Дубна-3»

Для затравки — самый простой из героев ретро-теста! Название приборного завода «Тензор» сегодня мало что скажет кому-то, окромя его сотрудников, однако в советское время у автовладельцев было весьма популярно и ценилось выпускаемое «Тензором» пускозарядное устройство «Дубна-М», позволяющее не только заряжать подсевшие автомобильные аккумуляторы, но и «прикуривать» полумертвые. Автосторож «Дубна-3» — несколько менее известный продукт того же предприятия и той же эпохи…

003

Статьи / Практика
Как в СССР защищали машины от угона: тест советской сигнализации «Веста-М»

«Сигналка от Сергея Ненашева» Сергей Ненашев – это, если помните, талантливый радиоинженер-аферист, спец в области радиосвязи, герой Александра Абдулова в культовом для своего времени фильме «Гений» 1991...

38457 1 16

«Дубна-3» — несложная сигнализация с минимумом сервисно-охранных функций. Центральный электронный блок — крупный металлический «кирпич», монтировать который, по замыслу создателей, было положено в салоне машины не скрытно, как принято сейчас, а в легкодоступном месте на виду, поскольку обращаться к нему автовладельцу необходимо постоянно — во-первых, на блоке находится разъем, в который вставляется кодовый ключ для снятия/постановки на охрану, а во-вторых, на нем же находятся три кнопки регулировки уровня чувствительности датчика удара.

Разработчики сочли, что водителю будет полезно простое и наглядное управление чувствительностью – в зависимости от обстоятельств, в которых приходится отставлять машину. Первая нажатая кнопка – это высокий уровень чувствительности, с реакцией на покачивание от ветра и прыжки кошек, вторая рассчитана на явные попытки взлома, а третья – на разбивание стекла. Собственно, при пробном включении «Дубна» реагировала именно так.

В комплекте прибора идут те самые два кодовых ключа, вставляемые в электронный блок, чтобы идентифицировать хозяина. Ключи и гнездо, в которое они вставляются, сделаны с использованием брутального военного разъема.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Логика работы прибора – простая: после извлечения ключа из гнезда начинается минутный отсчет времени, по истечении которого устройство переходит в режим охраны, отслеживая удары по кузову и вскрытие дверей. После открытия водительской двери ключом хозяина сигнализация также отсчитывает тайминг (20 секунд), за который владелец должен успеть вставить в гнездо кодовую «фишку», предотвратив срабатывание клаксона в прерывистом режиме.

Блокировка двигателя есть – в разрыв провода, штатно идущего от трамблера к катушке зажигания, ставится реле, которым с помощью минусового сигнала управляет «Дубна», включая это реле только при наличии кодового ключа. Замеренное потребление тока сигнализацией в режиме ожидания не превысило 12 миллиампер, что в пределах нормы и сегодня.

Резюмируем!

Сигнализация примитивна, как и машины, на которые её предполагал устанавливать производитель. Хотя, благодаря датчику удара, устройство все же было способно поднять шум при откровенном растаскивании автомобиля на запчасти… Но поскольку защитные функции сигнализации сводятся к управлению минусом блокировочным реле, угонщику, знающему схему подключения «Дубны», потребуется совсем немного времени, чтобы выдернуть из установленного на виду центрального блока провод канала блокировки и «законтачить» его на массу. Все, «Дубна» обезврежена, можно заводить мотор!

Автосигнализация «Гарант»

Гаджет под названием «Гарант» — куда более любопытное устройство, нежели незамысловатая и дубовая «Дубна»! Полное имя «Гаранта» — «Ультразвуковая система охраны с автономным источником питания». Производило её в самом начале 90-х московское «СНПО Элерон» — так, на минуточку, и по сей день одно из крупнейших в стране НИИ по созданию систем безопасности для важных государственных объектов в рамках Росатома…

007

Согласно инструкции, предназначен «Гарант» для защиты автомобиля, гаража или даже дома. Состоит столь универсальная система из трех модулей — собственно, центрального электронного блока с ультразвуковыми датчиками обнаружения движения, выносной сирены-«колокольчика», а также блока питания в виде отсека, куда устанавливаются шесть батарей «тип 373» — в советское время также известных, как «большие круглые», а сегодня именуемые «тип D». Соответственно, напряжение питания «Гаранта» составляет  9 вольт, а главное достоинство автономного питания – возможность установить сигнализацию своими руками даже крайне далекому от автоэлектрики гражданину. Ведь никакого подключения к электрическим цепям машины у «Гаранта» нет – система самодостаточна!

1 / 3
2 / 3
3 / 3
Гаджеты
Опции из Toyota Crown в ВАЗ-2101: эксклюзивные автомобильные гаджеты СССР

Когда в японских автомобилях уже имелись все мыслимые для своего времени достижения электроники для комфорта и безопасности, в советских авто за редким исключением можно было встретить всего два электронных...

20690 2 55

Алгоритм работы прибора несложен. Центральный блок с ультразвуковыми датчиками инструкция предлагала монтировать … над зеркалом заднего вида! От центрального блока провод должен идти к сирене, а также к батарейному блоку, размещенному в бардачке. На батарейном же блоке располагается и тумблер включения «Гаранта» — единственный орган управления охранной системой. Нажимаем его – и начинается отсчет времени, за которое нам нужно покинуть автомобиль. По истечении этого времени система сама встает на охрану. Чтобы деактивировать прибор, водителю дается точно такая же временная задержка – открыл дверь, сел в салон и отключил тумблер на батарейной коробке.

Перед использованием, правда, требовалось провести две регулировки — под резиновыми пробочками центрального блока прячутся два подстроечных резистора, которые нужно крутить тонкой отверткой: «чувствительность» и «время задержки». Потребление тока гаджетом в дежурном режиме – 5 мА, это весьма экономно даже по современным меркам – от одного комплекта батарей прибор будет работать очень долго, полгода-год – запросто.

Резюмируем!

Устройство любопытно в первую очередь тем, что оно – совершенно автономное, поскольку работает на собственных батарейках. Пьезосирена в особом резонирующем корпусе - очень громкая, буквально рвет барабанные перепонки. А вот охранные свойства системы – практически никакие... Дело в том, что блокировок двигателя «Гарант» не осуществляет, единственная его защитная функция – визг сирены, да и та легко выключается… штатной кнопкой на блоке батарей! Собственно, роль «охранки» «Гарант» мог выполнять разве что в эпоху, когда сигнализация была редкостью, а угонщика можно было спугнуть неожиданным шумом. Ну, или если установку осуществлял бы опытный электрик, который сумел бы запитать «Гаранта» через стабилизатор с 12 до 9 вольт от автомобильного аккумулятора, выкинув батарейный блок, а управление повесив на секретную кнопку.

Автосигнализация «Набат»

Сигнализация «Набат» производства калининградского НИИ измерительной техники, занимающегося и по сей день разработкой телеметрического оборудования для космических ракет, – наверное, самый интересный экспонат в нашем ретро-обзоре. Ибо у этой советской противоугонки имелась любопытная функция – снятие с охраны бесконтактным брелком-«транспондером», который, к тому же, был БЕЗБАТАРЕЕЧНЫМ! Транспондер работал по принципу RFID, как билет метро!

011

Гаджеты
Чистая механика и цифровые технологии: автомобильные девайсы из СССР

Музейные работники, археологи и историки в целом хорошо знают, как в предметах прошлого отражается жизнь целых поколений. Мы с вами, собравшиеся здесь, в большинстве своем — представители других профессий, но, как...

36883 5 0

Центральный блок сигнализации ощетинился клеммами, как ежик иглами – на его корпусе расположились аж 20 контактов в два ряда. Почему использовано столь нелепое решение, вместо того чтобы вывести все контакты на удобный разъем, расположенный по одной из граней – неясно. Отечественный индустриальный дизайн, бессмысленный и беспощадный, видимо…

Так или иначе, к этим двум десяткам контактов подключаются концевики дверей, капота и багажника, реле клаксона и управляемое «минусом» реле блокировки катушки зажигания, кнопка постановки на охрану, а также самое интересное — приемный блок беспроводного управления!

Выносной радиоблок закрепляется внутри салона под лобовым стеклом – в нем имеется пластмассовый «язычок», который положено туго засунуть под уплотнитель стекла или под обшивку стойки – примерно там же, где сейчас располагают выносной радиомодуль современных сигнализаций.

Перед тем, как выйти из машины, владелец нажимает кнопочку включения охраны, и начинается полуминутный отсчет времени, в течение которого нужно закрыть все двери и багажник. После чего «Набат» переходит в рабочий режим и ожидает вторжения через двери, вскрытия багажника или капота. Соответственно, чтобы снять машину с охраны, владельцу нужно перед открытием двери поднести к стеклу напротив приемника кодового сигнала беспроводную метку-брелок. По нему «охранка» распознает хозяина и позволит открыть двери и завести мотор, не поднимая тревоги.

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Грешным делом, делая поправку на отечественное происхождение «Набата» и его преклонные годы, мы заподозрили, что в блоке приемника стоит примитивный геркон, а в бесконтактном брелке-метке – магнит… Таким образом, конечно, система начисто дискредитировалась бы, но отлично объяснялось бы отсутствие необходимости менять батарейки в брелке…

Однако после того, как метка была в исследовательских целях вскрыта, выяснилось, что все «по-взрослому»! Брелок – настоящий беспроводной транспондер! Приемник на стекле машины непрерывно излучает короткие импульсы, чередуя их с ожиданием ответного сигнала. Импульсы эти принимает антенна-катушка брелка, получая от них энергию. Получив «плевок электричества», брелок использует его для отправки на той же частоте кодовой посылки на приемный блок. При этом даже с учетом непрерывной отправки посылок радиомодулем потребляемый сигнализацией ток не превышает 10 миллиампер!

015 016
Резюмируем!

Сигнализация любопытная, с интересным для своего времени функционалом. Конечно, статический код брелока незашифрован, его можно перехватить, но доступных грабберов, способных это проделать (тем более с учетом малого радиуса действия), у угонщиков в то время не было.

Однако, как и у «Дубны», защитные функции системы сводятся к управлению минусом блокировочным реле, и, зная схему подключения «Набата», угонщику потребуется несколько секунд, чтобы по приемному модулю найти центральный блок, сдернуть провод с контакта канала управления блокировочным реле и законтачить его на массу. «Набат» обезврежен без всякого перехвата кодов, можно ехать!

Гаджеты
Уборка по ГОСТу: автогаджеты из СССР в наши дни

Три автомобильных аксессуара из 80-х годов в коробках и в состоянии «минт» попали к нам на тест. Три устройства, отмеченные знаком качества, выглядят сегодня курьезно, но обладать ими в среде советских автовладельцев...

34185 6 0

Впрочем, пыле- и влагозащищенная конструкция центрального блока «Набата» позволяет разместить его под капотом. И если сам капот защитить дополнительным замком, система, как ни странно, может неплохо использоваться в охранных целях даже сегодня! Алгоритм и кодировка забыты в тумане десятилетий, современные технические средства угонщиков, скорее всего, окажутся несовместимы с «Набатом», и угон окажется не проще, чем угон автомобиля, оснащенного аналогичным образом установленной современной сигнализацией со сложным диалоговым кодом.

Итоги

Все перечисленные в этом ретро-обзоре охранные системы – типичные дети своей эпохи, рассчитанные на карбюраторные Москвичи, Жигули и Волги. Их техническая ущербность налицо, поскольку для запуска карбюраторного двигателя совершенно не нужно искать секретные блокировки. Требуется лишь заранее заготовленная пара проводков с крокодильчиками, которыми подается напряжение на катушку и трамблер, отвертка, которой тычут в контакты стартера… Да в самом тяжелом случае еще и бутылка с бензином, если хозяин авто вдруг установил под днищем топливный электроклапан.

В классических карбюраторных моторах, по большому счету, нечего всерьез блокировать – все слишком просто, все на виду, и любые «хитрушки» элементарно устраняются. Впрочем, даже простейший мотор легко защитить от легкого запуска чужими руками, если блокировку зажигания запереть крышкой капота с дополнительным нестандартным замком. Но это уже современный подход к концепции охраны автомобиля, бывший в те годы не в ходу…

Эпоха накладывала свои правила игры и на угонщиков, поскольку машин имелось не так уж много, а люди были более отзывчивы и менее равнодушны. Орущий клаксон (и тем более – сирена с нестандартным звуком) не натыкался на безразличие граждан, каждый второй выглядывал в окно или выскакивал из подъезда, и поэтому даже элементарный сигнал тревоги спасал автомобиль. Сегодня такие простые методы защиты четырехколесного имущества, конечно, неработоспособны… Увы.

Поделиться: 0 1 0 1 0 1

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Присоединяюсь к десяткам тысяч просмотров - весьма занятный материал...Никогда не думал, что в СССР вообще выпускали более менее изощренные сигнализации.... Впрочем, ведь и в сегодняшний век технологий сигнализация не панацея, а самым надежным способом от угона, да и то в тот период, пока вы делаете покупки в магазине, считаю блокиратор рулевого вала, вроде популярного в середине 2000 х изделия "Гарант", уж извините за рекламу ) Ну, а против силового угона авто на эвакуаторе ни один гарант не спасет....Да и угнать можно все что угодно при наличии желания...

Новые статьи Смотреть все
Статьи / Популярные вопросы
Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию –…

2767 0 0
Статьи / Практика
Дунем: как выбрать правильный автокомпрессор?

Если вы путешествуете на автомобиле или просто часто ездите на дальние расстояния, а ваши шины не относятся к семейству RunFlat, то наверняка электрический насос-компресор уже живет у вас в багажнике. Ну или хотя бы…

5483 2 5
Статьи / Военная техника
Советский Форд: легковые иномарки в Красной армии и их модификации

В середине 1920-х годов стало совершенно понятно, что молодой Республике Советов не по силам самостоятельно организовать собственное конвейерное автомобильное производство и наладить массовый выпуск простых и недорогих…

1012 0 0
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: решётка радиатора на гвоздях и концерт рулевой колонки

Honda всегда шла своим путём, не поддаваясь веяниям автомобильной моды. Но настало время, и этот почтенный японский производитель был вынужден сделать что-то «модное»: комфортное, но спортивное. Так получился Аккорд…

234 0 0
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

2084 1 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: шумный салон и подлости от генератора

Suzuki SX4 скроена по тем же рецептам, что и Renault Sandero, и Vesta Cross: приподняли обычный седан или хэтчбек – получили новый кроссовер. Причём в виде седана машина смотрится ничуть не менее органично, чем в виде…

2609 2 2
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47554 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

17199 15 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15644 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69288 4 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

14065 0 0
Гаджеты / Видеорегистраторы
В знакомом облике: тест комбо-устройства Fujida Karma S

Fujida Karma S – комбо-гаджет, включающий в себя SuperHD-видеорегистратор и радар-детектор с GPS-приемником. Модель выполнена в хорошо узнаваемом корпусе – эту удачную компоновку используют многие производители, наполняя…

10940 4 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49170 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26720 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8503 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

240819 19 0
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

250780 4 30
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

110018 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?