Без багажника, но с амбициями: серийные и неизвестные хэтчбеки СССР

124334 1 0
Все знают, что ВАЗ-2108 стал в СССР первым серийным автомобилем, выпущенным с двухобъемным кузовом типа хэтчбек. Однако история советского автопрома полна неожиданностей: вопреки расхожему мнению, первый хэтчбек создали отнюдь не на ВАЗе, а... в Москве! Да и сама история автомобилей с таким типом кузова куда длиннее и обширнее, чем можно предположить.

Кроме общеизвестных Спутника, Таврии, Оки и «сорок первого», существовал не один десяток (!) автомобилей с таким типом кузова. Они и станут героями нашего сегодняшнего обзора.

Предыстория или немного ликбеза

В 1965 году началось производство Renault 16 — первого серийного хэтчбека, сумевшего завоевать престижный титул «Европейский Автомобиль года-1966», в том числе и благодаря типу кузова. Европейские автомобилисты по достоинству оценили необычную форму пятидверки, благодаря которой автомобиль довольно удачно сочетал в себе преимущества универсала с более элегантным внешним видом.

1 / 5
Renault 16 считается первым серийным автомобилем с кузовом типа хэтчбек
2 / 5
Renault 16 считается первым серийным автомобилем с кузовом типа хэтчбек
3 / 5
Renault 16 считается первым серийным автомобилем с кузовом типа хэтчбек
4 / 5
Renault 16 считается первым серийным автомобилем с кузовом типа хэтчбек
5 / 5
Renault 16 считается первым серийным автомобилем с кузовом типа хэтчбек
Даже спустя полвека компоновка французского автомобиля остаётся вполне актуальной

Даже спустя полвека компоновка французского автомобиля остаётся вполне актуальной

В СССР же в то время выпускались обычные седаны либо универсалы, да и «обрусевший» Fiat-124, несмотря на свою ультрасовременность, также предлагался только в виде седана и универсала.

Однако советские конструкторы не остались в стороне и не проигнорировали новейшие веяния и современные тенденции мирового автомобилестроения!

Мы уже рассказывали о революционном для своей эпохи Иж-2125, носившем название Комби. Этот автомобиль отличался от обычного Москвича именно типом кузова — вместо классического трехобъемного седана или практичного универсала в Ижевске создали некий компромисс — автомобиль с пятидверным кузовом, как у универсала, но с более короткой крышей и сильным наклоном задней двери.

1 / 3
Иж-Комби – не хэтчбек, как может показаться не первый взгляд, а лифтбек
2 / 3
Иж-Комби – не хэтчбек, как может показаться не первый взгляд, а лифтбек
3 / 3
Иж-Комби – не хэтчбек, как может показаться не первый взгляд, а лифтбек

Благодаря такому нехитрому приёму Комби выглядел привлекательно и даже динамично, но при этом позволял перевезти в своём багажном отсеке куда более объемный груз, чем в обычном седане. Ведь, как и в универсалах, его заднее сиденье можно было сложить, благодаря чему в салоне образовывался солидный багажный отсек.

Характерная форма кузова ижевского автомобиля нередко сбивает с толку некоторых автомобилистов, наивно причисляющих Комби к хэтчбекам.

Однако «хэтчбек в чистом виде» отличается от седана и универсала укороченным задним свесом, а у Иж-2125 он практически такой же, как у остальных Москвичей. Вдобавок наличие своеобразного «уступа» в задней части также не позволяет считать его полноценным хэтчбеком, для которого характерен как раз «обрубленный задок». В советской литературе тип кузова ижевской пятидверки официально классифицировали как «Комби», ну а по мировой терминологии это — лифтбек. От хэтчбека он отличается более длинным задним свесом, ну а «ступенчатость» задней двери вовсе не является обязательным условием. Именно поэтому в конце ХХ века в автомобильной литературе такой тип кузова иногда называли «нотчбек», однако со временем этот термин вышел из обихода, уступив место определению «лифтбек». Таким образом, Иж-2125 к хэтчбекам точно не относился.

На фото: Иж-2125

На фото: Иж-2125

Как, впрочем, и горьковская Победа — из-за покатого задка в последние десятилетия прошлого века её нередко путали с хэтчбеками и лифтбеками. Однако ГАЗ М-20 относится к фастбекам — автомобилям с покатой задней частью, у которых багажное отделение при этом отделено от салона. Если внимательно присмотреться к круглой крыше Победы, то можно обнаружить неподъемное заднее стекло, вмонтированное в кузов.

1 / 6
ГАЗ М-20 отличался от остальных советских машин кузовом типа фастбек
2 / 6
ГАЗ М-20 отличался от остальных советских машин кузовом типа фастбек
3 / 6
ГАЗ М-20 отличался от остальных советских машин кузовом типа фастбек
4 / 6
ГАЗ М-20 отличался от остальных советских машин кузовом типа фастбек
5 / 6
ГАЗ М-20 отличался от остальных советских машин кузовом типа фастбек
6 / 6
ГАЗ М-20 отличался от остальных советских машин кузовом типа фастбек
gaz_m-20_pobeda_8 gaz_m-20_pobeda_1

Заднее стекло Победы не поднималось вместе с крышкой багажника, поскольку оно было врезано в панель крыши

В то время как у любого хэтчбека и лифтбека задняя дверь обязательно должна подниматься вместе со стеклом, а багажник при этом отделен от салона разве что пластиковой полочкой или скручивающейся шторкой.

Семидесятые

В 1970 году на автомобильном заводе «Коммунар» в Запорожье были изготовлены опытные образцы предтечи Таврии — первого переднеприводного автомобиля ЗАЗ. Короткобазная машинка внешне напоминала укороченный Москвич или Иж-Комби, но при этом её кузов по всем параметрам соответствовал определению «хэтчбек»! Действительно, уже на ранних этапах конструкторы под руководством Владимира Петровича Стешенко отдали предпочтение именно такому типу кузова как наиболее рациональному с учетом габаритов и компоновки будущей машины.

1 / 3
Экспериментальный прототип ЗАЗ отличался необычной формой двухобъемного кузова
2 / 3
Экспериментальный прототип ЗАЗ отличался необычной формой двухобъемного кузова
3 / 3
Экспериментальный прототип ЗАЗ отличался необычной формой двухобъемного кузова

Ведь прежние Запорожцы были спроектированы ровно «наоборот», являясь заднеприводными и заднемоторными двухдверными седанами, где и пассажирам, и багажу оставалось не слишком много места.

Увы, прототипам не суждено было добраться до конвейера — через несколько лет Минавтопром «зарубил» этот проект и в приказном порядке порекомендовал создавать автомобиль с помощью Волжского автозавода, используя в качестве основы «концепт» ВАЗ-3Э1101. Чуть позже пришла еще одна директива — при разработке будущего ЗАЗ-1102 в качестве «точки отсчета» необходимо использовать… Ford Fiesta, которая в 1977 году заняла третье место на конкурсе «Европейский автомобиль года».

1 / 5
На фото: Ford Fiesta MKI
2 / 5
На фото: Ford Fiesta MKI
3 / 5
На фото: Ford Fiesta MKI
4 / 5
На фото: Ford Fiesta MKI
5 / 5
На фото: Ford Fiesta MKI

Именно поэтому прототипы будущей Таврии во второй половине семидесятых годов стали здорово походить на Фиесту первого поколения.

1 / 3
Некоторые прототипы ЗАЗ-1102 по форме кузова напоминали Ford Fiesta
2 / 3
Некоторые прототипы ЗАЗ-1102 по форме кузова напоминали Ford Fiesta
3 / 3
Некоторые прототипы ЗАЗ-1102 по форме кузова напоминали Ford Fiesta

Как бы то ни было, запорожская разработка имеет все основания считаться одним из первых советских хэтчбеков, пусть и не серийных.

Однако и в Тольятти не пасли задних! Как только ВАЗ-2101 встал на конвейер, на заводе тут же занялись разработкой принципиально нового автомобиля, главным отличием как раз и являлся двухобъемный кузов. Кроме того, уже на ранних стадиях было решено, что новый автомобиль получит переднеприводную компоновку.

В 1971-м появились первые прототипы ВАЗ-Э1101, кузов которого можно отнести к хэтчбекам.

1 / 3
Опытные образцы ВАЗ-Э1101 заметно отличались от «копейки» силуэтом
2 / 3
Опытные образцы ВАЗ-Э1101 заметно отличались от «копейки» силуэтом
3 / 3
Опытные образцы ВАЗ-Э1101 заметно отличались от «копейки» силуэтом

Прототипы второй серии с индексом ВАЗ-2Э1101 внешне напоминали… заниженную Ниву! И в этом нет ничего удивительного, ведь как раз в тот момент УГК ВАЗа активно занималось разработкой полноприводного легкового автомобиля повышенной проходимости. Эти машины на заводе ласково прозвали «Чебурашками». Однако из-за того, что заднее стекло на 2Э1101 было выполнено неподъемным, а для доступа в багажник откидывалась лишь небольшая крышка, этот тип кузова следует считать фастбеком.

Прототипы второй серии похожи на ВАЗ-2121, над которым в то время как раз работали в Тольятти

Прототипы второй серии похожи на ВАЗ-2121, над которым в то время как раз работали в Тольятти

vaz_2e1101_2 vaz_2e1101_1

К слову, Нива ВАЗ-2121, хоть и была трехдверной, также не являлась хэтчбеком — официально её кузов классифицировали как «универсал».

Автомобили четвертой серии под названием Ладога (4Э-1101) вышли в 1977 году — и к этому времени в линиях и формах переднеприводника стала просматриваться будущая «восьмерка».

К 1977 году форма кузова будущей «восьмерки» уже была найдена

К 1977 году форма кузова будущей «восьмерки» уже была найдена

Ведь силуэт получил характерную клиновидную форму, а между боковыми стёклами появилась та самая широкая центральная стойка, по которой трехдверный Спутник легко отличить от практически любого хэтчбека, кроме разве что Volkswagen Scirocco.

В феврале 1978 года Минавтопром утвердил техническое задание на целое семейство переднеприводных автомобилей, а уже к концу года при активном участии компании Porsche проект «Гамма» получил достаточно привычный и законченный облик, отличаясь от серийного ВАЗ-2108 разве что некоторыми мелочами. Хотя при внимательном изучении предсерийных прототипов становится ясно, что при запуске в серию доводке и доработкам подверглись практически все кузовные панели.

Предсерийный ВАЗ-2108 в деталях заметно отличается от товарных Спутников

Предсерийный ВАЗ-2108 в деталях заметно отличается от товарных Спутников

В семидесятые годы на АЗЛК активно трудились над Москвичами нового поколения, которые бы серьезно отличались от привычного «сорокового» или «четыреста двенадцатого».

Проект «большого Москвича» оказался неудачным — машина потребовала бы слишком больших затрат, но при этом казалась устаревшей уже в виде опытного образца.

Именно поэтому Бюро художественного конструирования АЗЛК разработало Дельту — перспективный автомобиль, который радикально отличался от серийной продукции и прежних «концептов» формой кузова.

1 / 3
Москвичи С-серии также относились к фастбекам
2 / 3
Москвичи С-серии также относились к фастбекам
3 / 3
Москвичи С-серии также относились к фастбекам

Да, прототипы С-серии в угоду моде и времени наконец-то сделали двухбъемными, причем дизайнеры не побоялись изрядно наклонить заднее стекло, благодаря чему у машины появился достаточно динамичный силуэт. Однако «пробить окно в Европу» в торце задка так и не решились, опасаясь, что такой приём приведет к излишней потере жесткости кузова на кручение, а салон будет сильно остужаться в зимнее время при погрузке-разгрузке багажа. Именно поэтому заднее стекло «наглухо» вмонтировали, а для доступа в багажное отделение, как и на горьковской Победе, предусмотрели небольшую крышку.

Интересно, что в то время подобного решения не гнушались даже западные производители — к примеру, Opel выпускал версию Kadett D одновременно с обычным хэтчбеком!

Opel Kadett D – популярный немецкий хэтчбек конца семидесятых годов

Opel Kadett D – популярный немецкий хэтчбек конца семидесятых годов

opel_kadett_3-door_1 opel_kadett_3-door_45

opel_kadett_5

Накладные петли в районе заднего стекла позволяют отличить версию с кузовом фастбек от хэтчбека

Накладные петли в районе заднего стекла позволяют отличить версию с кузовом фастбек от хэтчбека

Со временем от фастбеков отказались в силу их непрактичности: из-за сильного наклона крышки объем багажника получался совсем небольшим (меньше, чем у аналогичного седана), а получить прибавку складыванием спинки заднего сиденья не получалось, ведь она была «намертво» прикреплена к кузову.

Именно поэтому после С1 и С2 появился прототип С3, который, в силу сложившихся обстоятельств, получил куда более традиционный внешний облик, чем прежние разработки С-серии.

Однако ни один из этих вариантов не произвел особого впечатления на высшее руководство Минавтопрома СССР. Вдобавок Виктор Николаевич Поляков, занимавший пост министра, как-то увидел на полигоне в Дмитрове хэтчбек Simca-1308 французского производства, ставший Европейским автомобилем года-1976. В итоге инженеров и дизайнеров АЗЛК в прямом смысле заставили создавать новый Москвич на базе французской «Симки», вдобавок сделав его переднеприводным.

Именно на хэтчбеке АЗЛК-2141 инженеры осваивали новый для себя передний привод

Именно на хэтчбеке АЗЛК-2141 инженеры осваивали новый для себя передний привод

Именно поэтому новой модели с индексом 2141 было суждено получить кузов типа хэтчбек, который в верхней части визуально мало отличался от французской машины. Однако при этом нельзя утверждать, что «сорок первый» получился «цельнотянутым». Кстати, мы уже развенчивали мифы и факты, связанные с историей и разработкой первого переднеприводного Москвича.

Еще задолго до запуска в серию модели Иж-Комби в Ижевске занялись разработкой собственного автомобиля с двухобъемным кузовом.

izh_zh_te_opytnyj_1 izh_zh_te_opytnyj_2

Спроектированный дизайнерами ВНИИТЭ экспериментальный ИЖ-ТЭ может считаться первым советским хэтчбеком

Фактически, к разработке перспективной модели приступили уже через два года после запуска конвейера, то есть, в 1968 году, а к 1972-му был готов опытный образец Иж-13. Чем-то он напоминал московскую «Дельту», хотя внешность автомобиля, как и его конструкцию, в Ижевске создали собственными силами.

izh_13_start_opytnyj_2 izh_13_start_opytnyj_3
Иж-13 Старт – весьма прогрессивный по конструкции и дизайну автомобиль для своего времени

Иж-13 Старт – весьма прогрессивный по конструкции и дизайну автомобиль для своего времени

При этом автомобиль получил не просто двухобъемный кузов самобытного дизайна — благодаря короткому свесу и пятой двери с подъемным задним стеклом Иж-13 являлся классическим пятидверным хэтчбеком!

И что удивительнее всего, перспективная модель отличалась крайне нетривиальной компоновкой — продольно расположенный силовой агрегат через оборачивающий редуктор соединялся с главной передачей, расположенной под блоком цилиндров (!).

Увы, в первой половине семидесятых годов в Минавтопроме СССР считали, что в этом классе автомобиль передний привод не имеет ни преимуществ, ни перспектив, поэтому ижевский проект, как и многие другие, просто «зарубили».

В тот же период (1972-1973 гг.) был разработан Иж-14 — полноприводный автомобиль с несущим кузовом типа хэтчбек. Таким образом, в Ижевске предвосхитили появление класса кроссоверов примерно на 20 лет…

1 / 3
Иж-14 – полноприводный легковой автомобиль, «заочно» проигравший Ниве
2 / 3
Иж-14 – полноприводный легковой автомобиль, «заочно» проигравший Ниве
3 / 3
Иж-14 – полноприводный легковой автомобиль, «заочно» проигравший Ниве

К сожалению, дальше создания и полигонных испытаний опытного образца дело не зашло — в Минавтопроме посчитали, что проектом «легкового полного привода» должны заниматься на ВАЗе, а не в Ижевске, отдав предпочтение разработке и запуске в серию ВАЗ-2121. Вдобавок само предприятие подчинялось «оборонке», а средства для реализации подобного проекта ведомством были просто не предусмотрены. В итоге еще один советский хэтчбек навсегда остался прототипом.

В конце семидесятых годов на заводе занялись разработкой очередного хэтчбека, но при этом благоразумно сохранили «агрегатную базу» прежних моделей. То есть, новый Иж-2126 должен был получить принципиально новый пятидверный двухобъемный кузов, оставаясь при этом автомобилем традиционной компоновки с приводом на задние колеса и продольно расположенным силовым агрегатом.

1 / 2
Ранние прототипы Иж-2126 отличались более угловатой внешностью, чем серийная Ода
2 / 2
Ранние прототипы Иж-2126 отличались более угловатой внешностью, чем серийная Ода

Первую серию прототипов изготовили в 1979 году. Опытные образцы серии «Т» отличались современной формой кузова и весьма вместительным салоном. Однако на этом этапе работы носили скорее поисковый характер — конструкторы отрабатывали общую компоновку и взаимное расположение агрегатов.

Таким образом, в семидесятые годы практически все «легковые» автозаводы активно работали над перспективными автомобилями с кузовом типа хэтчбек, но до конвейера эти разработки смогли добраться только в следующем десятилетии.

Восьмидесятые

Советские автомобилисты узнали о перспективной модели ВАЗ с приводом на передние колеса и кузовом типа хэтчбек в начале 1981-го, когда министр автопрома В.Н. Поляков, выступая на ХХVI съезде КПСС, сообщил о том, что в одиннадцатой пятилетке Волжский автозавод приступит к производству принципиально новой машины с приводом на передние колёса.

В декабре 1984 года первые серийные «восьмерки» сошли с конвейера, а товарная партия из 2000 выпущенных машин поступила в советские автомагазины в январе 1985-го. Именно поэтому трехдверный ВАЗ-2108 считается первым серийным хэтчбеком, выпущенным в СССР. Стоил Спутник 8 346 рублей — заметно дороже, чем ВАЗ-21013, но дешевле «шестёрки» и «семёрки».

Поначалу советские автомобилисты довольно настороженно встретили непривычную машину, которая радикально отличалась от традиционных Жигулей и формой кузова.

1 / 3
ВАЗ-2108 – первый серийный советский хэтчбек
2 / 3
ВАЗ-2108 – первый серийный советский хэтчбек
3 / 3
ВАЗ-2108 – первый серийный советский хэтчбек

Больше всего в этой модели смущала «малодверность», из-за чего при каждой посадке-высадке задних пассажиров водитель или передний пассажир были вынуждены выходить. Вдобавок автомобиль оказался куда более тесным, а багажник не был отделён от салона металлической перегородкой, как на седанах. Первый блин оказался комковатым не только по концепции, но и по качеству изготовления – сейчас трудно даже представить, сколько владельцев «восьмерок» в те годы настрадалось из-за отказавшего коммутатора в системе зажигания… Со временем, правда, эту модель стали ценить за отличные ходовые качества, но… как говорится, осадочек остался.

Нужно отдать должное АВТОВАЗу – пятидверную версию под индексом ВАЗ-2109 удалось запустить в серию уже в 1987-м, то есть, всего два года спустя после массового производства «восьмерки».

1 / 4
Пятидверная «девятка» была удобнее ВАЗ-2108, хотя длина кузова и колёсная база автомобилей полностью совпадали
2 / 4
Пятидверная «девятка» была удобнее ВАЗ-2108, хотя длина кузова и колёсная база автомобилей полностью совпадали
3 / 4
Пятидверная «девятка» была удобнее ВАЗ-2108, хотя длина кузова и колёсная база автомобилей полностью совпадали
4 / 4
Пятидверная «девятка» была удобнее ВАЗ-2108, хотя длина кузова и колёсная база автомобилей полностью совпадали

Со временем Спутники-Самары обзавелись более мощными полуторалитровыми двигателями и модернизированной передней частью, благодаря чему оба хэтчбека пользовались спросом и успехом как на внутреннем¸ так и на внешнем рынках. Более того, именно эти автомобили могут считаться наиболее массовыми хэтчбеками за всю историю советско-российского автопрома, ведь всего было выпущено около двух с половиной миллионов «восьмерок» и «девяток»!

1 / 5
На Западе «восьмерки» нередко облагораживали с помощью пластиковых накладок и легкосплавных дисков
2 / 5
На Западе «восьмерки» нередко облагораживали с помощью пластиковых накладок и легкосплавных дисков
3 / 5
На Западе «восьмерки» нередко облагораживали с помощью пластиковых накладок и легкосплавных дисков
4 / 5
На Западе «восьмерки» нередко облагораживали с помощью пластиковых накладок и легкосплавных дисков
5 / 5
На Западе «восьмерки» нередко облагораживали с помощью пластиковых накладок и легкосплавных дисков

К сожалению, остальные советские хэтчбеки не могут похвастать удачливостью собственной судьбы.

К примеру, переднеприводный Москвич, хоть и обрёл привычный облик уже в начале восьмидесятых годов, до конвейера добрался лишь в конце 1986 года, причем первая партия из двух с половиной сотен машин по решению московских властей была реализована только среди сотрудников АЗЛК и ветеранов Великой Отечественной войны.

azlk_2141__moskvich__6 azlk_moskvich-2141_1
«Сорок первый» стал вторым серийным хэтчбеком, выпущенным в СССР

«Сорок первый» стал вторым серийным хэтчбеком, выпущенным в СССР

aleko_s

Массовое производство «сорок первых» началось в 1987-м, но… довольно дорогой (около 9 500 рублей) автомобиль вынужденно комплектовали «чужим сердцем» — двигателем ВАЗ-2106, который для достаточно тяжелой машины оказался слабоват. Вдобавок вскоре оказалось, что новая модель страдает далеко не лучшим качеством изготовления и отличается низкой коррозионной стойкостью, а установка уфимского двигателя объемом 1,5 литра лишь усугубила проблему «немощности». Именно поэтому уже через несколько лет после начала производства «сорок первый» скатился в самый низ условной «табели о рангах», навсегда уступив пальму первенства вазовским переднеприводникам.

Несмотря на то, что уже к 1984 году Иж-2126 успешно прошел технические испытания и государственную приёмку, путь этого хэтчбека оказался длинным и тернистым.

1 / 3
На фото: Иж-2126
2 / 3
На фото: Иж-2126
3 / 3
На фото: Иж-2126

Смерть секретаря ЦК КПСС Устинова, запуск в производство тольяттинской «восьмерки», отсутствие требуемого производственного оборудования, начало перестройки — существовало несколько причин, почему новый Иж начали выпускать в небольших количествах лишь осенью 1990 года, то есть, меньше чем за год до распада СССР. Причем весь «советский» период кузова новых хэтчбеков сваривались вручную (!), поскольку автоматизированная линия к тому моменту так и не была смонтирована.

Не лучше обстояли дела и в Запорожье, где работали над переднеприводным Запорожцем с кузовом хэтчбек. Во-первых, создатели Таврии по велению Минавтопрома «бежали за паровозом», несколько раз модернизируя свои прототипы для соответствия уровню мировых аналогов.

ЗАЗ-1102 – компактный хэтчбек с непростой судьбой

ЗАЗ-1102 – компактный хэтчбек с непростой судьбой

Во-вторых, запуск в производство Таврии затягивался из-за недостатка финансирования. Поэтому первые серийные ЗАЗ-1102 сошли с конвейера в ноябре 1987 года.

zaz-110206_tavria_1 zaz-110206_tavriya_3

Запуск в серию Таврии оказался для завода не самой простой задачей — в основном из-за недостаточного финансирования, а также из-за существенных отличий ЗАЗ-1102 от прежних моделей

1 / 3
Таврию поставляли и на экспорт, хотя до рыночного успеха «восьмерки» ей было далеко
2 / 3
Таврию поставляли и на экспорт, хотя до рыночного успеха «восьмерки» ей было далеко
3 / 3
Таврию поставляли и на экспорт, хотя до рыночного успеха «восьмерки» ей было далеко

Оказалось, что симпатичная и чем-то похожая на уменьшенную «восьмерку» машинка по цене в 5 100 рублей несколько «сыровата» и по конструкции, и по качеству изготовления. Тем не менее, неизбалованный советский потребитель был рад и такому автомобилю, ведь по набору потребительских качеств Таврия была несравнимо лучше обычных Запорожцев.

В 1990 году на ЗАЗе изготовили полноразмерный макет «Таврии будущего» под индексом ЗАЗ-1106, но этому прототипу так и суждено было остаться «в пластилине».

1 / 2
ЗАЗ-1106 – Таврия будущего, которое так и не наступило
2 / 2
ЗАЗ-1106 – Таврия будущего, которое так и не наступило

В 1982-м по приказу Минавтопрома на ВАЗе занялись автомобилем особо малого класса для инвалидов, который должен был прийти на смену примитивной серпуховской «инвалидке».

В качестве прототипа был выбран японский Daihatsu Cuore L55, но с двигателем в Тольятти поступили оригинально, установив под капот «половинку» двигателя ВАЗ-2108 — то есть, оригинальный двухцилиндровый мотор, полностью унифицированный с «восьмерочным» по поршневой группе и другим комплектующим.

Опытные образцы трёхсотой серии были испытаны и рекомендованы к постановке на производство в 1987-м. Год спустя в Тольятти изготовили опытно-промышленную партию из 300 машин, но массовое производство Оки началось уже в постсоветский период.

1 / 2
Ока – тоже хэтчбек, хотя очень маленький и необычный
2 / 2
Ока – тоже хэтчбек, хотя очень маленький и необычный

Интересно, что из-за почти вертикальной задней стенки её иногда называли трехдверным универсалом, однако официально ВАЗ-1111 всегда считался хэтчбеком. К слову, немецкий Volkswagen Polo одновременно выпускался как в виде классического трехдверного хэтчбека с сильно наклонённой задней дверью, так и с почти вертикально установленным задним стеклом, как на нашей Оке.

1 / 2
Volkswagen Polo Typ 86 предлагался с двумя разновидностями кузова, которые отличались задней частью и оформлением передка
2 / 2
Volkswagen Polo Typ 86 предлагался с двумя разновидностями кузова, которые отличались задней частью и оформлением передка
volkswagen_polo_g40 volkswagen_polo_82

Версия VW Polo с более сильным наклоном заднего стекла (на фото слева) обозначалась как Coupe, хотя по всем параметрам являлась обычным хэтчбеком

volkswagen_polo_g40_uk-spec_2 volkswagen_polo_12

Версия VW Polo с более сильным наклоном заднего стекла (на фото слева) обозначалась как Coupe, хотя по всем параметрам являлась обычным хэтчбеком

Пожалуй, на этом история серийных советских хэтчбеков и заканчивается, хотя в конце восьмидесятых Научным Автомоторным Институтом (НАМИ) было выпущено несколько любопытных концептов, о которых мы расскажем в следующем материале – например, трехдверные Компакт и Дебют, а также пятидверная Охта.

nami_0288compact_1 nami_0288compact_1_2

На фото: НАМИ Компакт

На фото: НАМИ Охта

На фото: НАМИ Охта

Без имени-1

В конце восьмидесятых НАМИ спроектировал несколько хэтчбеков, о которых рядовых автомобилисты узнали благодаря журналу За Рулём 

Поделиться: 0 0 0 0 0 0

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Советский союз до сих пор существовал бы, если бы коммуняки вкладывались не в производство никому не нужных танков и ракет, а в автомобилестроение.

Новые статьи Смотреть все
Статьи / История
АМО против Мерседесов: какими были первые «скорые помощи»

Опыт первого серийного производства карет «скорой помощи» в СССР относится к середине 20-х годов. Нетрудно догадаться, что те машины не выдерживали никакой критики — переделанные из итальянских грузовиков, холодные,…

97 0 0
Статьи / История
Мезальянс Березовского: как появился проект AVVA, и почему все кончилось плохо

В новейшей истории российского автопрома есть немало тёмных пятен – явлений и событий, связанных с «переходным» периодом от планово-административной экономики СССР к свободным рыночным отношениям в РФ. Один из наиболее…

3982 2 2
Статьи / Популярные вопросы
Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

Говоря об ОСАГО при авариях, мы уже привыкли к схеме «попал в ДТП, не являясь его виновником – получил недостаточную компенсацию – обратился к «независимым автоюристам» – через суд получил дополнительную компенсацию –…

73215 2 3
Выбор подержанных авто Смотреть все
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: тормоз вместо автомата и опасный катализатор

В первой части нашего обзора подержанного Аккорда восьмого поколения мы рассказали о том, какой «концерт» придётся выслушать владельцу этого автомобиля в десятилетнем возрасте. Может стучат и трещать рулевое управление…

1909 1 0
Выбор авто / Подержанные авто
Honda Accord VIII с пробегом: решётка радиатора на гвоздях и концерт рулевой колонки

Honda всегда шла своим путём, не поддаваясь веяниям автомобильной моды. Но настало время, и этот почтенный японский производитель был вынужден сделать что-то «модное»: комфортное, но спортивное. Так получился Аккорд…

1620 0 4
Выбор авто / Подержанные авто
Suzuki SX4 l с пробегом: муфта не для дрифта и мотор не для рейсинга

Недорогой кроссовер – мечта многих, кто не может купить дорогой. Причём не только сама покупка должна быть бюджетной, но и её будущее содержание. В первой части обзора SX4 первого поколения мы уже выяснили, что этот…

2458 1 4
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Одиночные
Суровый бог войны: тест-драйв ракетоносца ГАЗ-63

Боги войны, конечно – артиллеристы. Но реактивная система залпового огня БМ-14-17 (8У36) выглядит не менее божественно, чем какая-нибудь дивизионная пушка ЗиС-3. Ну, а ГАЗ-63, на котором стоит эта система, и вовсе…

47920 6 17
Тест-драйвы / Одиночные
Управление неожиданностями: тест-драйв новой Toyota Camry

Мы не думали, что это когда-то случится. Хотя, говоря объективно, это должно было случиться уже давно. А случилось вот что: Toyota Camry стала интересным автомобилем. И если раньше словосочетание «водитель Camry»…

17769 17 0
Тест-драйвы / Одиночные
Детейлинг? Нет, не слышал: опыт владения Land Rover Defender

Он держался до конца. Не дал уронить себя на колени, не прогнулся под изменчивый мир, хотя был одним из последних в своём роде. Жёсткий и суровый, но такой настоящий в своей простоте – в 2016 году ушёл из серийной жизни…

15927 7 1
Обзоры и тесты гаджетов
Статьи / Практика
Проекция на лобовое стекло из смартфона: как сделать по уму?

Сегодня любой автовладелец может скачать HUD-приложения для смартфона и сделать проекцию на лобовое стекло в своем автомобиле. Но изображение будет мутным, двоящимся и практически невидимым в солнечный день. Для того,…

69658 4 2
Гаджеты / Радар-детекторы
Проверенная классика и инновации: тест радар-детектора Fujida Neo 8000

Сегодня мы проверим достоинства богатой комплектации Fujida Neo 8000 и протестируем этот радар-детектор на дорогах. А заодно выясним, почему сигнатурные радар-детекторы и смартфоны с РД-приложениями никак не вытеснят с…

14301 0 0
Статьи / Практика
Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам?

Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил вас без права управления…

11366 1 0
Военная техника
Статьи / Военная техника
Наш тепловоз, вперед лети! Уникальная военная автотехника 21-го института

Внимание! Не пробегайте мимо! Внимательно вглядитесь в это фото! Нет, это вовсе не тепловоз, и даже не электровоз. Да это же какая-то уникальная помесь тепловоза с автомобилем, сотворенная ради шутки! Вовсе нет: это…

49638 1 0
Статьи / Военная техника
48 ведущих колес: автопоезда-гиганты советских ракетных войск

С середины 1970-х годов активное развитие мощнейших мобильных средств поражения противника, укрывшегося на дальних континентах, привело к появлению в советских РВСН нескольких семейств самоходных сверхсекретных систем…

26920 0 0
Статьи / Военная техника
Сначала был хаос: первые военные автомобили Царской России

Во всех важных делах Царская Россия всегда стремилась идти в ногу с Западом, но всегда терпела неудачи. Так получилось и с рождением первых военных автомобилей. В конце XIX века русское Военное ведомство составило доклад…

8619 0 1
История автомобилестроения
Статьи / История
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной

Предназначение автомобильной подвески – обеспечивать комфорт и постоянное сцепление с дорогой. Предназначение выдающейся автомобильной подвески – обеспечивать беспрецедентный комфорт, полностью изолируя кузов от того,…

309553 4 30
Статьи / История
Последняя удача АЗЛК: как и зачем создали Москвич-2140 «Люкс»

Об этом автомобиле приходилось слышать пренебрежительные высказывания. Мол, навесили на старый кузов «какой-то нелепый пластик». Подобный подход говорит только о незнании специфики автомобильного производства и его…

241979 19 0
Новости / Рендеры "Колёса.ру"
Последний рестайлинг Москвича: каким он мог быть

Немногие знают, что московский завод в конце 90-х годов планировал существенно обновить свою основную модель. Пользуясь имеющейся информацией, мы представили, что из этого могло получиться.

110502 14 14
Внимание

Изображение
Выбрать файл
Добавить цитату
Внимание

Вы уверены, что хотите удалить этот комментарий?

Внимание

Вы уверены, что хотите удалить все комментарии пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите отклонить комментарий пользователя?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в спам?

Внимание

Вы уверены, что хотите переместить комментарий пользователя в корзину?