Что говорили об отечественных авто Путин, Медведев и Лавров

Ранее мы рассказывали об отношении российской власти к автомобильной промышленности во времена от Николая II до Ельцина. А теперь посмотрим, что говорили про отечественные машины лидеры страны в последние 15 лет.

Нам известно, что Николай II любил гусеничные вездеходы, а Ленин уважал Роллс-Ройсы, мы знаем пару баек о Сталине и автомобилях. Мы вспомнили, что кричал об автопроме Хрущёв, при каких обстоятельствах Брежнев кашлял на Ниву и что пожелал АВТОВАЗу Горбачёв. Мы изучили, чем обернулась история с пересаживанием чиновников на Волги при Ельцине и попробовали понять, зачем Лужков ездил на Москвиче и собирался выпускать биотопливо из соломы. Если же обратиться к совсем недавнему прошлому, то становится заметно, что отношение российской власти к автопрому в последнее время поменялось. По крайней мере – стало системным и публичным.

В отличие от прежних времён, теперь нет дефицита в высказываниях лидеров государства об автомобилях, причем именно о массово выпускаемых, тех, которые доступны почти любому россиянину. Эти фразы, едва произнесённые, разносятся по тысячам ресурсов, крутятся на десятках каналов, повторяются в курилках и на кухнях… и надолго поселяются в общественном сознании. Сложно сказать, даёт ли всё это тот эффект, на который, надо думать, оно рассчитано, но сами по себе эти фразы, как правило, замечательные. Они – отличный информационный «раздражитель» и богатая пища для размышлений.

Volga Siber


Впрочем, регулярно высказываться об автомобилях новая власть стала далеко не сразу. Очевидно, что некоторое время она формировала политику того, как это отношение будет представлено массам. Поначалу были заметны лишь попытки реализовать старые идеи: уже при Путине снова стали говорить о пересаживании чиновников на Волги, СМИ писали об этом и в 2001, и в 2004, и даже в 2008 году – тогда Путин находился в должности премьер-министра, а в качестве «автомобиля для пересаживания» имелась в виду Volga Siber. Как известно, из этой затеи ничего не вышло, а Немцов, инициатор «пересаживания чиновников» ещё ельцинской поры, поначалу поддержавший идею с Сайбером, всего полгода спустя критиковал её, говоря, что провалится она ровно по тем причинам, по которым провалилась при Ельцине: сам президент не спешит пересаживаться с Мерседеса на Волгу… Действительно, так уж получилось, что тема высказываний власти о народных автомобилях тесно переплетена с тем, на чём же власть имущие передвигаются сами. Нынешний президент в качестве «служебки» использует Mercedes S600 Pullman Guard, и при всей «непатриотичности» этого, вариантов у него не так уж и много: правительственные ЗИЛы давно стали не более, чем экспонатами музея, а Пульман – объективно одно из самых лучших предложений в этом классе.
Mercedes S600 Pullman Guard.jpg

Mercedes S600 Pullman Guard



Вместе с тем, запущенный несколько лет назад проект «Кортеж», вроде бы буксующий и окружённый сонмом недомолвок, похоже, всё же готовится к первому реальному «выхлопу»: в апреле 2016 года подтвердилось, что в конце 2017 будет выпущена партия автомобилей для первых лиц государства. Вообще, помимо лимузинов на платформе «Кортежа», планируют делать седан, внедорожник и минивэн, доступные «простым смертным», однако «народными» эти автомобили точно не станут. Тем не менее, нынешней президент регулярно демонстрирует если не любовь, то привязанность к вполне обычным отечественным автомобилям. В 2006-м, на саммите «Большой восьмёрки» Путин катал президента США Джорджа Буша на Запорожце. В конце «нулевых», согласно опубликованной декларации о доходах, Владимир Владимирович владел двумя ГАЗ М-21 Волга (1960 и 1965 г. в.), а также прицепом Скиф 1987 г. в. А на современную продукцию отечественного автопрома президент публично обратил своё внимание 18 мая 2007 года, когда впервые приехал на АВТОВАЗ. К тому моменту прошло уже почти 13 лет, как здесь был предыдущий президент России Борис Ельцин. Путин провёл на заводе около часа и прокатился по заводскому треку на седане Lada Kalina в компании Германа Грефа (тогда – министра экономразвития и торговли). Писали, что, президент с министром разогнались аж до 120 км/ч. Когда тест-драйв был закончен, Путин, неожиданно повернувшись на оклик из толпы журналистов, высказал своё мнение о Калине. Забавно, что его немного «оправдательный» спич об автомобиле был адресован журналистке корпоративного издания АВТОВАЗа.
Хорошая машинка. Что вы хотите – ведь она меньше 10 000 долларов стоит! Для тех целей, для которых она производится, очень неплохая машина.

В. В. Путин об автомобиле Lada Kalina


Lada Kalina


В тот момент, впрочем, никто ничего забавного в словах президента не нашёл, все были чрезвычайно впечатлены самим фактом того, что глава государства высказался о бюджетной машине – если вы читали предыдущие три статьи на эту тему, вы понимаете, что раньше случалось такое, мягко говоря, очень редко. Но с тех пор высказывания президента (впоследствии – премьера и снова президента, а также других первых лиц государства) об отечественном автопроме стали традицией. В июле 2008 года премьер Путин покатался на Volga Siber, за день до начала серийного производства.
autowp.ru_gaz_volga_siber_3.jpg

Volga Siber


Такая жестковатая, но приёмистая очень машина. И мне рассказывали сейчас ребята – клиренс немножко подняли, для наших дорог нормально будет.

В. В. Путин об автомобиле Volga Siber

Как мы знаем, созданный на платформе Chrysler Sebring, автомобиль Volga Siber особо массовым не стал, выпускался всего два года, за которые удалось сделать чуть меньше 9 000 единиц. Соответственно, ничего не получилось и с в который раз реанимированной идеей пересаживания чиновников на Волгу. Сергей Занозин, тогдашний глава ГАЗа, верил в «традиционность» Волги как чиновничьего автомобиля и делал на Сайбер ставку, однако проект с формулировкой «убыточный» был закрыт шведом Бу Андерссоном, который в 2009 году возглавил Группу «ГАЗ» вместо Занозина. Завод в Нижнем Новгороде с тех пор сконцентрировался на разработке и выпуске коммерческой техники, его впоследствии и посещали первые лица государства (в первую очередь – Путин и Медведев), которые оставались довольны увиденным, и в целом итоги эпохи Андерссона на ГАЗе считаются весьма позитивными. Но вот с «легковушками» и с легендарным брендом «Волга», за сохранение которого ещё в 2008 году Путин говорил заводчанам «спасибо», было покончено. В следующем году в российском автопроме грянул очередной кризис, вслед за очередным общеэкономическим. Правительство предприняло меры: повысило таможенные пошлины на подержанные иномарки и заявило о намерении выделить автопрому существенные средства – в частности, АВТОВАЗу предназначалось 25 млрд рублей. Эти новости были встречены общественностью неоднозначно, да и на самом Волжском автомобильном бушевали страсти, хотя и немного по другому поводу: началась волна сокращений, росло недовольство новым руководством предприятия – московским менеджментом предприятия во главе с Борисом Алёшиным из госкорпорации «Ростехнологии». И начало выступлений заводской команды в чемпионате WTCC, и покупка платформы Renault B0 для выпуска новых моделей Lada многими тогда воспринимались если не как пир во время чумы, то как непродуманные и расточительные шаги. Однако, каким бы ни было на самом деле тогдашнее руководство АВТОВАЗа, через несколько лет Lada будет брать подиумы в мировом гоночном первенстве, а серийная модель Largus станет бестселлером российского авторынка и несколько раз подряд удостоится титула «Автомобиль года в России».
Lada 4x4 Джунгли.jpg

Lada 4x4 Джунгли, фото: aleqt.com



Сам же премьер Путин в том самом 2009 году в очередной раз продемонстрировал лояльность по отношению к АВТОВАЗу, в марте посетив завод и пообещав те самые 25 миллиардов, а также сообщив, что Белый дом выделит ещё 30 млрд рублей на закупку для чиновников отечественных машин, львиную долю которых купят у АВТОВАЗа… Увы, до сих пор неизвестно, купил ли что-то Белый дом у Волжского автозавода. Зато 16 мая Путин приехал в свою резиденцию в Сочи, где его ждали журналисты, на автомобиле Lada 4x4, который только что приобрёл «для рыбалки». Премьер признался, что успел проехать на машине всего около 300 метров (на одометре было порядка 270 км пробега), но предложил всем желающим самостоятельно опробовать автомобиль. Предложением воспользовался журналист из Турции и после короткой поездки сначала заявил Путину, что не ожидал получить такие ощущения, а потом дал понять, что видит, что комплектация машины не совсем стандартная… Президент ответил следующее.
Да, [автомобиль становится] всё лучше и лучше. Хорошо идёт, мягко идёт и мощно… Я же говорю, что эту комплектацию можно заказать.

В. В. Путин об автомобиле Lada 4x4 Джунгли

Вообще говоря, машину действительно сделали на АВТОВАЗе, но после конвейера она прошла «доработку» в Управлении спортивных автомобилей, и именно «под премьер-министра». По сообщениям некоторых СМИ, внедорожник получил мотор с увеличенным до 1,9 литра рабочим объёмом, с которого «сняли» 140 л. с. и 190 Нм, коробку передач с оригинальным рядом передаточных отношений, сцепление Valeo, модифицированную «раздатку», межколёсные самоблокирующиеся дифференциалы, усиленную балку заднего моста, усиленные полуоси, переднюю подвеску от Chevrolet Niva… По некоторым подсчетам, цена этого автомобиля превышала 600 000 рублей при стоимости базовой комплектации Lada 4x4 в 256 000 рублей. Словом, то, что премьер обмолвился, что такая Нива, дескать, выпускается серийно, было некоторым преувеличением. Кстати, никого из присутствующих не смущал тот факт, что используемое во всех разговорах с премьером и в последующих публикациях на эту тему название «Niva» (во всех вариантах написания) к тому моменту уже порядка восьми лет как принадлежало бренду Chevrolet... Как бы там ни было, а автомобиль, похоже, Путину действительно понравился. По крайней мере, спустя несколько лет, на презентации совсем другого автомобиля (Lada Vesta, о чем рассказ ниже) президент упомянул, что владеет «двадцать первой» Волгой и… да-да, Нивой.

Lada Kalina Sport



А вот знаменитая жёлтая Lada Kalina Sport первого поколения собственностью Владимира Владимировича не стала. Тогда же, (на презентации Весты), Путин сказал, что на Калине уже давно не ездил, хотя и она – автомобиль хороший. Путина спросили об этой машине неслучайно – всем запомнилось его путешествие на ярко-жёлтой Lada Kalina Sport по трассе Чита-Хабаровск в конце августа 2010 года. После поездки Путин, на тот момент занимавший пост премьера, расписался на капоте автомобиля и сказал фразу, которая сейчас написана на табличке, стоящей рядом с этим автомобилем в Музее АВТОВАЗа в Тольятти.
Выглядит как цыплёнок, а летает как ласточка.

В. В. Путин об автомобиле Lada Kalina Sport


Разумеется, Путина расспрашивали об этой поездке ещё несколько месяцев кряду. В сентябре, на форуме партии «Единая Россия», премьер рассказал о продолжении программы утилизации на следующий год, как мере поддержке отечественного автопрома, и, конечно, не избежал вопросов о Калине.
Она сделана с привлечением компонентов, в том числе из-за рубежа, но сделана не на основе новой базы, которая предлагается Renault-Nissan – это сделано собственными руками. Это машина для молодых людей стоимостью в районе 10 000 долларов. Это просто хорошая машина.

В. В. Путин об автомобиле Lada Kalina Sport

В той же речи глава правительства отметил, что Лада Приора по сравнению с Калиной «шумноватая внутри», а вот Калина «для такой ниши» – очень хороший продукт. Сделал вывод, что на предприятии есть и интеллектуальная база, и программа развития, которую посоветовал сделать публичной и вывесить на официальный сайт. Разумеется, такая программа в скором времени была опубликована. К тому времени место президента на АВТОВАЗе занимал Игорь Комаров, пришедший на этот пост по линии «Ростехнологий» (как и его предшественник Алёшин) в августе 2009 года, и надо признать, что та программа развития, что появилась при нём, хоть и пережила несколько «редакций», в общих чертах выполняется по сей день. Вслед за ветеранами отечественного автопрома стали подтягиваться и «молодые». Бытует мнение, что в своё время руководители компании Marussia Motors, основанной шоуменом и гонщиком Николаем Фоменко, подарили Путину «первый российский суперкар» Marussia B1. Однако официального подтверждения этой информации никогда не было, равно как и неизвестно, катался ли Владимир Владимирович на этом автомобиле и какие впечатления получил.
yo-kross-kupe.jpg

Ё-мобиль



А вот на знаменитом Ё-мобиле – катался и охотно высказывался о нем. Презентацию Ё-мобиля премьер-министру Путину назначили на 1 апреля 2011 года – видимо, решив демонстративно отринуть суеверия. Окончив заседание правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям в Ново-Огарёво, Путин ознакомился с устройством двух представленных Ё-мобилей, сел за руль одного из них, а за руль второго пригласил главу группы «Онэксим», учредителя компании «Ё-авто» и главного идеолога проекта «Ё-мобиль» Михаила Прохорова. После чего глава правительства обратился к Прохорову.
Я смогу доехать? Не развалится по дороге ваш Ё-мобиль?

В. В. Путин о Ё-мобиле

Путин вообще любит этот как бы непринуждённо-шутливый тон и часто использует его в совершенно определённых ситуациях. Продолжил он высказываться подобным образом и после поездки на Ё-мобиле, которая, впрочем, судя по всему, прошла вполне успешно.
Как вы его назвали? Ё-мобиль? Название, конечно… Непонятно, откуда вы его взяли. Нет, может быть, даже неплохо, во всяком случае внимание привлекает.

В. В. Путин о Ё-мобиле

Несмотря на всю эту лёгкую комичность ситуации, на тот момент в «новичков», кажется, верили все без исключения – действительно, очень уж привлекательными, особенно для непосвящённых в тонкости автопрома, выглядели новые отечественные автомобильные проекты – Маруся и Ё-мобиль. Серийное производство Ё-мобилей должны были начать в конце 2012-го, на официальном сайте был открыт предзаказ, где заявку оформили около 100 000 человек, а Marussia Motors рапортовала о сотнях заказов и сборке первых автомобилей. В итоге же хоть сколько-нибудь успешными не стали ни те, ни другие. Маруся Моторс, поблистав презентациями, засветившись в проекте «Кортеж» и даже в Формуле-1, несколько раз переносила место производства, меняла поставщиков важнейших комплектующих, ссорилась с сотрудниками, в итоге задолжала по зарплатам огромную сумму и 8 апреля 2014 года была упразднена. Ё-авто, покатав по выставкам красивые прототипы, начала периодически отодвигать дату старта производства, упрощала конструкцию машин, чтобы хоть как-то приблизить их к реалиям серийной сборки, а потом устроила тест-драйв «предсерийных» машин для журналистов, на котором стала очевидна фатальная «сырость» проекта, и в апреле 2014 года (практически синхронно с кончиной Маруси) он был продан Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) за символическую цену в 1 евро. К слову, многие сотрудники Marussia Motors и Ё-авто перешли на работу в НАМИ, который сейчас занимается реализацией проекта «Кортеж».

Lada Granta


Тем временем в России успешно запускались куда более «приземлённые», близкие к реальности проекты, и руководство страны продолжало принимать в этом активное участие. 11 мая 2011 года президент В. В. Путин совершил пробную поездку на Lada Granta, автомобиле, который собирались представить широкой публике только в августе, а запустить в серию в октябре. Машину позиционировали, как самую дешёвую в Европе, с ценой в России от 220 000 до 300 000 рублей. Президенту показывали самую доступную версию.
Машина хорошая. Почти такая же [как Калина], но мне показалось, что Калина чуть поприемистее. Но это просто другая машина … Посмотрите, какой большой [багажник] – два мешка картошки войдет спокойно… Это самая дешевая версия. Но хорошая. В целом мне понравилось.

В. В. Путин об автомобиле Lada Granta

Та презентация тоже не была лишена курьёзных моментов, которые впоследствии с удовольствием муссировались прессой. Поначалу Владимиру Владимировичу никак не удавалось открыть багажник, не сразу смогли помочь даже подоспевшие президент АВТОВАЗа Игорь Комаров, губернатор Самарской области Владимир Артяков и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. А потом Путин сел за руль и… завёл автомобиль только с пятой попытки – впоследствии он объяснял этот казус собственной ошибкой, потому что «по старинке» давил на педаль газа при запуске. Несмотря на эти «нестыковки» на презентации, автомобиль пошёл по конвейеру точно в срок и быстро стал бестселлером авторынка, обосновавшись на верхушке топа продаж на весьма продолжительное время. Менее чем через год, в апреле 2012-го, Путин принимал на АВТОВАЗе ещё одну новинку – Lada Largus, построенную на базе Dacia Logan MCV и французской платформы B0. С этой машиной на Волжском автомобильном запустилась новая сборочная линия (точнее – кардинально обновлённая старая), которая должна была делать авто на французской «тележке» под брендами Renault, Nissan и Lada в объёме до 350 000 шт. в год (собственно, так оно и получилось).

Lada Largus


Президент России хоть и не покатался в этот раз на новинке, а лишь традиционно расписался на капоте, но заявил, что в последние три года государство выделило на поддержку отечественного автопрома 23 млрд рублей, а полный объём инвестиций составит 169 млрд рублей. Кроме того, из уст Президента в очередной раз прозвучала знакомая мысль: «Все органы государственной и муниципальной власти РФ, заказчики и предприятия, финансируемые из государственного бюджета, должны уже в самое ближайшее время покупать автомобильную технику, производимую только на территории РФ и Единого Экономического пространства, то есть России, Казахстана и Белоруссии». Пару лет спустя, в апреле 2014-го, своё внимание на российский автопром обратил премьер-министр Дмитрий Медведев, посетив другой отечественный автозавод с давней советской родословной – УАЗ. Впрочем, визит Дмитрия Анатольевича не был напрямую связан с отечественной маркой авто – глава правительства прибыл в Ульяновск в связи с открытием на УАЗе линии по сборке японских грузовиков Isuzu.

UAZ Patriot


На предприятии, сопровождаемый губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым и гендиректором ОАО «УАЗ» Вадимом Швецовым, премьер пробыл всего около 20 минут. Однако Медведев осмотрел и новенькие UAZ Patriot в различных вариантах исполнения, покатался на одном из них (к сожалению, зафиксированных впечатлений премьера от Патриота найти не удалось), пообещал выделить на модернизацию завода порядка 2 млрд рублей, а также высказался об Ульяновском автозаводе в целом.
Предприятие является одним из лидеров отечественного автопрома. УАЗу есть, чем гордиться. Предприятие менялось, обновлялся и модельный ряд, появлялись новые автомобили. Производство постоянно развивается, становится более современным, модернизируется.

Д. А. Медведев об УАЗе


f96e54bae9677008c88fbf529bb731aa.png

Lada Vesta и Lada Xray


К сожалению, в конце 2014 года экономику России в очередной раз «тряхнуло», а вслед за этим просел и автомобильный рынок страны, и автопром в целом. Однако на АВТОВАЗе, к тому времени уже год возглавляемом Бу Андерссоном, перешедшим с ГАЗа, полным ходом шла разработка новых моделей – Lada Vesta и Lada Xray. В феврале 2015 года прототипы обеих моделей были показаны Медведеву, и тот остался доволен.
Очень добротные автомобили.

Д. А. Медведев об автомобилях Lada Vesta и Lada Xray


Lada Vesta Cross Concept


Этот лаконичный стиль в оценке новых «народных» авто, казалось, стал трендом среди других членов правительства. В рамках XII форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана своё мнение о концепте вседорожного универсала Lada Vesta Cross озвучил глава МИДа Сергей Лавров.
Хороший автомобиль.

С. В. Лавров о концепте Lada Vesta Cross

Но Президент Путин привык давать более развёрнутые комментарии, и в октябре 2015 года, через месяц после старта производства седана Lada Vesta (и за месяц до официального начала продаж), на итоговой пленарной сессии XII ежегодного заседания дискуссионного клуба «Валдай» Владимир Владимирович прокатился на Lada Vesta в фирменном цвете «Лайм» с роботизированной коробкой (АМТ), после чего обстоятельно высказался об этой знаковой новинке российского автопрома. Конечно, отчасти этой обстоятельности мы обязаны журналистам, задававшим наводящие вопросы. Если соединить ответы Президента в единое целое, мнение о Весте получится следующим.
Отличная машина, очень хорошая, приемистая, легкая в управлении. Два варианта [коробки передач] есть: с ручным управлением и смешанное, ручное и автоматическое. Очень хорошая, мне понравилась … Так легко переключается, сама идет, когда нагрузка увеличивается в гору. Мы же поднимались в гору, подъем достаточно непростой... Сама переключается коробка, хорошо работает. Очень мягко идет.

В. В. Путин об автомобиле Lada Vesta


Lada Vesta


Путин обратил внимание на то, что Веста – автомобиль иного класса, чем прежние разработки АВТОВАЗа (в частности Калина), что у него неплохие перспективы не только в России, но и за рубежом, а также поздравил автомобилистов страны с новинкой. За 2015 год Веста прошла финальную стадию к производству, запустилась на конвейере в Ижевске, начала продаваться по всей стране, а также (!) начала принципиально новый виток истории с пересаживанием чиновников на отечественные автомобили. И на сей раз, похоже, процесс этот более «сбалансированный»: на абсолютно реальные, собранные с нормальным серийным качеством Lada Vesta (и, в вероятной перспективе, на удлинённые Lada Vesta Signature) пока пересаживаются только «регионалы»: из мэрии Тольятти, из правительства Самарской области и, возможно, из ведомственных структур в Чечне.

Lada Xray


А в декабре того же 2015-го с последними разработками АВТОВАЗа ознакомился заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович. В ходе визита в Тольятти ему тоже достался «эксклюзив» – доселе никем, кроме заводчан, не тестированный «высокий хэтчбек» Lada Xray с новым 1,8-литровым мотором и коробкой АМТ. Аркадий Владимирович тоже высказался подробно.
Приятные ощущения. Это очень качественные автомобили для города, особенно с коробкой передач АМТ, которая обеспечивает комфортное вождение в городском режиме. В то же время есть уже автомобили, где чуть больше драйва, можно почувствовать дорогу и скорость. Я поздравляю своих коллег с хорошими разработками.

А. В. Дворкович об автомобиле Lada Xray


В январе 2016 года Дворкович вернулся на АВТОВАЗ уже в составе целой делегации, которую возглавлял премьер Медведев, и в которую входил также министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Главе Правительства был предложен автомобиль Lada Xray для тест-драйва.
Я прокатился, мне нравится, очень комфортная, современная машина, которая ничуть не хуже любого аналогичного автомобиля, который делают иностранные производители. Мне кажется, у нее хорошее будущее.

Д. А. Медведев об автомобиле Lada Xray

Медведев сообщил также, что в 2016 году отечественный автопром получит наибольший из всех гражданских отраслей объём субсидий (около 50 млрд рублей), сохранятся основные меры поддержки, применяемые в 2015 году, а главной мерой останется программа обновления парка транспортных средств. Денис Мантуров добавил, что на логистику и омологацию для экспорта автомобилей из России в 2016 году планируется потратить 3,3 млрд рублей.

Резюме по всему циклу статей

Если посмотреть на отношение власти к автопрому России за прошедшую сотню лет, создаётся впечатление, что сейчас автомобильная промышленность впервые за весьма долгое время получила весомую поддержку на уровне государства. Однако, чего во всей этой новейшей истории окажется больше – слов или дел – можно будет понять только спустя пять, десять или пятнадцать лет. И тогда мы, быть может, вернёмся к этой теме ещё раз.

Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
12.05.2016 10:27
Игорь

"Несмотря на всю эту лёгкую комичность ситуации, на тот момент в «новичков», кажется, верили все без исключения" ошибаетесь, лично я в них никогда не верил и сразу говорил, что не будет не то что машин от них в срок, а то, что и самих их не будет, не те люди там, всё это был просто пшик

1

12.05.2016 12:14
Евгений

Плохо пытались пересадить чинуш, поэтому и не получалось.В 70-е; 80-е чинуши спокойно перемещались на Волгах и были вполне довольны. Нужно просто строже запрещать, в закупках прописать - автомобили чиновников - "Волга" ГАЗ-3110. И все, без вариантов. Дома пусть хоть на золотой карете катаются, а на работу либо пешком, либо на общественном, либо на своей карете(и за свой счет), либо на Волге. Посмотрели бы что они выберут. Не нравится качество - вперед, лоббировать интересы завода, следить за производством. Опять же - сыпались что ли поголовно те чиновничьи Волги в 80-х?И не нужно на президента кивать, мол он на пуллмане. Он один, а этих спиногрызов тьма-тьмущая. Они что, тоже на пуллманах все хотят что ли? Президенту просто нужно сделать ОДИН(плюс страховочные) полностью отечественный лимузин, а не целый многомиллиардный проект городить с непонятной окупаемостью и перспективой. Или на худой конец как на Параде Зилы. Сверху Зил - снизу мерседес или крайслер. Чтобы шильдика фашисткого не видно было вблизи Кремля и Парада Победы.

3

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings