Китайцы в топ-15, кризис премиума и серый импорт: что происходит с авторынком в 1 полугодии

Первая половина прошлого года принесла автомобильному рынку ожидаемый прирост: после ковидной весны в 2020, когда автосалоны были закрыты, легко было прогнозировать положительную динамику. Нынешнее первое полугодие разделилось на «до» и «после». Полноценные продажи шли лишь в январе-феврале, а уже в начале марта начались заморозки бизнеса, остановки продаж и даже первые уходы с российского рынка – например, страну досрочно покинула Honda. Давайте взглянем на итоги продаж в первом полугодии и выявим ключевые особенности рынка в новой реальности.

Обычно мы анализируем структуру продаж, опираясь на два статистических документа: отчет АЕБ, который отражает число автомобилей, которые отгружены брендами дилерам, и отчет Автостата по регистрациям в ГИБДД, который показывает более реальную картину происходящего. Это позволяет в том числе отследить расхождения между «желаемыми» и фактическими объемами продаж. Однако в нынешних условиях анализировать больше нечего: большинство брендов прекратило локальное производство и импортные поставки машин, так что нет никакого смысла в попытках сопоставления цифр.

В марте рынок рухнул, так что подводить итоги полугодия впору не в сравнении с прошлым годом, а сравнивая первый квартал, когда продажи как-то шли, со вторым, чтобы понять, кто еще продает машины в текущих условиях. Если разделить 1 полугодие на первый и второй квартал, то во втором квартале было продано лишь 25% от общего объема за полгода – то есть, продажи во втором квартале упали втрое, до 88 тысяч штук против 264 тысяч в первом. Ну а еще, глядя на сплошную красноту в таблицах, можно попытаться оценить, кто просел меньше других и извлек условную выгоду из ситуации. Хотя здесь ответ будет предсказуем: это китайские бренды и Lada. Впрочем, давайте пойдем по порядку.

Премиум-сегмент

Обычно премиум-сегмент даже в кризисные годы оставался более стабильным и менее подверженным общим веяниям. Однако в этот раз все иначе: ведь в середине марта Евросоюз и США запретили импорт в Россию дорогих автомобилей, а в конце марта аналогичный запрет ввела Япония. В условиях отсутствия поставок поддерживать продажи оказалось попросту нечем: складские запасы у премиальных брендов не очень велики, (хотя фотографии складских парковок Mercedes-Benz производят впечатление). Поэтому у большинства люксовых марок продажи во втором квартале упали даже сильнее, чем в три раза, как в среднем по рынку.

Mercedes-Benz E 300 2020–н.в.

Например, Mercedes-Benz во втором квартале реализовал лишь 18% от общего объема за полугодие, BMW – 17%, а Lexus и вовсе 10% – то есть, продажи у японцев во втором квартале рухнули в 10 раз, до 229 автомобилей. Объясняется это все тем же малым запасом машин: ведь тот же Lexus в реальности продал даже больше, чем заявлено в статистике АЕБ. В отчете значатся 1783 автомобиля, а на учет встали 2363 – то есть, на треть больше, но почти все эти машины 2021 года выпуска. То есть, налицо распродажа складских запасов.

Та же ситуация у брендов с небольшими объемами продаж: например, у Audi, Jeep, Cadillac, Porsche – все они отчитались в АЕБ о меньшем числе проданных машин, чем было зарегистрировано на самом деле. Самая любопытная статистика здесь у бренда Genesis: АЕБ заявляет о 859 проданных машинах и падении на 36%, а на само деле на учет встало 1450 машин – то есть, на 87% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года (АППГ). Во втором полугодии статистика наверняка «выправится», но корейцы пока не заявляли об уходе из России, так что шансы на относительный успех у Genesis есть. Но это, пожалуй, вообще единственный премиум-бренд, который имеет шансы продать хоть что-то во второй половине года. Вопреки обыкновению, мы видим настоящий кризис премиум-сегмента. Единственное, на что будет любопытно взглянуть во втором полугодии, – это объем новых премиальных автомобилей, ввезенных по серым каналам: его отразит статистика регистраций по сравнению с данными АЕБ. Ведь практика ввоза машин из ОАЭ, США и Европы набирает обороты: помимо дефицита его подстегивают и колоссальные накрутки цен дилерами, из-за чего привезти дорогой автомобиль «в серую» становится банально выгоднее.

Средний и бюджетный сегмент

Если совокупные продажи премиума во втором квартале упали более чем на 80%, то в среднем и бюджетном сегменте они снизились «всего» на 76%. Правда, здесь ситуация тоже неоднородная. Те бренды, что остались в России, во втором квартале реализовали около 25% от полугодового объема. Такие результаты у крупных игроков вроде Hyundai и Kia, а у Lada даже чуть больше – 28,5%. Те, кто заморозил поставки и покинул рынок, потеряли больше. Например, продажи Renault на фоне ухода из России во втором квартале обвалились в 4 раза: погибающие дилеры распродали 6,5 тысяч машин, или 20% от объема за полгода.

Renault Duster 2021

При этом массовые бренды более наглядно демонстрируют растоваривание складов: почти все, кто прекратил поставки машин, отметились занижением показателей АЕБ относительно реальности. Например, дилеры Skoda продали 16,5 тысяч машин, хотя бренд отчитался о поставках 14,5 тысяч. У Toyota 21,5 тысяча регистраций против 18,5 тысяч в статистике АЕБ; у Mitsubishi 8,2 тысячи против 7,2; у Mazda 7,3 против 6,8. Все это говорит о преобладании спроса над предложением: несмотря на феноменальный рост цен и дилерские наценки, покупатели понемногу выгребали остатки машин из запасов. Во втором полугодии цифры могут стать еще более странными, ведь какие-то резервы у дилеров еще есть, а вот новые отгрузки у перечисленных выше марок будут стремиться к нулю. По этой же причине можно не смотреть на «успех» бюджетных Chevrolet, которых в начале этого года успели разойтись тиражом в 450 штук: поставки машин из Узбекистана уже давно прекращены.

Впрочем, считать, что крупные игроки держатся более стабильно, опираясь лишь на преобладание объемов АЕБ над регистрациями, тоже не совсем корректно. Да, у лидеров ситуация обратная: Lada отчиталась о 74,5 тысячах проданных машин, хотя на учет встало лишь 73 тысячи, и у Kia с Hyundai результаты схожие. То есть, складские запасы у марок велики, и спрос покрывается полностью. Но на деле это говорит и о том, что запредельный рост цен становится причиной для отказа от покупки новых автомобилей. Нагляднее всего это демонстрирует УАЗ: в отчете АЕБ в первом полугодии значится 9,7 тысячи автомобилей, а на учет встало лишь 4,5 тысячи – реальное отличается от заявленного более чем в 2 раза. То есть, желающих покупать Хантер за 1,5 миллиона и Патриот за 2-3 миллиона становится все меньше – покупатели меняют курс и прицениваются к свежим подержанным машинам за рубежом.

Китайские бренды

Как мы и предполагали, главными бенефициарами нынешнего кризиса рынка можно считать китайские бренды. Да, просадка продаж коснулась и их, и не в последнюю очередь она связана все с той же ценовой политикой, когда модели, приезжая в Россию, порой оказываются в 2-3 раза дороже, чем на родине. Однако если взглянуть на результаты трех крупнейших игроков, то ситуация все равно не такая тяжелая, как у некитайских брендов. Так, Chery в первом полугодии просела на 20%, Haval на 18%, а Geely всего на 13%. Еще более наглядно ситуацию отражают продажи во втором квартале. Haval в апреле-июне продал 30% от всего объема за полгода (то есть, продажи упали «всего» вдвое), что даже лучше, чем у Lada, Hyundai и Kia. У Geely этот показатель составляет 38%, а у Chery все 40% — то есть, их продажи во втором квартале относительно первого сократились на треть, что на общем фоне кажется успехом.

Haval Jolion
Geely Coolray

Менее удачно складываются дела у Changan, потерявшего половину объема. А вот продажи молодого бренда Exeed, подконтрольного Chery, выросли, пусть отчасти на эффекте низкой прошлогодней базы. К тому же марка продолжает заполнять дилерские центры и склады: на учет встало 3,8 тысячи машин против 4,3 тысячи в отчете АЕБ.

Сравнительный успех китайских брендов отражается и в списке самых продаваемых моделей. Если по итогам 2021 года в топ-25 не было ни одного «китайца», то в первом полугодии Haval Jolion и Chery Tiggo 7 Pro влезли сразу в середину списка, заняв 15 и 16 место соответственно. Более того, в июне Jolion и вовсе попал в топ-5 самых продаваемых машин в России, сохранив тираж в 900 экземпляров относительно АППГ. А суммарно в июне в топ-25 оказалось уже 4 китайских модели: в список также вошли Geely Coolray, Haval F7, Haval F7X и Geely Tugella. Последняя модель наглядно показывает, в каком крутом пике находится рынок: чтобы попасть в число самых продаваемых, Geely оказалось достаточно продать 257 экземпляров Tugella. Посмотрим, как будет выглядеть топ-25 во втором полугодии, когда из него выпадут модели Renault, Mazda и Volkswagen.

Что будет дальше?

Кризис сломал привычный ход продаж: многие дилеры искусственно завышают цены и притормаживают спрос, чтобы растянуть запасы машин на ближайшие несколько месяцев и обеспечить себя куском хлеба. И если полгода назад на ситуацию могли немного повлиять представительства брендов, которые хоть как-то сбивали аппетиты дилеров, то сегодня мы оказались в условиях к фактически бесконтрольного ценообразования.

На фоне задранных цен вновь расцветает рынок серых машин, пригоняемых из-за рубежа. Само собой, это прежде всего «проходные» подержанные автомобили в возрасте 3-5 лет, требующие уплаты минимальной таможенной пошлины. Однако те, кто хочет купить именно новую машину, тоже смотрят в сторону зарубежья, причем часто ближнего. Например, можно сэкономить и привезти новую машину из Казахстана или других стран ЕАЭС вообще без пошлин. Но на фоне пока еще выгодных валютных курсов и лютых дилерских наценок даже покупка автомобиля с уплатой пошлины часто остается вполне выгодным вариантом.

А вот рассуждать о том, что будет с рынком хотя бы к концу года, пока бессмысленно. Оптимисты рассуждают об оживающем кредитовании, вернулись и льготы для стимулирования спроса. По идее, продажи могут пойти вверх. Даже при стоящих заводах и фактически перекрытом импорте дилерские склады не опустеют еще несколько месяцев. Но вот давать прогноз за рамками этого временного горизонта сегодня не возьмется никто.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings